Теневая экономика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть феномен теневой экономики на примере России, а так же затронуть возможные способы борьбы с ней. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, мне предстоит решить следующие задачи:
1. оценить влияние теневой экономики, на экономику страны в общем
2. выявить основное проявление теневой экономики в стране
3. рассмотреть возможные пути сокращения теневой экономики.

Содержание

Введение 3
Гл.1. Содержание теневой экономики 6
Причины появления и функционирование теневой экономики 6
Сущность и структура теневой экономики 9
Гл.2. Борьба с теневой экономикой 23
2.1 Пути воздействия государства на теневую экономику 23
2.2 Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Теневая экономика в России.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Набор конкретных мер  государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен - от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.

Следовательно, российское государство путем управленческого  воздействия и последовательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.

 

Направление борьбы с  теневой экономикой.

 

Границы понятия экономического преступления сложно четко определить в уголовно - правовом смысле. Иными  словами, борьба с теневой экономикой не может исчерпываться решением проблемы создания адекватной нормативно-правовой базы. Вместе с тем совершенствование нормативно-правовой базы является исходной посылкой борьбы с теневой экономикой. Данный перечень статей призван подтвердить, что в стране создана правовая база для борьбы с теневой экономикой. Однако данного недостаточно, поскольку масштабы этого явления не уменьшаются. По оценкам криминологов, известными становятся менее одного процента всех взяток. В связи с этим любые цифры о коррупции, которые приводятся в средствах массовой информации, не отражают реальной картины.4 Поэтому совершенствование уголовного законодательства - это лишь начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой, далеко не единственное.)

 

2.2 Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.

 

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для  дальнейших финансово-экономических  преобразований. НЭП в свое время  легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем, прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.5 Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Следует вспомнить, как  много надежд возлагалось еще  недавно на приватизацию. Безвозмездная  приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения  социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

Так, например, в п.2 Указа  Президента от 20 февраля 1996 года «О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации» в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это, безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.

Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

- благоприятные для  бизнеса изменения правохозяйственных  условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение  капиталов криминальных элементов  и теневиков-хозяйственников и  учет данного разделения в  законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового  отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репарации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление доверия  к власти, предполагающего в качестве  одной из мер демонстрацию  эффективной защиты населения  от финансовых мошенничеств, защиты  сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- установление общественного  контроля за деятельностью хозяйствующих  субъектов в границах правового  поля. Механизм такого контроля  должен быть основан на данных  о правонарушениях в сфере  экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Отмывание «грязных» денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений.

«Грязный» бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на «отмывании» доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

Уголовная ответственность  за легализацию незаконных доходов  находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность  такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.

Мировым экономическим  сообществом признано, что одной  из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование  банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей изнанкой, противоположностью.

Цивилизованные банковские сообщества понимают необходимость  налаживания контактов с контролирующими  органами в интересах как собственной  безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если отечественные банки и другие кредитные институты не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля, - они могут оказаться отсеченными и изолированными от мирового финансового сообщества (как это произошло, например, с некоторыми странами Персидского залива).

Когда особо крупные  средства ставятся под контроль государства  и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической  основы.

 

 

Заключение

 

Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

В отношении теневой  экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с  ней “бороться”, а это функция  правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности - неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

Следует всячески стимулировать  безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно  учитывать половину уплаченного  ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;

Необходимо запретить  бесконтрольное представление и  привлечение кредитов, отчуждение собственности  и принятия на себя обязательств неплатежеспособными  предприятиями и гражданами;

Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых  доходов;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и  кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платежерасчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах  обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным - лишь одна, но обязательная составляющая нового курса  в экономической политике, суть которого -- во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.

Выработка эффективной  политики относительно теневой экономической  деятельности требует комплексного социально экономического и экономико-правового  подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это - функция правоохранительная органон. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой практика ее стандарты - 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Теневая Россия // Знамя. 2000. №8

4. Клямкин И.М., Тимофеев  Л.М. //Полис. 2000.№5

7. Моисеев А.А.Договоры  об избежании двойного налогообложения //

Внешне-экономический  бюллетень. 2001.№2 с55.

8. Финансовый бизнес. // июль- август. №4

9. Тарасов.М. Усиление  роли государства по ограничению  теневой экономики в России. // Проблемы теории и практики управления. 2002.№2 с19.

10. Лубнев Ю.П. Экономическая теория./ Ростов -на- Дону. 2003.

14. Лобанов В. Реформирование  государственного аппарата: мировая 

практика и российские проблемы.// Проблемы теории и практики

управления. 1999. №1

1 Аслаханов А.А. Преступность в сфере экономики (криминологические и уголовно-правовые проблемы). С 77.

2 Цит. по: Маркс: К. Конспект книги Бакунина ''Государственность и анархия/' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18."С. 617.

3 Корнай Я. Путь к свободной экономике (Страстное слово в защиту экономических преобразований) / Пер. с англ. М., 1990. С. 36.

4 Тельцов А.П. Преступление в сфере экономики: квалификация, криминальналистическая диагностика, предупреждение: Учеб. Пособие. Иркутск, 1997. с.42.

5 Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы.// Проблемы теории и практики управления.1999. №1.


Информация о работе Теневая экономика в России