Понятие безработица, ее виды и социально-экономические последствия на примере Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
изучить теоретические понятия безработицы;
исследовать динамику изменения уровня безработицы на примере Пермского края;
выяснить причины безработицы;
выявить последствия безработицы;
проанализировать методы борьбы с безработицей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические аспекты безработицы………………………………………….....4
1.1 Понятие безработицы и ее функции……………………………………….…..4
1.2 Формы безработицы и основные показатели………………………………...6
2. Безработица на примере Пермского края……………………………………...11
2.1 Анализ динамики численности безработных на примере Пермского края 2005-2010 годы…………………………………………………………………..…11
2.2 Причины безработицы в России сегодня……………………………………..12
2.3Экономические и социально-психологические последствия безработицы…13
3. Меры государства по предотвращению безработицы………………………...15
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

Это вытекает из того что  жесткое трудовое законодательство в России в отношении работодателей  привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. По действующему в 2009 году трудовом кодексу  при сокращении штата и увольнении работников, работодатель вынужден выплатить  двухмесячную заработную плату увольняемому работнику. Поэтому работодатели всяческими способами вынуждают работников увольняться самим по собственному желанию, чтобы не попасть под  действие вышеупомянутой статьи в трудовом кодексе РФ

Государственной службой  занятости  РФ уровень безработицы  определяется на основе численности  официальных безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в  установленном порядке.

  • продолжительность безработицы - величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены.

При решении проблем безработицы  считается целесообразным достижения естественной нормы (естественного  уровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы, способного достаточно быстро совершать межотраслевые межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.

Абсолютное отсутствие безработицы  считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная  безработицы, по сути, неизбежны. Они  и образуют естественный уровень  безработицы. Естественный уровень безработицы в экономически развитых странах с 1980-х годах оценивается в 7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Безработица  на примере Пермского края

2.1 Анализ динамики  численности безработных на примере Пермского края 2005-2010 годы

Для определения динамики численности безработных в Пермском крае были взяты данные из Российского  статистического ежегодника 2009 года и Агенства по занятости Пермского  края, за 2005- апрель 2010 года.

Из диаграммы 1, которая  представляет численность безработного населения, состоящего на учете в  государственных учреждениях службы занятости за 2008 год Приволжского Федерального округа, можно сделать вывод, что Пермский край на втором месте после Республики Башкорстана по численности безработного населения. Численность безработного населения в Пермском крае за 2008 год составила 29, 1 тысячу человек.

Анализируя таблицу 2, где  представлены экономические показатели численности незанятого населения, состоящего на учете в государственных  учреждениях службы занятости в  Пермском крае, можно сделать вывод, что в Пермском крае:

1.Численность незанятых  трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости с 2005-2009 года увеличилось на 34,2 тысячи человек.

Из них число признанных безработными так же увеличилось  на 25,7 тысяч человек.

2.Увеличилось число безработных,  которым назначено пособие по  безработице на 23,7 тысяч человек.

3.Анализируя заявленную  организациями потребность в рабочих за 2005-конец 2009 года, видно, что в 2005 году потребность организаций  в рабочих была самой низкой, составила 8,7 тысяч человек, в 2007 году самой высокой- 16,5 тысяч человек. На конец 2009 года составила 13,8 тысяч человек.

4. С 2005 по апрель 2010 года  уровень безработицы увеличился  на 2, 3%.

 

 

2.2 Причины безработицы в России сегодня

На мой взгляд, одной  из главных причин явления безработицы  и увеличения уровня безработицы является Мировой экономический кризис. Так сегодня мы живем после последствий Мирового экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы.  Конечно же этот кризис затронул экономику не только нашей страны, но и экономики всех стран мира. Например в 2008 г. безработица в США дошла до самого высокого уровня за 14-летний период и составила 6,5 % от всего трудоспособного населения.

Экономика Украины, расшатанная  длительным кризисом политической системы, серьезно пострадала и от мирового финансового кризиса. Официальное  число безработных в Украине  за ноябрь месяц выросло на 30 %. На начало декабря было зарегистрировано 695 тыс. безработных, тогда как на 1 ноября статус безработных имели 530 тысяч граждан Украины.

           Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

Предприятия из- за экономического кризиса разоряются и закрываются, что влечет за собой так же волну увольнений  и сокращений миллионов граждан. Сегодня кризис и безработица стали словами синонимами.

Не только кризис может  стать причиной безработицы, человек  может и сам добровольно сменить  работу, в поисках лучшего заработка. Это будет фрикционная безработица.

Все виды и причины безработицы  были рассмотрены выше в пункте 1.2

2.3 Экономические и социально- психические последствия безработицы

         Безработица несет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

  1. недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставание объема ВНП нашла выражение в законе Оукена  (Okun’s law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического обьема ВНП на 2,5% от потенциального;
  2. значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
  3. снижения уровня заработной платы  занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
  4. увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и так далее.

