Типы экономических систем и модели государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 03:53, курсовая работа

Краткое описание

Изучение зарубежного опыта государственного регулирования экономики полезно для недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в большинстве стран ЕС.
Объектом исследования данной работы является государственное регулирование экономики, а предметом выступает специфика государственного регулирования экономики в странах ЕС.
Цель работы: изучение опыта государственного регулирования экономики в странах ЕС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Определение рынка труда 4
Типология и структура рынка труда 6
Спрос на труд.Предложение труда.Равновесие на рынке труда 10
Безработица и занятость 15
Регулирование рынка труда 19
2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЕС
Типы экономических систем и модели государственного регулирования 22
Немецкая модель государственного регулирования экономики 24
Французская модель государственного регулирования экономики 26
Шведская модель государственного регулирования экономики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРО Кравченко А.А. ГОТОВАЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости. Занятость представляет собой деятельность граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско - правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Из определения сущности категории “Занятости” следует, что она является естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема категория полной занятости по следующим причинам:

Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом его поступление на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени в  течении которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.

Во-вторых, научно-технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого незанятого вследствие закрытия ”старых “ отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в “новых” отраслях. Это структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления необходимо государству и частным фирмам создавать центры по переподготовке кадров.

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут лишь “сгладить” экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.

В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной экономики.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Сумма структурной и фрикционной безработицы равна естественной безработице. Эти формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства. Таким образом, полной занятости не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации.

Борьба с инфляцией, снижающей реальный доход населения, ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработным. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости.

Государственная политика в области занятости населения направлена на:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;
  • соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. 

Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.

 

    1. Регулирование рынка труда

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не  только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническо-вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине  XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса  и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно- технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции  на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное де регулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках де регулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рынок труда и безработица. Государственное регулирование занятости на примере зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

В данной работе сделана попытка дать анализ такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и работодателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

        1. Владимиров Дмитрий. Хорошие рабочие в дефиците – БЕЛЫЙ ДОМ.// «Российская газета», 16 .02.2007.
        2. Гимпельсон В., Р. Капелюшников. Нестандартная занятость// « Вопросы экономики» №1-2006Капелюшников Р.И.,
        3. Курс  экономической  теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.Киров: Аса, 1996.
        4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда: Учеб.-метод.пособие. 2-е изд., испр. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999.
        5. www.apsc.ru
        6. www.media.infobus.ru
        7. www.newizv.ru

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Типы экономических систем и модели государственного регулирования