Монополия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные
крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества,
которые производят значительное количество продукции определенного вида,
благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность
влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен;
получают более высокие (монопольные) прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.........................................................4
1.1. Понятие монополии.........................................................4
1.2. Виды монополии............................................................4
1.3. Причины существования монополий...........................................7
1.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста............................8
1.5. Издержки и эффективность монополий.......................................9
1.6. Естественная монополия...................................................13
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................18
2.1. Международные монополии..................................................18
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с
развитой
экономикой...................................................................
.................. 18
2.3. Естественные монополии на рынке России и их реформирование....... 20
2.4. Тарифное регулирование естественных монополий и влияние на эффективность
25
2.5. Перспективы реструктуризации естественных монополий и влияние на
эффективность
экономики....................................................................
......... 31
2.6. Наличие естественных монополий на российском рынке. Их доля, влияние
на национальную
экономику....................................................................
.......... 33
2.6.1. Регулирование деятельности естественных монополий.................. 33
2.6.2. Максимизация уровня производства.......................................34
2.7. Обеспечение самоокупаемости..............................................35
2.8. Реформирование структуры российских естественных монополий...... 36
2.9. Национальные или частные?................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................

Вложенные файлы: 1 файл

монополизация.docx

— 346.81 Кб (Скачать файл)

представляет общественную проблему.

Благосостояние на монопольном  рынке, как и на любом другом, включает в себя

благосостояние производителей и  благосостояние потребителей. Всякий раз,

когда потребитель переплачивает  лишний доллар монополисту, на ту же сумму

возрастает благосостояние производителя. Но эта «утечка» денег от

потребителей товара к монополии не изменяет общего рыночного излишка. Иными

словами, монопольная прибыль сама по себе не означает уменьшения размера

экономического «пирога»; просто кусок  побольше достается поставщику, а

потребителю приходится довольствоваться малым. Если вы не считаете

(руководствуясь какими-то особыми  соображениями) потребителей более

достойными субъектами рынка —  а такое суждение лежит вне области понятия

экономической эффективности, — монопольная  прибыль не представляет проблемы

для общества.

Проблема монопольного рынка связана  с тем, что уровень производства

продукции находится ниже значения, максимизирующего суммарный излишек.

Безвозвратная потеря — мера уменьшения размеров экономического «пирога».

Снижение эффективности — неизбежное следствие монопольно высокой цены: при

цене выше предельных издержек уменьшается  объем потребления товара. Однако

прибыль, которую приносит реализуемая  продукция, не создает проблем. Проблема

состоит в неэффективно низком объеме производства'. Или, если взглянуть  на

ситуацию с другой стороны, если бы высокая цена монополии не отбивала желания

у некоторых потребителей покупать данный товар, она просто увеличивала  бы

излишек производителя ровно настолько, насколько уменьшается излишек

потребителя; общий излишек оставался бы тем же самым, как если бы монополией

управлял вышеупомянутый прекраснодушный  плановик.

Из этого заключения может быть, однако, одно исключение. Предположим, что

монополия несет дополнительные издержки для сохранения своего

исключительного положения. Например, монополия, созданная правительством,

несет затраты на расширение рядов лоббистов, необходимых для продления ее

монопольных прав. В этом случае она может использовать часть своей

монопольной прибыли на покрытие дополнительных расходов. Тогда социальные

издержки монополии включают в себя, наравне с безвозвратной потерей,

возникающей из-за несоответствия цены предельным издержкам, и эти

необоснованные затраты.[17,330]

    

1.6. Естественная  монополия

 

     Сущность естественной монополии

Иногда эффект экономии на масштабе производства может быть настолько

большим, что обусловит единственность производителя блага (см. пунктирную

кривую на рис. 1.4).

                             

     Рис. 1.4. Эффект масштаба и структура отраслей

Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует

правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает

предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного

производителя.

Естественная монополия — монополия, возникающая вследствие того, что

единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или  услугой с

меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы.

Когда кривая средних совокупных издержек фирмы является постоянно убывающей,

имеет место так называемая естественная монополия. В данном случае, если

производство распределено среди двух или большего числа фирм, каждая фирма

производит меньший объем продукции, а средние совокупные издержки

возрастают. Вследствие этого при  любом объеме выпуска издержки минимальны

тогда, когда производителем является единственная фирма. Яркий пример

естественной монополии — водоснабжение  населенных пунктов. Чтобы обеспечить

водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть,

охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной услуги

конкурировали две или более  фирмы, каждая из них должна была бы понести

постоянные издержки на строительство  своего водопровода. Средние совокупные

издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок

обслуживается единственной фирмой. В некоторых случаях одним из факторов,

определяющих возникновение естественной монополии, является   размер рынка.

Подобное состояние рынка является монополией — ситуацией, чреватой рядом

крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия  возникает

вследствие естественных причин: технологические особенности производства

таковы, что единственный производитель  обслуживает рынок более эффективно,

чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Такую

монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее

классическим примером являются различные  виды инфраструктуры. Инфраструктура

— это сфера организации поставок, включающая в себя:

1)      сети, по которым  осуществляются поставки продукции  (людей) между

удаленными друг от друга экономическими агентами;

2)      деятельность по  эксплуатации этих сетей.

