Сущность рынка, функции, структура, инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить рынок, его содержание, сущность, структуру, функции, инфраструктуру.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Определить, в чем заключается экономическая сущность рынка.
Установить условия для успешного функционирования рынка.
Рассмотреть функции и структуру рынка.
Изучить инфраструктуру и аспекты несовершенства рынка.






1

Введение
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида тру

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическое понятия и сущность рынка
1.1 Экономическое содержание понятия «рынок»
1.2 Сущность рынка
1.3 Условия для эффективного функционирования рынка
Глава 2. Функции, структура и инфраструктура рынка
2.1 Функции рынка
2.2 Структура рынка
2.3. Типы рынка
2.4. Инфраструктура рынка
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное  бюджетное образовательное          учреждение  высшего профессионального  образования

 «Красноярский государственный аграрный университет» 

 

   Институт экономики и финансов  АПК

 

 Кафедра: Экономической теории

                                        

                                                 Дисциплина: Микроэкономика

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

Тема: Сущность рынка, функции, структура, инфраструктура рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил

 студент  группы ФК – 11

номер зачетной книжки 12ФК 432

 

Кайзер Е.И.

 

(подпись)

 

Проверил

 

Шадрин В.К.

 

(подпись)

 

 

 

Красноярск 2013 г.

 

Содержание

 

Введение 

 

 Глава 1. Экономическое понятия и сущность рынка

 

1.1 Экономическое содержание понятия «рынок»

 

1.2 Сущность рынка 

 

1.3 Условия для эффективного функционирования рынка

 

 Глава 2. Функции,  структура и инфраструктура рынка

 

2.1 Функции рынка 

 

2.2 Структура рынка 

 

2.3. Типы рынка

 

2.4. Инфраструктура рынка 

 

 Заключение 

 

 Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Введение

 

 Современная экономика  развитых стран носит рыночный  характер. Рыночная система оказалась  наиболее эффективной и гибкой  для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

 

 Важнейшим условием  возникновения рынка является  общественное разделение труда.  Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

 

 Не менее важным  условием возникновения рынка  является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

 

 Так же важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой.

 

 Причиной формирования  рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

 

 Кроме того, причина  становления рынка кроется и  в возможности (свободе) для  каждого экономического субъ­екта  обеспечивать свои интересы. Рынок  предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя.

 

 Субъектами рынка  являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), фирмы  (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка

2

действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно  взаимодействуют на рынке, образуя  взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

 

 Объектами рынка  являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

 

 Актуальность выбранной  темы - активно развивающиеся рыночные отношениями в России.

 

 Цель работы –  изучить рынок, его содержание, сущность, структуру, функции, инфраструктуру.

 

 В соответствии  с целью можно определить следующие  задачи:

 

 Определить, в чем  заключается экономическая сущность  рынка.

 

 Установить условия  для успешного функционирования  рынка.

 

 Рассмотреть функции  и структуру рынка.

 

 Изучить инфраструктуру  и аспекты несовершенства рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава 1. Экономическое  понятия и сущность рынка

 

1.1 Экономическое содержание понятия «рынок»

Рынок как один из элементов  товарного производства в процессе своей эволюции в течение более  чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло не отразиться на понимании  и толковании его сущности.

 

 В трудах А. Смита  и Д. Рикардо понятие «рынок»  не получило четкого политэкономического  определения, поскольку классики  политической экономии относили  его к внешним, поверхностным  явлениям рыночной экономики,  поэтому использовали преимущественно  для характеристики рыночного спроса.

 

 Первую попытку  дать научное определение рынку  сделал французский экономист  О. Курно. По его мнению, этот  термин означает «любой район,  где взаимоотношения покупателей  и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те  же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Английский экономист А. Маршалл утверждал, что «чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену». В учебнике «Экономикс»1 рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Американский экономист П. Хейне утверждал, что «рынок - это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов». Приведенные определения объединяет то, что все они исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен, выявляется, таким образом, его существенная функция. При этом важно не ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

 

 Делается также  попытка связать рынок с определенными  функциями, например, формированием  спроса и предложения, цен на  товары.

 

 Для раскрытия сущности  рынка необходимо выяснить его  основные субъекты, между которыми  возникают и развиваются рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других - производители и потребители, продавцы и покупатели, в-третьих - домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в-четвертых - субъекты хозяйствования. Если следовать принципу историзма, субъектами рынка целесообразно называть, во-первых,

4

домашние хозяйства, включая  отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и  организаций, прежде всего крупные  корпорации, в-третьих, государство.

 

 Суммируя изложенное, сущность современного рынка  можно определить как совокупность  экономических отношений между  домашними хозяйствами, различными  типами фирм и организаций,  прежде всего крупными компаниями, и государством, включая национальные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких отношений в соответствии, с законами товарного производства и денежного обращении.

 

1.2 Сущность рынка

 

Можно дать несколько  определений рынка.

 

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного обмена.

 

Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными  словами, отношение спроса и предложения.

 

Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

 

 Углубленное понимание  категории рынок требует учета  его места во всей системе  общественного производства. Эта  система включает в себя четыре  сферы экономической деятельности:

 

1. производство,

 

2. распределение, 

 

3. обмен, 

 

4. потребление.

 

 Хотя конечной, естественной  целью экономической жизни является  потребление, важнейшей сферой  экономики является производство. Без его развития не может  быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных

5

результатов, то никакого рынка не возникает. Однако между  производством и потреблением находятся  и другие сферы. За производством  следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. Но распределение-это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке, на другом - обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур. 2

 

 Рынок как развитая  система отношений товарного  обмена представляет собой систему  отдельных взаимосвязанных рынков, элементов “большого” рынка,  включающего в себя рынок рабочей  силы, финансовый рынок, рынок  средств производства, потребительский рынок, рынок услуг, рынок технологии, рынок духовных благ. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Однако, элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

 

1.3 Условия для эффективного функционирования рынка

Для эффективного функционирования рынка необходимы определенные условия.

 

Во-первых, реальный плюрализм форм собственности и форм хозяйствования. Если исходить из опыта развитых стран Запада, такой плюрализм обеспечивается сосуществованием частной собственности

6

(основанной как на  собственном, так и на чужом  труде), коллективной (в форме акционерных  компаний, кооперативов, собственности  трудовых коллективов), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности как результата различной комбинации названных выше форм.

 

Во-вторых, эффективность функционирования рынка зависит от способности  разных субъектов предпринимательской  деятельности влиять на уровень цен. Подобное влияние со стороны монополий, в том числе олигополии, или коллективных монополий, снижает эффективность функционирования рынка.

 

В-третьих, развитое антимонопольное  законодательство и наличие достаточных  механизмов его реализации несколько ослабляют монополистические тенденции в экономике и благоприятствуют эффективному функционированию современного рынка.

 

В-четвертых, хорошо развитая система  экономического, правового и административного  регулирования экономики государством (при преобладании экономических методов) создает предпосылки для существования регулируемого рынка.

 

В-пятых, наличие и доступность  всесторонней информации о рынке, развитая маркетинговая деятельность.

 

В-шестых, конкурентная борьба между  различными субъектами предпринимательской деятельности, численность которых в производстве однотипной продукции должна превышать 7-8 субъектов, поскольку наличие 1-2 субъектов означает монополию, а 3-5 - олигополию.

Информация о работе Сущность рынка, функции, структура, инфраструктура рынка