Теория производства: неоклассический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ производства. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Исследовать закономерности неоклассической теории в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2. Выявить недостатки неоклассического подхода в теории производства
3. Выявить недостатки реализации неоклассической концепции производства в российской практике.
4. Проанализировать современные тенденции в производстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы теории производства
1.1 Закономерности неоклассической теории в краткосрочном
и долгосрочном периодах……………………………………..……………….....7
1.2. Недостатки неоклассического подхода в теории производства…………13
2. Особенности реализации теории производства
2.1. Недостатки реализации неоклассической концепции производства
в российской практике…………………………………………………………..19
2.2. Современные тенденции в производстве………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список изученной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика курсова (1 курс).doc

— 440.00 Кб (Скачать файл)

Анализ деятельности фирмы в краткосрочном периоде требует введения дополнительных понятий: общий продукт, средний продукт, предельный продукт [20, с.99].

Общий (суммарный) продукт (ТР) — общее количество продукции, произведенное за определенное количество времени. Если величина всех вводимых факторов производства, кроме одного, остается неизменной, то ТР будет расти или уменьшаться с увеличением или уменьшением количества применяемого переменного ресурса.

Средний продукт (АР) — количество продукции в расчете на единицу переменного ресурса.

Предельный продукт (MP) — изменение суммарного продукта за счет ввода в производство одной дополнительной единицы любого переменного ресурса.

В долгосрочном периоде возможно изменение всех вводимых в производство ресурсов, как переменных, так и постоянных, но базовые технологии не изменяются. Применение всех видов ресурсов увеличивает масштабы производства, поэтому для анализа деятельности фирмы в долгосрочном периоде используют понятие отдачи от масштаба. При технически эффективном способе производства увеличение выпуска продукции обеспечивается за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштаба производства. Эффект роста масштабов производства может быть положительным (возрастающим), неизменным (постоянным) или отрицательным (убывающим), что характеризует масштаб деятельности фирмы.

Неизменный эффект масштаба производства означает, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции. Это свидетельствует о том, что изменение масштаба деятельности фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов производства.

Положительный эффект масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается более чем в 2 раза. В этом случае выгоднее иметь крупное предприятие, производящее (при относительно низких издержках) продукции больше, чем мелкие фирмы с высоким уровнем издержек.

Убывающий эффект масштаба означает, что выпуск продукции не увеличивается более чем в 2 раза. Как правило, данный эффект обусловлен ограниченными возможностями управления крупным производством, нарушением координации потоков ресурсы – выпуск [21, с.63].

Во многих случаях характер отдачи от масштаба производства изменяется при достижении определенного уровня выпуска продукции, т. е. вначале действует постоянный или возрастающий эффект роста масштаба, а затем ему на смену приходит убывающий.

При прочих равных условиях чем больше эффект масштаба, тем более крупные фирмы функционируют в той или иной отрасли промышленности. Как правило, промышленные отрасли имеют больший эффект масштаба, чем отрасли сферы услуг, поскольку крупным фирмам требуются существенные капиталовложения в оборудование, чтобы они могли работать наиболее эффективно.

 

 

1.2. Недостатки неоклассического  подхода в теории производства

 

Экономическая неоклассическая теория (neoclassical economics) – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм» [17, с.41].

Первой целостной школой экономической теории стала сложившаяся в конце 18 в. классическая политическая экономия. Ее основоположник, английский экономист Адам Смит, в своей книге Богатство народов (1776) впервые представил в систематизированной форме знания об объективных закономерностях хозяйственной жизни.

Именно А.Смит придумал модель «человека экономического», которая по сей день остается фундаментом экономической теории. В основе всех экономических процессов, по его мнению, лежит человеческий эгоизм. Общее благо стихийно складывается вследствие самостоятельных действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к рациональной максимизации своей выгоды. Отсюда вытекает концепция «невидимой руки рынка», остающаяся знаменем и современных экономистов-неоклассиков. Согласно этой концепции, стремящийся преумножить лишь свое личное благосостояние индивид более эффективно служит в рыночном хозяйстве интересам общества, чем если бы он сознательно стремился служить общественному благу. Поскольку «невидимая рука рынка» обеспечивает оптимальную организацию производства, его сознательное регулирование является не только излишним, но и вредным. Поэтому государству в экономике сторонники классической политэкономии отводили роль «ночного сторожа» – гаранта соблюдения рыночных «правил игры», но не ее участника.

Во 2-ой половине 19 в. путь развития экономических идей раздвоился (рис. 4) [15, с.47].


Рисунок 4 – Эволюция экономических теорий в 19-20 веках

 

Анализом социальных проблем экономики занимались в основном последователи марксистской политической экономии (с 20 в. – также и институционализма). Изучение же собственно механизма функционирования рыночного хозяйства стало прерогативой сторонников неоклассической экономической теории (неоклассики). Оба эти направления вышли из классической политэкономии, но если сторонники первого направления подвергли критическому пересмотру принципы рационального эгоизма и «невидимой руки» рынка, то сторонники второго, напротив, продолжали считать их основой подлинно научного анализа.

Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы Яэкономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.

Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда лидерство в экономической науке перехватили последователи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса – представители кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию называют поэтому кейнсианской революцией. В отличие от неоклассиков, кейнсианцы отвергли идею невмешательства государства в хозяйственную жизнь и разрабатывали теории макроэкономического регулирования.

В течение примерно 40 лет неоклассика оставалась в оппозиции основному течению экономической теории, но затем идеи ограничения государственного вмешательства снова стали завоевывать популярность. Научную революцию 1970-х иногда называют «неоклассической контрреволюцией», поскольку она вернула неоклассике лидерство в экономической науке [8, с.69].