Нетрудно понять, что эффективность  естественной монополии в инфраструктурных

отраслях обеспечивается технологическим  единством находящейся в ее

распоряжении сети. Действительно, экономически нецелесообразно строительство

двух альтернативных аэропортов или  прокладка рядом друг с другом двух

конкурирующих железных дорог. Абсурдно устанавливать в квартирах по

несколько кранов, из которых будет течь вода, поставляемая разными

компаниями![10,379]

С экономической точки зрения это  будет означать многократный рост средних

постоянных издержек. Так, в условиях существования естественной монополии

стоимость сети энергоснабжения распределяется в виде издержек на всю

проданную электроэнергию. Если же параллельных сетей будет две, то

соответственно удвоится и их стоимость. Поток энергии, проходящий через

каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки, приходящиеся на каждый

киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут в 2 раза!

     Попытки дробления естественной монополии

Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить

железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на

несколько региональных участков и  передать их в собственность независимым

компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из

города А в город Б все  равно можно будет проехать по одной дороге.

В результате единый рынок услуг  по перевозке будет разделен на ряд  локальных.

Вместо одной монополии возникнет  несколько (каждая на своем участке).

Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования

работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной

отрасли.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети,

являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических

субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром

говорят, что в современной России экономическое единство страны не в

последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и

газоснабжением.

Резюме: как микроэкономический анализ, так и макроэкономические соображения

свидетельствуют: разрушение естественных монополий недопустимо. Значит ли

это, что государство должно воздерживаться от вмешательства в деятельность

естественных монополий? Отнюдь нет!

     Воздействие естественных монополий на реформируемую

     экономику  России

Россия не избежала негативного  воздействия отраслей-естественных монополий  в

условиях рынка. В российской промышленности существуют четыре тысячи

предприятий –монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из

них естественных монополий – 500.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и  услуги

отраслей - естественных монополий,  за исключением отраслей связи, постоянно

снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть

их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных

издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени  субъекты

естественных монополий финансировали  инвестиции в значительной мере за счет

внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые

за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на

тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось  перекрестное субсидирование одних

групп потребителей за счет  других. Низкие тарифы для населения и  бюджетных

организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей.

Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам

покрываются за счет грузовых тарифов.

В 1996 - 2000 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли

более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики . Они приблизились к

уровню мировых, а в некоторых  случаях (например, международные телефонные

тарифы) превзошли их. Потребители  стали оказывать давление на правительство

вплоть до выдвижения требования замораживания  цен.

Быстрый и значительный рост цен  в электроэнергетике, газовой промышленности,

отраслях связи и на железнодорожном  транспорте обусловил необходимость

постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату,

социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества

предлагаемых продукции и услуг  уровню цен. Во всех отраслях, содержащих

естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю  по

экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по

сравнению с другими отраслями.

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен  на

производимую ими продукцию  явился мощнейшим фактором макроэкономической

инфляции, которая справедливо  охарактеризована экономистами как  инфляция

издержек.

Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли-естественные монополии  за

годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной

экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи -

больнее всего ударило именно по собственному источнику.

По данным отраслевых структур, входящих в систему Минтопэнерго, задолженность

дебиторов по расчетам и платежам предприятиям электроэнергетики составила  к 1

августа 1998 г 12,9 трлн. руб.  и продолжала увеличиваться дальше в среднем

на  36 млрд. руб. в день, половина отпущенной энергии не оплачивалась в срок.

Минэкономики представило правительству  РФ проект решения, предусматривающего

реализацию заключенного ранее  соглашения между базовыми отраслями

промышленности, энергетикой и  транспортом о совместных действиях  по

стабилизации цен и тарифов  и улучшению расчетов между предприятиями. Проект

не был принят.

РАО «ЕЭС России» тогда полагало, что необходимо вывести на федеральный

оптовый рынок электрической энергии  и мощности максимальное число

генерирующих источников в расчете  на то, что производители электроэнергии

будут вовлечены в конкуренцию, что и обусловит изыскание  путей сокращения

издержек производства и удешевление  энергии (снижение тарифов).[9,29]

Этим расчетам «романтиков рынка» из РАО «ЕЭС  России» не суждено  сбыться по

той простой причине, что региональные АО-энерго являются монополистами, по

крайней мере, по отношению  к потребителям своего региона и, значит, не

чувствуют  необходимости в конкуренции. Не менее важным является и то

обстоятельство, что конкурентный рынок может возникнуть только при  наличии

резервных мощностей. Их уровень в  России составляет 3% (против ~  30% в  США и

ФРГ) и его недостаточно даже для  компенсации сезонных и суточных пиков

потребления. Последние покрываются  за счет межрегиональных перетоков, что и

предохраняет европейскую часть  России от массовых отключений потребителей

вследствие критического падения  частоты в энергосистеме.

К ноябрю 2000 г. неплатежи потребителей достигли 27 трлн. рублей, и   уже 86

% отпущенной электроэнергии не  оплачивалось своевременно. Понятно,  что

важнейшая роль в этом механизме  накачки дебиторской задолженности

принадлежала тарифной политике отрасли. Кроме того, высокая цена на

электроэнергию влияет на стоимость  промышленной продукции, отчего страдают и

сами энергетики. К концу    2000 г. оплата  за поставленную электроэнергию

уже на 70% осуществлялась в форме  бартерных сделок. Теперь товар дебиторов,

полученный в качестве оплаты за электроэнергию,  сам подлежит реализации

через сеть торговых посредников.

К 1 августа 2001 г. просроченная дебиторская  задолженность потребителей

электроэнергии  составила 63,2 трлн. рублей, газа - 8,7 трлн. рублей,

железных дорог и нефтепроводного  транспорта - 65,3 трлн. руб. [Госкомстат

РФ], что в сумме превышает 56% всех неплатежей   в экономике  России.

Вследствие более жесткого регулирующего  воздействия правительства на цены

Информация о работе Монополия в России