Помимо чисто экономических  издержек безработица имеет и  значительные социальные и психологические  последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

  • усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
  • обострение кримоногенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
  • повышение числа самоубийств, психических и сердечно - сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;
  • деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков: распад семей, сокращение внешних социальных связей безработного.

Последствия безработного носят  долговременный характер. Бывший безработный и после устройства характеризуется пониженной трудовой активностью, комфортностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические  последствия безработицы свидетельствует  о том, что это достаточно опасное  для общества и для личности явление, требующее поведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и  предупреждение ее неконтролируемого роста сверх  минимально достижимого уровня.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Меры государства  по предотвращению безработицы

Проблема занятости населения  и безработицы для государства  должны стоять на одном из первых мест. На сегодняшний день государство  ведет активную политику по борьбе с безработицей.

Огромную роль по предотвращении безработицы играют службы занятости.

Территориальные органы по вопросам занятости населения продолжают активно содействовать незанятой  молодежи, в том числе выпускникам  общеобразовательных учреждений, не имеющим профессии, специальности  и впервые вступающим на рынок  труда, в направлении в профессиональные учреждения. Ежегодно такие услуги оказывают 170 тысяч человек.

В ряде территорий Российской Федерации (Омской, Волгоградской, Орловской, Самарской области, Пермского края, Республике  Саха (Якутия), Удмуртской Республике и др.) накоплен опыт определения  потребности в профессиональном  обучении безработных граждан за счет следующих мероприятий:

  • систематический анализ состояния профессионального обучения по категориям граждан, уровню их классификации, видам и формам обучения, профессиям, специальностям, роду занятий;
  • учет результатов мониторинга рынка труда, тесная взаимосвязь с работодателям по вопросам движения кадров, создание новых и развития действующих рабочих мест;
  • анализ профессионально- квалификационной структуры безработных граждан- как состоящих на учете, так и прогнозируемого состава нуждающихся в профессиональном обучении;
  • постоянное обновление банка данных востребуемых на рынке труда профессий, специальностей и видов деятельности;
  • выработка приоритетных направлений профессионального обучения безработных граждан, нуждающихся в обучении;
  • участие всех подразделений территориальных органов по вопросам занятости населения в комплексном решении проблем профессионального обучения и его эффективности, которые, в первую очередь, сказываются на дальнейшем трудоустройстве граждан.

Одним из важных элементов  в механизме организации и  управления профессиональным обучением  безработных граждан стало определение приоритетов обучения , формирование порядка и форм социальной поддержки, обеспечение различных категорий граждан средствами обучения, определение масштабов обучения и объемов его целевого финансирования.

Органы службы занятости  планируют и осуществляют мероприятия, связанные с организацией профессионального  обучения безработных, с учетом прогнозных расчетов и оценок рынка труда, потребности  работодателей в квалифицированных  кадрах, численности граждан, нуждающихся  в первоочередном обучении, возможностей учебно-производственной базы и педагогического  кадрового потенциала, наличие финансовых и материально- технических возможностей, методического образовательного процесса.

Продолжает развиваться  партнерство органов службы занятости  с органами управления образования, образовательными учреждениями, работодателями в профессиональном обучении безработных  граждан и незанятого населения. В результате органы службы занятости по итогам конкурсов заключили договоры на оказание образовательных услуг безработным гражданам  с более чем тремя тысячами учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Важное место в системе  профессионального обучения безработных  граждан и незанятого населения  занимают государственные профессиональные учреждения службы занятости- учебные  центры (учебно- методические центры). В настоящее время создано  более 100 таких центров, в которых  обучаются каждый седьмой безработный, направленный органами службы занятости. Доля безработных граждан, проходящих обучение в учебных центрах составляет от 18 до 95% и более от общей численности  граждан, направленных на обучение во все образовательные учреждения. В первую очередь, это связано с тем, что именно учебные центры службы занятости сориентированы на работу со взрослым контингентом, на оказание комплекса профориентационных и психологических услуг в процессе обучения. Здесь широко применяется вариативность обучения, внедрение современных учебных планов и программ, эффективных технологий и методик обучения, в том числе модульной технологии открытого обучения,  дистанционного обучения, мультимедийных программ и др. Учебные центры, как правило, отличаются подбором высококвалифицированных преподавателей (консультантов), мастеров (инструкторов) производственного обучения.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам  обучения и предусматривает  освоение теоретического курса, производственного обучения (производственную практику) и, при необходимости стажировку. Обучение включает следующие виды:

Информация о работе Понятие безработица, ее виды и социально-экономические последствия на примере Пермского края