Хотя и в начале 21 в. неоклассическая теория сохраняет статус основного течения современной экономической науки, однако уже в 1990-е обозначился ее кризис. Многие экономисты считают, что «второе пришествие» неоклассики тоже приходит к концу, и современная экономическая теория стоит на пороге новой научной революции.

Таким образом, в истории неоклассической экономической теории четко выделяются три периода [8, с.55]:

«старая» неоклассика (1890–1930-е);

«оппозиционная» неоклассика (1930–1960-е);

современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

«Старая» неоклассика.

В основе всех теорий, анализирующих рыночное хозяйство, лежит какая-либо концепция, объясняющая принципы ценообразования. Неоклассическая концепция сформировалась в результате синтеза разрабатываемой представителями классической политэкономии трудовой теории стоимости и маржиналистской теории предельной полезности (рис. 5).


Рисунок 5 – Эволюция концепций, объясняющих природу рыночных цен

 

Одна из главных новаторских идей А.Маршалла заключалась в том, что он не согласился с попытками предшественников искать один-единственный фактор ценообразования. В качестве аналогии он приводил пример с лезвиями ножниц: бессмысленно спорить, какое именно лезвие – верхнее или нижнее – разрезает лист бумаги. Именно А.Маршалл соединил теорию предельной полезности и теорию издержек производства в дуалистической концепции цены. По его мнению, рыночная цена есть результат взаимодействия спроса, сила которого определяется предельной полезностью товара, и предложения, зависящего от издержек производства. Центром, вокруг которого происходит колебание цен, выступает нормальная цена или цена равновесия (равновесная цена), складывающаяся при равенстве спроса и предложения.


Рисунок 6 – «Маршаллинский крест»: модель формирования равновесной цены (Рравн) и равновесного объема продаж (Qравн)

 

Таким образом, теория ценообразования А.Маршалла стала своего рода компромиссом между разными подходами к вопросам стоимости и цены. Ее графическое изображение, «маршаллианский крест» (рис. 3), а также учение А.Маршалла об эластичности спроса и предложения, о краткосрочном и долгосрочном периодах и другие его теоретические находки стали основой раздела экономической теории, посвященного поведению отдельных хозяйствующих субъектов (его называют микроэкономикой) [11, с.159].

О том, насколько сильное влияние на развитие экономической науки оказали труды А.Маршалла, показывает тот факт, что уже в конце 19 в. термин «политическая экономия» (political economy) как название экономической теории постепенно выходит из широкого употребления, сменяясь термином «экономика» (economics – в честь названия книги А.Маршалла Principles of economics).

В формирование неоклассического направления внесли большой вклад, помимо А.Маршалла, также и другие экономисты начала 20 в.

Основатель американской неоклассики Джон Бейтс Кларк дал объяснение формированию доходов. По его мнению, рыночный механизм приносит собственникам факторов производства такие доходы, которые соответствуют созданным ими частям продукта: денежный капитал приносит своему собственнику процент, капитальные блага – ренту, деятельность предпринимателя – прибыль, а труд наемного работника – зарплату. Тем самым, по мнению Д.Б.Кларка, система свободного предпринимательства обеспечивает справедливое распределение доходов.

Последний выдающийся представитель неоклассического направления начала 20 века – итальянец Вильфредо Парето, который внес заметный вклад одновременно в несколько разделов неоклассической экономической теории. В частности, анализируя распределение доходов, он ввел понятие Парето-оптимальности как обозначение таких изменений, при которых происходит улучшение благосостояния хотя бы одного человека без ущерба для благосостояния какого-либо другого [12, с.74].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности реализации  теории производства 

 

2.1. Недостатки реализации  неоклассической концепции производства  в российской практике

 

В последнее время в поле зрения ученых, специализирующихся в области экономической теории, оказалось предприятие в качестве важной части экономической системы. Стало очевидным, что неоклассический подход к предприятию однобокий и имеет множество недостатков.

Если рассматривать различные этапы экономического развития, то станет очевидно, что предприятию принадлежало и принадлежит значительное место как на микро-, так и на макроуровнях. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к базовому звену экономики – предприятию. Именно на его уровне создается необходимая обществу продукция, работы и услуги. Именно в таких условиях руководители предприятий, изучая и анализируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своего рода «проектировщиками» развития новых хозяйственных связей и методов ведения экономики предприятия.

Предприятие как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде. Другими словами, предприятие предстает в виде открытой системы, встроенной в эту внешнюю экономическую среду и осуществляющей с ней постоянное взаимодействие [16, с.20].

В современной экономической теории пока нет единой концепции предприятия, пригодной в равной степени как для понимания факторов и детерминантов его деятельности, так и для  выработки рекомендаций по улучшению состояния. Отдельные вопросы создания, деятельности и взаимодействия, преобразования предприятий обсуждаются в таких дисциплинах, как организация промышленного производства, менеджмент, маркетинг, стратегическое планирование. Немало важных проблем предприятия изучается на стыках экономики и права, экономики и социологии, экономики и психологии.

В экономической науке существует множество концепций и моделей предприятия. Каждая из них рассматривает предприятие с определенной точки зрения, в зависимости от периода и места их формирования, а также от общей системы взглядов в данной области знания.

 В теории экономики существует  несколько подходов в объяснении природы и причин возникновения предприятия. Исторически первой сложившейся моделью предприятия является неоклассическая, в рамках которой предприятие определяется в качестве способа рационального распределения и объединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. Предприятию своевременно и должным образом необходимо реагировать на изменение рыночной ситуации. Следует при этом всегда стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами, увеличивая первые и уменьшая последние.

Сущность неоклассического подхода можно понять из следующего определения, данного А. Маршаллом «…занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества (на уровне фирмы, отрасли); изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния» [17, с.57].

Информация о работе Теория производства: неоклассический подход