Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:37, реферат
Экономическая теория — понятие очень широкое, сложно дать точное определение науке, изучающей практически все явления, тенденции и процессы экономической составляющей жизни человека и общества. Многие ученые, занимающиеся этой наукой, давали ей свои определения. К. Маркс называл экономическую теорию наукой, изучающей капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, А. Смит — наукой, изучающей природу богатства
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Монополистическая конкуренция. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции………………………………………………..5
2. Место и роль малых предприятий в экономическом развитие общества…..7
3. Экономические блага. Общественный выбор и благосостояние населения…………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….18
Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.
Говоря о роли малых предприятий, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого предпринимательства в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого предпринимательства.
Малые предприятия не противостоят крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого предпринимательства способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Малое предпринимательство - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.
Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм.
Экономические блага. Общественный выбор и благосостояние населения
Экономические блага – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.
Часть благ, существующих свободно в природе и не являющихся предметом экономической деятельности, относят к благам, но не к экономическим благам. К таким благам относится, в частности, воздух. Вместе с этим, воздух при определенных условиях превращается в экономическое благо, например, на подводной лодке.
Экономические блага делятся на долгосрочные и недолгосрочные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные.
Долгосрочные экономические блага используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, потребляются постепенно в течение длительного применения (использования). К ним относятся автомобили, телевизоры и другие предметы длительного пользования.
Недолговременные экономические блага могут удовлетворять определенную потребность один раз, они полностью потребляются в течение одного акта использования (например, блага, предназначенные для потребления).
Взаимодополняющие экономические блага – это экономические блага, способные удовлетворишь определенные потребности лишь в случае их совместного использования (например, автомобиль и бензин).
К настоящим экономическим благам относятся блага, которые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта, к будущим – блага, которыми индивид сможет распорядиться лишь в будущем (например, положенные в сберегательный банк на срочный вклад деньги).
Прямые экономические блага (такие потребительские блага, как еда, одежда и т.д.) непосредственно удовлетворяют определенные потребности, их не нужно преобразовывать. Косвенные экономические блага удовлетворяют потребности людей лишь как средство (оборудование, машины, сырье и т.п.).
Экономическими благами являются только те вещи и услуги, которые способны удовлетворять какие-либо человеческие потребности и являются результатом хозяйственной деятельности. Их по-другому называют ограниченными. К ним относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение и потребление которых поэтому приходится «рационировать» путем установления соответствующей цены. Созданные природой и предоставляемые человеку блага в неограниченном количестве называются естественными или свободными. Количество свободных благ даже при нулевой цене превышает потребность в них людей в данный момент, как, к примеру, свежий воздух или песок, которого в избытке на морском побережье, солнечное тепло, морская вода для купания и т.п.
Общественный выбор имеет место тогда, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы. В результате общественного выбора принимаются политические решения, при которых зачастую все общество и составляет латентную группу. При этом латентная группа должна договориться о правилах общественного выбора и обеспечении его реализации.
Общественный выбор реализуется посредством голосования. Поэтому очень важно выявление оптимума между числом индивидов в группе ( размер решающей группы), чье согласие необходимо для принятия решения. Если размер решающей подгруппы равен одному индивиду ( и этот индивид заранее известен), то организационная модель такой латентной группы называется диктатурой.
Индивидуальный и общественный выбор совершается в определенный момент исторического времени, в контексте определенной организации общества, структуры власти, системы убеждений и нравственных ценностей.
Теория общественного выбора исходит из предположения о том, что занимаясь политической деятельностью, и, в частности, участвуя в выработке и осуществлении государственных решений в экономической сфере, экономические субъекты используют политические институты для достижения своих индивидуальных целей. Эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в политической деятельности в сущности аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности.
Теория общественного выбора ( public-choice theory) - теория регулирования, предполагающая, что органы надзора устанавливают ограничения, которые позволяют фирмам получать прибыль выше уровня, обеспечиваемого при совершенной конкуренции, но ниже уровня, обеспечиваемого установлением монопольных цен.
Теория общественного выбора, как отмечалось в разделе 3, включает в себя и теорию поиска ренты. К сожалению, эта теория совсем недавно стала известна в России. В то же время в России поиск ренты присущ в несравненно большей степени, чем развитым странам с рыночной экономикой. Современная Россия вполне заслужила определение общества в поиске ренты ( rent-seeking society), впервые употребленное А.
Теория общественного выбора представляет собой одно из наиболее ярких направлений экономического империализма, связанное с применением методологии неоклассической экономической теории для изучения политических процессов и феноменов.
Теория общественного выбора также говорит нам о том, что политики, скорее всего, будут поддерживать программы, имеющие скрытые издержки. Как мы видели, это также справедливо и в отношении сельскохозяйственных программ. При обсуждении рис. 33 - 6 мы обнаружили, что ценовая поддержка включает не только явное перераспределение средств от налогоплательщика к фермеру, но также издержки, скрытые в более высоких ценах на продукты, издержки на хранение дополнительной продукции, административные издержки управления сельскохозяйственными программами и затраты, связанные с неправильным размещением ресурсов внутри страны и на международном рынке. Хотя явные, или прямые, издержки на арахисовую программу для налогоплательщиков составляют только около 4 млн дол. Поскольку издержки на арахисовую программу - это в основном косвенные и скрытые издержки, программа считается куда более приемлемой для политиков и населения, чем программа с явными издержками.
Теорию общественного выбора называют иногда новой политич экономией, так как она изучает политический механизм формиро) макроэкономических решений. Критикуя кейнсианиев, представ этой теории поставили под сомнение эффективность государстве. Последовательно используя принципы сического либерализма и методы микроэкономического анализа, OHI лали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финянсовь, на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
Сторонники теории общественного выбора ( public-choice theory) рассматривают концепции общественных интересов и срастания в качестве крайних случаев. Как они считают, перед регулирующими органами возникают альтернативы. При прочих равных условиях, может, они бы и делали то, что лучше всего для общества в целом. Но, к сожалению, допущение при прочих равных условиях не применимо к реальному миру. С другой стороны, регулирующие органы будут склонны сохранять цены, предлагаемые регулируемыми фирмами, на достаточно низком уровне для выгоды потребителей данной продукции, которые будут довольны, что скажется на их отношении к регулирующим органам и политикам. Последние, в свою очередь, имеют возможность повторно назначать членов органов надзора и повышать им заработную плату. Вместе с тем невысокие цены могут означать низкую прибыль для фирм, поставляющих данный вид продукции на рынок. Это в конце концов может привести к уходу с рынка данных фирм, так что услуги членов регулирующих органов могут не понадобиться в будущем. Следовательно, они не в состоянии сделать так, чтобы и волки оказались сыты, и овцы целы. В любом случае регулирующие органы что-то приобретают и что-то теряют.