Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности, условий возникновения и социальных последствий теневой экономики для России.
Достижение поставленной цели опирается на решение следующих задач:
- определить понятие теневой экономики, выявить его сущность;
- охарактеризовать формы теневой экономики;
- проанализировать условия возникновения теневой экономики и ее социальные последствия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Не более  благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых по уровню доходов групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер можно оценить как «относительно низкий», а уровень сопротивления – как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Существует  мнение о том, что предлагаемый вариант  легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик»-хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются не государственным, а «частным» рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно».

Однако это  лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» – хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши. Как пример можно привести консолидацию и «высветление» активов при выводе компании на так называемое IPO – первичное размещение акций на фондовой бирже.

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Рядом экономистов предложена программа действий, основные положения которой:

- Стимулирование безналичного денежного оборота. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать часть уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

- Запрет на бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

- Децентрализация и укрепление судебных и правоохранительных органов, закрепление за соответствующими институтами части налоговых доходов;

- Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация  предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедолларизации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.

В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным – лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого – во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику – едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Только лишь карательные меры к теневикам приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина.

 

Заключение

В данной работе представлен  в общем виде обзор и масштаб теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни. В России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшее время эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, нас ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них а так же медленное изживание неприемлемых для цивилизов Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого  государства, необходимо тщательно  изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира, сравнивая ее проявления в различных отраслях. Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте размеров "теневой" экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.

В развитых странах, в  том числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных  кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8-15% ВВП (Великобритания, США, Германия). Опираясь на опыт именно этих стран необходимо проводить экономическую политику как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.

К сожалению, полностью  уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика - будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы можно.

Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела, задача, достойная истинных реформаторов.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Бурова Н.В. Об  изучении теневой и нелегальной  деятельности // Вопросы статистики. - 2006. -№6. – 200с.

2. Волков Ю.Л., Танющева  Н.Ю. Совершенствование общероссийской системы финансового мониторинга // Деньги и кредит. - 2007. -№10. – 130с.

3. Гамза В.А. Теневая  экономика и коррупция: происхождение  и противодействие // Финансы и  кредит. - 2007. -№35. – 140с.

4. Грязнова А.Г., Думная  Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. - Москва.: КНОРУС, 2005. - 688 с.

5. Дадалко В.А., Румянцева  Д.А., Пешко Д.А.// Теневая экономика  и кризис власти: проблемы и  пути решения. Москва., 2008г. – 187 с.

6. Есипов В.М. Теневая  экономика: Учебное пособие. Москва.: Московского института МВД России, 2009г. – 78с.

7. Ефремова Н.Н. Аукцион  как средство от коррупции  в сфере государственных закупок  // Финансы и кредит. - 2007. -№27. – 89с.

8. Жуковская В.М., Чертко  Н.Т. Масштабы и формы теневого  импорта в России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2006. -№2. – 110с.

9. Кандилов В.П., Краснова  О.М., Галдина А.А. Оценка ненаблюдаемой  экономической деятельности // Экономический  вестник РТ. - 2006. -№4. – 112 с.

10. Кирьянов М. Актуальные  аспекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Банковское дело. - 2007. -№4. – 200с.

11. Козлов И.В. О стадиях  процесса легализации преступных  доходов // Финансы и кредит. - 2007. -№31. – 166с.

12. Корягина Т.И. Теневая  экономика в РФ - Вопросы экономики. -2009г. № 3 . -55с.

13. Косалс Л. Теневая  экономика как особенность российского  капитализма. // Вопросы экономики.  – 2005г. – 88с.

14. Кудрявцев В.Н., Лунеев  В.В., Наумов А.В. Организованная  преступность и коррупция в  России. − Москва.: ИНИОН, 2009г. – 122 с.

15. Клямкин И.М., Тимофеев  Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологическое  исследование. − Москва.: РГГУ, 2010г. – 55с.

16. Кузнецова Т. Некоторые  аспекты исследования неформальной  экономики в России. // Вопросы  экономики. – 2006г. − №9. – 44с.

17. Лунеев В.В. Углубление  социального контроля преступности (Материалы круглого стола). // Государство  и право. – 2005г. − №9. – 63с.

13. Макаров Д. Экономические  и правовые аспекты теневой  экономики в России// Вопросы экономики. 2006г. № 3. – 112с.

14. Нещадин А. , Вигдорчик  Е., Липсиц И., Никологорский Д.  Преодоление кризиса российской  промышленности: финансовое оздоровление  и реструктуризация предприятий// Вопросы экономики. 2007г.. № 4. - 59с.

15. Теневая экономика  (экономические, социальные и  правовые аспекты): 2005 г. - Москва.: - 196с.

16. Тимушев А.А. Роль  Федеральной службы по финансовому  мониторингу в борьбе с легализацией  доходов, полученных преступным  путем // Финансы и кредит. - 2007. -№21.- 190с.

17. Улыбин К. Теневая  экономика. - Москва.: Экономика, 2008г. – 190с..

18. Фесина Е.Л. Методологические  аспекты статистической оценки  теневой экономики // Вестник КГФЭИ. - 2006. -№2. – 100с.

19. Чибриков Г.Г., Сажина М.А. / Экономическая теория. Москва, 2009г. – 98с.

20. Юров А.В., Лютов В.В.  Фальшивомонетчество: текущие тенденции и их оценка // Деньги и кредит. - 2006. -№12. – 119с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Рисунок – 1) – Схема организации переводящих деньги через ряд оффшорных фирм.

Размещено

1 Россия в цифрах: официальное издание Федеральной службы Госстатистики. − 2010. − С. 86-87.

2 Лунеев В.В. Углубление социального контроля преступности. / Материалы круглого стола: Государство и право. – 2006г. − С. 63.

 


Информация о работе Теневая экономика