Теория трансакционных издержек: институциональный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, экономический субъект должен обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. С точки зрения институциональной экономической теории поиск этой информации оказывается вовсе не бесплатным, а наоборот сопряженным определенными затратами. В экономической науке они получили название «трансакционные издержки». Эти издержки не относятся к физическому производству благ, а сопутствуют ему. Данный термин был введен американским экономистом Р. Коузом в его статье «Природа фирмы». Целью данной курсовой работы является определение роли трансакционных издержек в рыночной экономике и институциональный анализ при минимизации данных издержек.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие трансакционных издержек и их роль в экономической теории 4
§1. Определение понятия трансакционных издержек. История их выявления. 4
§2. Типы трансакционных издержек 6
Глава 2. Теория трансакционных издержек: институциональный анализ 12
§1. Фирма – как один из альтернативных способов экономической организации. Ее эффективность и причины появления. 12
§2. Институциональный анализ: понятие институтов их место в теории трансакционных издержек 15
§ 3. Трансформационный подход Норта. 17
§ 4. Проблема измерения трансакционных издержек 20
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

ispravlenny_vid_kursovoy.docx

— 65.56 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ


 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

Курсовая работа

Тема: «Теория трансакционных издержек: институциональный анализ»

 

 

студентки I курса

факультета МЭО 

11-й академической группы

Едалиевой  А.А

 

 

Научный руководитель:

К.э.н., доцент

Котов Г.Н


 

 

Москва 2012 г. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие  трансакционных издержек и их роль в экономической теории 4

§1. Определение  понятия трансакционных издержек. История  их выявления. 4

§2. Типы трансакционных издержек 6

Глава 2. Теория трансакционных издержек: институциональный анализ 12

§1. Фирма  – как один из альтернативных способов экономической организации. Ее эффективность  и причины появления. 12

§2. Институциональный  анализ: понятие институтов их место  в теории трансакционных издержек 15

§ 3. Трансформационный  подход Норта. 17

§ 4. Проблема измерения трансакционных издержек 20

Заключение 21

Список литературы 23

 

 

Введение

Для того чтобы осуществить  свой выбор в мире ограниченных ресурсов, экономический субъект должен обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. С точки зрения институциональной экономической теории поиск этой информации оказывается вовсе не бесплатным, а наоборот сопряженным определенными затратами. В экономической науке они получили название «трансакционные издержки». Эти издержки не относятся к физическому производству благ, а сопутствуют ему. Данный термин был введен американским экономистом Р. Коузом в его статье «Природа фирмы».

Введение Р.Коузом понятия трансакционных издержек в экономическую теорию позволило понять, что все процессы взаимодействия между людьми протекают не без каких-либо затрат. Он также подчеркивал фундаментальную роль трансакционных издержек в процессе формирования институтов, составляющих экономическую систему.

Трансакционные издержки играют большую роль в любой экономике  и  позволяют оценить эффективность  производства предприятия. Они пронизывают  все стороны хозяйственной жизни  общества, мы сталкиваемся с ними на каждом шагу.

Само понятие трансакционных издержек было введено для определения таких иерархических структур как фирма. Коуз связывал образование фирм с их преимуществами относительно экономии на трансакционных издержках. Эти издержки выступают в качестве основной категории теории трансакционных издержек.

Целью данной курсовой работы является определение роли трансакционных издержек в рыночной экономике и институциональный анализ при минимизации данных издержек.

 

 

Глава 1. Понятие трансакционных издержек и их роль в экономической теории

§1. Определение понятия трансакционных издержек. История их выявления.

