Теория стоимости и ее эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Общество представляет собой совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или иными экономическими отношениями, определяющими все другие общественные отношения. Данное экономические отношения складываются в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Содержание

Введение
Глава1. Теория стоимости и ее эволюция.
1.1 Трудовая теория стоимости.
1.2 Прибавочная теория стоимости.
1.3 Теория издержек производства как основа ценообразования.
1.4 Теория предельной полезности.
Глава 2. Сущность и значение закона стоимости.
2.1 Формирование закона стоимости с точки зрения теории стоимости.
2.2 Функции закона стоимости.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

экон теория.docx

— 63.56 Кб (Скачать файл)

В результате производства и реализации дополнительной единицы  продукции предприятие может  получить предельный доход, т.е. приращение валового дохода. Предельный доход  может быть рассчитан делением прироста валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции  на прирост объема производства и  реализации на единицу: MR=?TR/?Q, причем ?Q=1.

Сравнение предельного дохода и предельных издержек для товаропроизводителя  имеет важное значение в выработке им своей хозяйственной политики.

Наращивание предельных издержек прекращается, как только их величина станет равной величине предельного  продукта. Под предельным продуктом понимается продукция, полученная в результате увеличения любого ресурс (фактора) на единицу при неизменной величине всех остальных ресурсов или факторов. Между динамикой изменения предельного продукта и предельных издержек существует обратная связь. До тех пор, пока предельный продукт будет расти, предельные издержки будут снижаться и наоборот. При максимальном значении предельного продукта, величина предельных издержек будет минимальной.

В заключение необходимо сказать, что издержки производства подвержены воздействию целого ряда факторов. Среди них, прежде всего необходимо назвать достижения науки и техники, получающие технико-технологическую материализацию в производстве, в совершенствовании управления, в повышении квалификации работников. Несмотря на то, что привлечение данных факторов порой стоит больших затрат, однако высокоэффективная их отдача с лихвой перекрывает издержки на их приобретение.

Другим фактором является цена на экономические ресурсы. Снижение цен на факторы производства позволяет  на одни и те же финансовые средства приобрести большое количество материальных и трудовых ресурсов, и, следовательно, выпустить и предложить рынку  большее количество товаров.

Следующие факторы связаны  с экономической политикой государства. В частности, речь идет, прежде всего о налоговой политике и политике экономической поддержки. Повышение налогов имеет своим следствием повышение цен. Оно воздействует на издержки производства двояким образом: через косвенные и прямые налоги, которые в конечном итоге сказываются на ценах приобретаемых ресурсов. Это не может не вызывать свертывания спроса, а следовательно, и предложения. Расширение субсидий ведет к облегчению финансовой участи предприятий, открывает возможности для новых инвестиций, совершенствования производства и расширения выпуска продукции и продаж.

1.4 Теория  предельной полезности

Австрийская школа предельной полезности дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и  услуг с позиции экономической  психологии покупателя, потребителя  полезных вещей. Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовлетворения (или удовольствия). Это свойство экономисты обозначили термином «полезность». Основы теории полезности разработаны  такими крупными экономистами 19 века, как Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, а также его последователи Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер.

Теория  предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального значения. Впервые был  использован принцип предельности, который стал применяться в других экономически науках. Центр тяжести  в экономическом анализе был  перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. А также экономическая  теория впервые приняла в качестве исходного момента поведение  производителя и потребителя.

Представители новой экономической концепции - теории предельной полезности - в качестве исходного явления при определении  стоимости избрали отношение  человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных  благ.

Таким образом, было создано особое направление  в экономической науке, которое  было названо «маржинализм» («предельность»). Основные положения данного течения  настолько отличались от представлений  классической школы, что маржинализм  был признан переворотом в  науке.

Если  классическая школа (Смит, Рикардо, Маркс) считала, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, и, значит, является объективной величиной, то маржиналистский подход противоположен. Его ключевое положение состоит в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Таким образом, основные положения маржинализма состоят в следующем:

q Стоимость товара не должна определяться затратами труда (или труда, земли и капитала);

q Стоимость (или ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага;

q Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая субъективные оценки полезности благ конкретными потребителями;

q Появился термин «предельная величина» и на основе этого различают совокупную (общую) и предельную полезность благ;

q Стоимость труда и капитала. А значит, и издержки производства определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительных товаров.

Таким образом, теорию предельной полезности можно считать субъективно- психологической теорией. Основанием этого служат убеждения маржиналистов в том, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний.

Так, например, представитель  австрийской школы Карл Менгер считал, что все блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей.

Данная мысль послужила  основной отправной точкой целого научного направления. В дальнейшем маржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого блага носит «приростный характер». Другими словами, потребитель постоянно увеличивает количество потребляемого блага, пока не почувствует себя сытым.

Отсюда следует 3 важных вывода:

1. Каждая дополнительная  единица товара приносит потребителю  дополнительную полезность, которую  маржиналисты назвали «предельной полезностью» данного блага. Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях). Отсюда следует, что предельная полезность - это не наименьшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально потребляться

 

  ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ,  ЗАКОН СТОИМОСТИ И ЕГО ФУНКЦИИ.            

     “Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ

производства, - писал  Карл Маркс, -выступает как “огромное скопление товаров”,

а отдельный товар - как элементарная форма этого  богатства.  Наше исследование

начинается поэтому  анализом товара.”

