Сущность экономических агентов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.
Основные задачи работы: - рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;
- охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы; - выполнить практические задания по теме данной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов……………………………………………………………......................5
Глава 2. Рыночные агенты………………………………………………............12
Глава 3. Нерыночные агенты……………………………………........................20
Заключение……………………………………………………………….............26
Практикум…………………………………………………………......................28
Список литературы………………………………………………………...........29

Вложенные файлы: 1 файл

mikra.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Экономические агенты делятся на два вида: рыночные (домохозяйство, фирма) и нерыночные (государство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Рыночные агенты.

 

Домохозяйство – экономический агент, состоящий из одного и более лиц, который является владельцем экономических ресурсов и основным потребителем товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Это обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, т.е. самого человека.

Сегодня большинство стран придерживается точки зрения ООН на домохозяйства, но в некоторых из них принятии и другие определения, причем в одних странах на первый план выдвигается совместное питание, в других – совместное проживание. Например, в США, Швеции, Швейцарии домохозяйством считается лицо или группа лиц, занимающих отдельное жилое помещение.

Домохозяйства различаются по составу:

- один человек, проживающий в  отдельном помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

- два человека и более, проживающие  совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо не быть родственниками.

Следовательно, термины «домохозяйство» и «семья» - не синонимы, хотя семья является ядром домохозяйства.

Таким образом, по составу к домохозяйству относятся:

  • семьи (адвокатов, врачей, фермеров, торговцев, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий);
  • один человек (без семьи);

«группа лиц, проживающих под одной крышей, которые занимаются экономической деятельностью в течение длительного периода времени (не менее одного года)».[1,с.64]

Таким образом, все домохозяйства можно разделить на семейные, внесемейные и общественные.

Семейные домохозяйства являются самыми распространенными. Главное для данной классификации домохозяйств является наличие семьи, домашнее хозяйство которой является ядром домохозяйства. Домохозяйство и семью объединяет взаимозависимость потребления каждого из членов домохозяйства от потребления других. Аналогично семье расходы домохозяйств согласовываются между членами по каким-то правилам. Однако следует также видеть различие между деятельностью домохозяйства, как более широким понятием, и ведением домашнего хозяйства как домашней экономики семьи. Семейное домохозяйство — основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей социального класса следующему поколению. Семейное домохозяйство является основной средой формирования будущих потребителей, что называется потребительской социализацией. Потребительская социализация - это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей. «Потребительская социализация происходит как передача культурных ценностей от одного поколения к другому в нуклеарной (с обоими родителями) или расширенной семье (например, в детском доме или в семье из нескольких поколений).» [3,с.134]

Термин внесемейное домохозяйство можно применить для обозначения домохозяйства, в составе которого один человек, ведущий собственное хозяйство в одиночку или группа людей, не связанных брачными отношениями, но имеющие общий бюджет. Это домохозяйство могут образовывать и разведенные супруги или люди, которые могут образовать семью в будущем.

 К общественному домохозяйству  относят лиц, проживающих в учреждениях  постоянно или в течение длительного  времени. Примеры таких домохозяйств: общежитие, школа-интернат, интернаты для престарелых и другие институциональные заведения, монастыри и т.д. Сюда же могут быть отнесены военнослужащие, проживающие в гарнизонах; пациенты, находящиеся подолгу в больницах; заключенные, отбывающие длительные сроки наказания, и т.п.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам: 
1) Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).[2,с.258]

2) Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики). 
3) Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

4) Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

5) Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

6) Трудовой потенциал (число  трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

7) Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи  или члену семьи, имеющему максимальный  доход).

Следует также видеть различие между ведением домашнего хозяйства – домашней экономикой и деятельностью домохозяйства. Ведение домашнего хозяйства включает в себя хозяйственную деятельность внутри дома силами членов домохозяйства. Это поддержание в нормальном состоянии жилища и придомовой территории, приготовление пищи, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи и т.п. Деятельность домохозяйства включает в себя как ведение домашнего хозяйства, так и внешнее взаимодействие его членов с другими рыночными агентами в интересах домохозяйства.