Для более тщательного объяснения термина трансакционных издержек, сначала нужно выяснить, что же означает само слово «трансакция» из которого оно состоит. Экономическое толкование этого термина таково: «Трансакция (от лат. transactio - совершение, договор) – есть сделка, соглашение (политическое, юридическое), сопровождаемое обычно взаимными уступками»1. Она может быть формальной (закрепленной в определенных документах) или неформальной (основываться только на предварительных договоренностях сторон). Данное понятие используется не только при обмене какими-то экономическими благами, но и при обмене юридическими обязательствами. Перед заключением сделки экономический субъект предварительно собирает всю интересующую его информацию, которая необходима ему для заключения трансакции: цену товара, его качество, а также информацию о самом партнере, о его добросовестном выполнении обязательств, предусмотренных в соглашении.  Этот «сбор» информации потребует как материальных затрат, так и затрат времени и сил субъекта. В экономической науке есть определение, характеризующее данные затраты. Это - «трансакционные издержки». К таковым относятся все издержки сопровождаемые заключение сделки: издержки составления определенного плана  действий, издержки ведения переговоров с контрагентом об её условиях, издержки обеспечения добросовестного выполнения условий сделки и издержки, возникающие при несоблюдении ее условий одной из сторон. Итак, это все затраты возникающие при экономическом взаимодействии сторон  для осуществления трансакции.

К. Эрроу определил трансакционные издержки как «издержки эксплуатации экономической системы»2. Их необходимо отличать от производственных издержек, составляющих суть расходного компонента хозяйственной деятельности в неоклассической теории.3

Введением данного понятия  экономическая наука обязана американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Р. Коузу, который впервые упомянул о них в своей известной статье «Природа фирмы» (1937г.), и называл их издержками цен, издержками осуществления трансакций обмена на открытом рынке или просто рыночными издержками. Позднее, уже в 1960 году, в другой своей статье - «Проблема социальных издержек» - он называет их издержками рыночных трансакций, и объясняет их так: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить всех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее»4

В экономической науке широкое распространение получило следующее определение трансакционных издержек, сформулированное К.Далманом:

 « Трансакционные издержки (transaction costs) – это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»5. В общем, это все издержки которые не относятся к самому процессу физического производства экономических благ.

Термин «трансакционные издержки» был введен Коузом при анализе таких экономических структур как фирма. По его мнению фирмы, в силу своей иерархичной формы организации, способствуют экономии трансакционных издержек. Он предлагал рассматривать фирму и сам рынок как альтернативные способы экономической организации. Выбор же в пользу одного из них зависел от величины трансакционных издержек, соответствующих каждому из них.

В узком смысле слова, под  трансакционными издержками понимаются время и усилия, затрачиваемые на заключение сделки. Высокие издержки могут ограничить функционирование рынков и способствовать неэффективному развитию производства. В более широком же смысле слова, под трансакционными издержками подразумевают любое использование ресурсов, которое требуется для достижения и соблюдения условий соглашения, в том числе затраты на получение информации, которая необходима для выработки стратегии торгов, время, потраченное на торг, а также затраты на предотвращение мошенничества со стороны других участников сделки6.

§2. Типы трансакционных издержек

В силу того, что все экономические процессы имеют контрактную природу, любые отношения обмена осуществляются при помощи заключения  контракта. Контракт может быть формальным (explicit) – выраженный словами в устной или письменной форме или негласным (implicit) –обусловленным действиями или поведением сторон7. При заключении контракта возникают определенные затраты.

Следует отметить, что в  экономической науке не сложилось  общепринятой классификации трансакционных издержек. Каждый из исследователей предлагал свою типологию. На мой взгляд, наиболее общей является классификация, предложенная О. Уильямсоном.

 О. Уильямсон, американский экономист, один из представителей неоинституционализма, привязав классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки, разделил их на трансакционные издержки ex ante и ex post, т.е. возникающих до и после заключения сделки. Издержки ex ante – издержки, возникающие при составлении самого проекта договора, ведения переговоров и обеспечении гарантий заключаемой сделки. Издержки ex post – затраты, возникающие в ходе выполнения обязательств, предусмотренных в сделке, а также ошибок, и непредвиденного внешнего воздействия.

В качестве этапов заключения сделки О. Уильямсон выделил следующие: поиск партнера, согласование интересов, заключение сделки и контроль за её выполнением.

Издержки ex ante:

- Издержки поиска информации. Ввиду того, что информация на рынке распределена ассиметрично, для полного её получения требуются определенные затраты. Это затраты времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой приобретаемой информации, которая приводит к дополнительным расходам (покупка товаров по цене, выше равновесной или его продажа по цене, ниже равновесной). Для того чтобы быть уверенным в эффективности заключенного соглашения, экономический субъект предварительно собирает информацию о контрагенте (например, компания по страхованию жизни потребует от вас ряд справок о состоянии вашего здоровья и проверит их достоверность).