Не случайно выбрал Маркс  подобное начало для изучения капиталистического

способа производства.  Товар  и деньги возникли в глубокой древности  и

обслуживали различные общественные системы.  Однако, по мере развития

производства и обмена товар становиться экономической  клеточкой, из которой

затем возникает капитализм.  Поэтому, не поняв природы товара и денег, нельзя

понять как законы и  логику развития капитализма, так и  формы использования

товарно-денежных отношений  в условиях социализма.  По этой причине  я начну

своё исследование теории стоимости с объяснения понятия  товара и анализа его

свойств.

Для начала совершим краткий  исторический экскурс, чтобы познакомиться  с

предысторией развития понятия  товарных отношений.

Задолго до капитализма, в  условиях рабовладельческого общества, учёные

стремились понять сущность товарных отношений, законы, которые  ими управляют.

Учёные древнего мира делали это попутно, но достигли серьёзных  результатов.

Маркс писал, что исторически  воззрения греческих учёных образуют теоретические

исходные пункты современной  науки.  Выдающееся место в этом отношении

принадлежит Аристотелю, с  его пониманием необходимости обмена продуктами труда,

хотя он и оставался  сторонником натурального хозяйства.  Аристотель в своих

работах пришёл к гениальному для его времени выводу: если один товар

обменивается  на другой, то это значит, что они равны. Но он не смог

выяснить, что лежит в  основе равенства товаров.

В средние века равенство  товаров трактовалось с теолого-этической  точки зрения,

поэтому только в дальнейшем, когда идеологи буржуазии в борьбе против

феодализма стали разрабатывать  экономическую науку и обратились к анализу

производства, теория товара постепенно получила своё дальнейшее развитие.

Меркантилистская теория, возникшая на заре капитализма, не могла  дать

сколько-нибудь правильного  решения проблемы. Меркантилисты  считали источником

богатства не производство, а лишь процесс обращения, деньги.  Родоначальник

буржуазной классической политической экономии Вильям Петти впервые установил,

что стоимость товаров определяется сравнительным количеством затраченного

на них труда.   Он ошибочно считал, что стоимость создаётся лишь трудом,

затраченным на производство денежного товара (серебро), а остальные виды труда

создают стоимость лишь вследствие обмена их продукта на деньги.   Физиократы в

отличие о меркантилистов утверждали, что источником богатства  является сельское

хозяйство, в котором создается  “чистый продукт” - излишек продукта природы

сверх положенных затрат.  Признавая лишь сельскохозяйственный труд создателем

“чистого дохода”, физиократы по существу считали, что стоимость  растёт из

земли.  Буржуазная классическая теория получила своё завершение в  трудах Адама

Смита и Рикардо. Смит выдвинул положение, что в любой отрасли производства,

всякий труд создаёт  стоимость.  Но он был непоследователен.  Наряду с

трудовой теорией стоимости  мы находим у Смита определение  стоимости, как

стоимости труда, покупаемого  за данный товар, и как суммы доходов  рабочих и

капиталистов. И Смит и  Рикардо не исследовали исторического процесса развития

обмена и считали капитализм вечным, естественным явлением.  В  итоге, обмен

товаров трактовался буржуазными  экономистами, как внеисторическое, вечное

явление, обусловленное природой человека.  Только Маркс сумел  подвести научный

подход к экономической  теории.  Он также доказал, что  для познания законов

товарного производства, надо анализировать условия материальной жизни общества,

условия производства материальных благ.

Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости, как её

составляющей, является товар, которому исторически и логически  предшествует

категория “благо”.  Благо это всё то, что заключает в себе

определённый  положительный смысл, предмет, явление, продукт труда,

удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам,

целям, устремлениям людей.

Для понимания благ большое  значение имеет их классификация. Существует

множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ.

Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и

нематериальные.

1)       Материальные блага включают: естественные дары природы,

продукты производства.  Иногда к материальным благам относятся  и отношения по

присвоению материальных благ.  Их объединяет тот факт, что  они полезны.

2)       Нематериальные блага - эта блага, воздействующие на

развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере.

Особое значение имеет  разделение благ на экономические и неэкономические.

К экономическим благам относятся  те, которые являются объектом или

результатом экономической, деятельности, то есть которые можно  получить в

количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями, в то

время, как неэкономические  блага предоставляются природой без приложения

человеком усилий.

Специфической формой экономического блага является товар.  Таким образом 

товар, это специфическое экономическое благо, произведенное для

обмена. По определению К. Маркса  “товар есть прежде всего внешний

предмет, вещь, которая  благодаря своим свойствам, удовлетворяет  какие-либо

человеческие  потребности.  Природа этих потребностей, - порождаются ли они

желудком, или  фантазией, - ничего не изменяет в деле.” Фридрих Энгельс

также отмечает, что: “ Для того, чтобы стать товаром продукт должен быть

передан в руки того, кому он служит в качестве потребительской  стоимости.

Посредством обмена”.  Отсюда мы видим, что товар, это ни что иное, как

продукт труда, предназначенный  для обмена.  Из этого следует, что товар, как

таковой обладает двумя свойствами:

а) Способность удовлетворять  какую-либо человеческую потребность.

б) Пригодность к обмену.

     Способность товара удовлетворить ту или иную потребность человека

составляет  его потребительскую стоимость.

Это свойство присуще всем товарам.  Характер потребностей может  быть при этом

самым различным (физические, духовные).  Разным может быть и способ их

удовлетворения.

     Потребительская стоимость имеет три формы проявления: а) количество; б)

натуральная форма;   в) качество.  Последнее - это степень полезности

данной потребительской  стоимости, степень её соответствия потребности, её

пригодности удовлетворять  потребность в конкретных условиях потребления.

Информация о работе Теория стоимости и ее эволюция