В рыночной экономике домохозяйства играют двойственную роль: в первую очередь как группа получателей дохода и во вторую – как расходующая группа.

«Основным источником дохода домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями. Доход мелких собственников (врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких предприятий) является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Те домохозяйства, которые владеют акциями корпораций, получают на свои вложения доход в виде дивидендов. Домохозяйства, собственники облигаций и сберегательных счетов, имеют доход в виде процентов. Рентный доход получают домохозяйства за предоставление компаниям зданий, земли и других природных ресурсов.» [3,с.203]

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  1. выплата налогов государству;
  2. удовлетворение личных потребностей;
  3. формирование личных сбережений.

Сбережения - это посленалоговая,  не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства.

«В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, т.е.:

1) относительное увеличение  сбережений (по мере роста личных  доходов) означает относительное  уменьшение спроса на потребительские  товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы);

2) перевес «домашних» сбережений  способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны.»[2,с.145] 

Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских товаров и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как и для кого производить. 

Целевая функция домохозяйства – максимизация благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения. Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причем при их покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег. В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь «делать карьеру». Досуг при этом воспринимается прежде всего  как способ «набраться сил» для работы, а не как самоцель.

Наряду с богатыми домохозяйствами имеют место и бедные. Для последних, в целях недопущения их разрушения, государство в условиях рыночного хозяйства создает специальные стимулы. В частности, система социальных пособий рассчитана на помощь именно домохозяйствам (бедным семьям, матерям-одиночкам), а не отдельным людям. Таким образом, государство определяет правила игры, но не вмешивается напрямую во внутреннюю жизнь домохозяйств.

Таким образом, домохозяйство — это объективно необходимый экономический агент всего воспроизводственного процесса, которому присущи свои функции в социально-экономической системе общества, а хозяйственно- финансовая деятельность домохозяйств объективно вписывается в экономическую систему, взаимодействуя со всеми остальными хозяйствующими в обществе субъектами.

Отметим особенности российских домохозяйств. До Октябрьской революции в нашей стране при переписях населения учитывались домохозяйства, затем было принято понятие «семья как первичная ячейка общества», которая являлась единицей учета в государственной статистике. С 1994 года государственная статистика России вновь вернулась к понятию «домохозяйство», которая представляет собой единицу учета.

«Как в России, так и во всех странах определяющая роль в доходной части бюджетов домохозяйств принадлежит заработной плате. Уровень заработной платы, ее динамика оказывают наиболее существенное влияние на покупательную активность домохозяйств. Доля доходов, получаемых домохозяйствами от собственной предпринимательской и иной индивидуальной деятельности, приносящей денежный доход семье, характеризует уровень развития рыночных отношений.» [9,с.346]

В России есть домохозяйства как с рыночным типом поведения, так и близкие к поведению при экономике допереходного (советского) периода — ориентирующиеся на государство. Да это и понятно. В советский период не было официально зарегистрированного частного сектора. Все было государственное. В связи с переходом к рыночной экономике (с 1990-х гг.) первоочередной целью большинства российских домохозяйств стало выживание, а не развитие. Кстати, это продолжается и в сегодняшнее время.

В сфере потребительского поведения российских домохозяйств заметна их резкая дифференциация. Произошло расслоение домохозяйств на богатые и бедные. Причем если на современном Западе не принято выставлять богатство напоказ, то российские так называемые олигархи демонстрируют свое богатство, вызывая осуждение со стороны большинства людей.

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под промышленной фирмой (предприятием) понимается производственная единица, обладающая производственно - техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономике фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цели фирмы:

Получение максимальной прибыли – это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

- увеличение объема продаж;

 - достижение более высоких темпов роста;

- увеличение доли рынка;

- увеличение прибыли по отношению  к вложенному капиталу;

- увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

- увеличение рыночной стоимости  акций (если это открытое акционерное  общество);

- изменение структуры капитала.

Интересы фирм лежат в области хозяйствования. В условиях рынка при наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться преимущественно в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени.

Информация о работе Сущность экономических агентов в рыночной экономике