- Издержки ведения переговоров. Переговоры об условиях обмена и   о юридическом оформлении самой сделки, также сопровождаются затратами. Нередко, для экономии таких видов издержек на практике используется система стандартного договора.

- Издержки измерения. Любое экономическое благо обладает определенными свойствами. Перед его приобретением экономический субъект сначала определит его качество и получаемую полезность, что влечет за собой некоторые издержки, названные издержками измерения.  Измерение качеств товара может обезопасить агента от неэффективного выбора. Зачастую, для определения качества продукта требуется соответствующая измерительная техника (контрольные весы, персональные калькуляторы и т. д.). Для сокращения такого рода издержек и существует торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае нередко возникает опасность подделки. Фирменный знак показатель того, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могут полагаться на него. При обнаружении какого-либо дефекта фирменный знак данного товара может потерять свою репутацию, что приведет к её потерям, которые превзойдут полученную прибыль от манипуляции с качеством товара.

- Издержки заключения контракта.  После всех предварительных действий наступает сам момент заключения сделки, что также не может обойтись без издержек. Оформление сделки (юридическое или нелегальное) требует также затрат времени и денег.

Издержки ex post:

- Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» был введен О. Уильямсоном, который охарактеризовал его как недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод. Большое внимание данному виду издержек уделено в книге О.Уильямсона «Экономические институты капитализма» (1985),  где он рассматривает оппортунизм - как преследование личного интереса с использованием коварства (self-interestseeking-with-guile)8. Исходя из этого, можно сказать, что выявление и наказание нарушителя договора связано с издержками. Требуются необходимые затраты, для защиты контрагентов от оппортунистического поведения.

Существует две формы  оппортунистического поведения: «отлынивание» и «вымогательство».

 «Отлынивание» (shirking) - работа с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора9. При отсутствии контроля за агентом, он может начать действовать, исходя из собственных интересов, которые не всегда могут совпадать с интересами нанявшей его фирмы. Такая проблема может наблюдаться и в том случае, когда люди действуют в одной команде, где личный вклад каждого члена определить сложно (вклад каждого футболиста в выигрыш его клуба). Следовательно, при этом появляется разрыв между количеством труда и его оплатой, что приводит к нарушению стимулов к труду, таким образом, создаются условия, которые подталкивают к отлыниванию.  Однако контроль за деятельностью сотрудников определенной компании обычно оказывается дорогостоящим, и зачастую руководители этих компаний отказываются его проводить, так как издержки контроля могут превышать издержки от самого оппортунистического поведения.

Другая форма оппортунистического  поведения – «вымогательство» (holding-up). Такое поведение возникает при сотрудничестве одного конкретного работника с определенной фирмой на протяжении длительного времени, который приобретает за это время какие-то уникальные навыки. При этом он становится незаменимым работником, поскольку приносит фирме большую отдачу, и заменить его на «новичка», который не знаком со спецификой деятельности данной фирмы, будет неэффективно. В данной ситуации, обладатель уникальный навыков имеет определенные преимущества по отношению к фирме и может шантажировать руководство угрозой ухода. Однако не факт, что этот работник может найти более достойное применение своим навыкам, чем в данной фирме. Следовательно, у руководства также появляется возможность шантажа в форме угрозы увольнения. При этом рабочий и фирма становятся незаменимыми друг по отношению к другу. Это и создает угрозу для «вымогательства». У каждого из партнеров появится возможность шантажировать другого угрозой прервать с ним деловые отношения. Для сокращения риска «вымогательства», в контракте должны тщательно оговариваться обязательства сторон и определенные санкции за их нарушение.

- Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят издержки на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации прав и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку нарушителя, определить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно. Появление  издержек данного вида можно предотвратить, если воспитать членов общества в духе согласия с общепринятыми «правилами игры» и этическими нормами, что является более эффективным способом защиты прав собственности, нежели использование механизмов принуждения.

Информация о работе Теория трансакционных издержек: институциональный анализ