Сущность и цели национализации и приватизации собственности. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий. Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Сущность и цели национализации и приватизации собственности…
Понятие приватизации и национализации государственного и муниципального имущества.………
Развитие законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества
ГЛАВА II. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России…………
2.1 Этапы и итоги приватизации, проведенные в ХХ веке в России
2.2 Национализация в ХХ веке в России. Цели и последствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Эконом Теории.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

Арктический государственный  институт искусств и культуры

Факультет информационных, библиотечных технологий и менеджмента  культуры

Кафедра менеджмента организации

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: Основы экономической теории

Тема: Сущность и цели национализации и приватизации собственности. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск, 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Сущность и цели национализации и приватизации собственности…

    1. Понятие приватизации и национализации государственного и муниципального имущества.………
    2. Развитие законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества

ГЛАВА II. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России…………

2.1 Этапы и итоги приватизации, проведенные в ХХ веке в России

2.2 Национализация в ХХ веке в России. Цели и последствия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние десятилетия  в нашем государстве произошли  коренные изменения, связанные с  переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для  осуществления этого перехода, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий. Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

В качестве объекта выступает исследование особенностей, целей и последствий процесса приватизации и национализации.

Предметом курсовой работы является исследование вопросов процесса национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России.

Исходя из этого целью нашей курсовой работы является выявление особенностей национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие приватизации и национализации государственного и муниципального имущества
  2. Рассмотреть развитие законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества
  3. Изучить этапы приватизации, проведенные в ХХ веке в России
  4. Исследовать итоги приватизации

Методологической основой  исследования явились работы российских авторов, таких как Виноградов В.А., Карр Э., Райзберг Б.А. и другие,  а также нормативно-законодательная литература (Гражданский Кодекс РФ, Водный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Понятие приватизации и национализации государственного и муниципального имущества

 

Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

В экономическом смысле под  приватизацией понимается преобразование отношений собственности путем  передачи или продаж на различных  условиях государственной и муниципальной  собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам».

Поскольку к началу 90-х  годов XX в. наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 15314 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» касался предприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.

В соответствии с этим Законом  под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в  частную собственность предприятий  как имущественных комплексов, а  также иных объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов  предприятий, долей (паев, акций) государства  в капитале акционерных обществ (товариществ) и др.

Данное определение содержало  в себе ряд недостатков, в том  числе:

- неоправданное ограничение круга лиц, являвшихся приобретателями государственного имущества – не указаны, например, производственные кооперативы, хотя эта организационно-правовая форма была весьма распространена еще со времен СССР;

- использование неюридической терминологии в определении объектов приватизации (цех, участок и т.п.);

- отсутствие указания на возмездность отношений, связанных с приватизацией государственного имущества – допускалась безвозмездная передача части акций членам трудового коллектива при акционировании предприятий.

Акцент в определении  приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества.

Приватизация инициировалась органами исполнительной власти, заинтересованными  юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки на приватизацию конкретного объекта уполномоченному  принимать решение об этом государственному органу. В Законе о приватизации 1991 г. содержался закрытый перечень оснований  для отказа заинтересованным лицам  в принятии решений о приватизации. Среди них не было такого основания для отказа в приватизации, как ее нецелесообразность. Если приватизация объекта не была законодательно запрещена, а лицо, подавшее заявку, не ограничено в силу закона выступать в качестве покупателя, положительное решение о приватизации должно было быть принято. Можно сказать, что в соответствующих случаях приватизация для государства была фактически обязательной. Государство, таким образом, гарантировало право граждан и юридических лиц реально приобрести предприятия, их части в свою собственность

В Гражданском Кодексе  приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, его собственником в собственность  граждан и юридических лиц  в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и  муниципального имущества. Данное понимание  приватизации, устраняя ряд юридических  недостатков терминологии, все же требовало дополнительной детализации  в специальном законодательстве. Модификация законодательства.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» существенно изменил понятие приватизации. Приватизация - это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Из указанного определения следует, что:

- приватизация носит возмездный характер;

- приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.

Под субъектами приватизации понимаются участники, между которыми возникают определенные общественные отношения. В юридической литературе распространено мнение о существовании  особых «приватизационных правоотношений». В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны - собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, т.е. продавцы имущества, а с другой стороны - лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства  СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности  — федеральная и собственность  субъектов РФ. Муниципальная собственность  — самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ).

 

Хотелось бы, что Закон  о приватизации 1997 г. сохранял заявочную  систему инициирования приватизации и исчерпывающий перечень оснований  для отказа в принятии решений  о приватизации.

Ныне действующий Федеральный  закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» понимает под приватизацией  государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных  образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или  юридических лиц.

Отменена заявочная система  приватизации. Заинтересованные лица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с предложениями о  приватизации. В свою очередь, эти  предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований для отказа в приватизации.

Закон говорит о передаче государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц (а не в частную  собственность). Объясняется это, очевидно, тем, что приобретать это имущество  могут субъекты иных форм собственности: ведь Конституция РФ, помимо государственной, муниципальной и частной собственности, допускает существование и других форм собственности (ст. 8 Конституции  РФ).

Сфера действия Закона о  приватизации 2001 г. (как и его предшественника  — Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих  при отчуждении государственного и  муниципального имущества, на которые  этот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда и имущества  государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами  России, и другие случаи отчуждения, указанные в законе.

Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие  при отчуждении:

- государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

- государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.

Отчуждение государственного и муниципального имущества в  указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном  порядке банкротом, регулируется о  а банкротстве, а не законодательством  о приватизации. Таким образом, указанные  отношения не подпадают под понятие  приватизации.

 

 

 

1.2. Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

Правовое регулирование  приватизации государственных и  муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства  РФ. Законодательство о приватизации имеет специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Отсюда возникает  вопрос, к какой категории законодательства можно отнести законодательство о приватизации? Ответить на этот вопрос возможно в том случае, если мы определим какие отношения регулирует законодательство о приватизации. В частности, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001г., который составляет основу приватизационного законодательства, содержит нормы: регулирующие деятельность государственных и муниципальных органов; касающиеся их прав и обязанностей в сфере управления и реализации полномочий; связанные с организационно-управленческой деятельностью (полномочия органов по управлению имуществом, иных государственных органов в сфере приватизации). Эти отношения являются административными, возникают между различными государственными (муниципальными) органами в сфере управления и характеризуются методом власти и подчинения. Другую группу отношений, регулируемых законодательством о приватизации, составляют гражданские правоотношения, возникающие между равноправными субъектами в связи с переходом прав собственности на приватизируемое имущество.

Информация о работе Сущность и цели национализации и приватизации собственности. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России