Методы государственного регулирования в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования экономики. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1) изучить понятие современного государственного регулирования экономики;
2) изучить цели и задачи государственной экономической политики;
3) изучить методы и средства государственного регулирования экономики;
4) рассмотреть Формы государственного регулирования;
5) рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) рассмотреть Бюджетно-налоговую политику государства;.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория..docx

— 73.40 Кб (Скачать файл)

Говоря  о главных показателях бюджета  страны, можно сказать, что доходы составят 6 трлн. 965,3 млрд. рублей, расходы  – 5 трлн. 306,6 млрд. рублей. при этом доходы страны вырастут на 806,3 млрд. рублей, а  расходы – на 1 трлн. 74,9 млрд. рублей. А если брать только непроцентные расходы, то они вырастут на 1 трлн. 110 млрд. рублей, или на 26,5 %, то есть за один год в номинальном выражении  мы нарастим на четверть расходы нашего бюджета.

Непроцентные  расходы федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении увеличатся на 17,1 % (в номинальном – на 26,5 %) и составят 17 % ВВП, что на 1,6 % больше, чем в 2006 году, по ожидаемой оценке. В результате увеличится государственный  спрос в структуре ВВП до 18,8 % в 2007 году по сравнению с 16,5 % в 2005 году.

Наибольший  прирост расходов планируется по статье о трансфертах бюджетам других уровней, то есть в законопроекте  нашла поддержку основная масса  предложений, внесенных регионами.

Серьезным приоритетом является поддержание  обороноспособности и безопасности страны. Общий объем средств на эти две составляющие увеличится на 286 млрд. рублей, в том числе  оборонный заказ – на 70,8 млрд. рублей.

Этот  бюджет можно по праву назвать  и бюджетом стратегических проектов, поскольку кроме основных мер, связанных  с федеральными целевыми программами, в составе бюджета учтено 12 новых  федеральных целевых программ, более  чем на 70 млрд. рублей, и общий  объем федеральных целевых программ составит 505 млрд. рублей, в том числе: развитие инфраструктуры – 267 млрд. рублей, инновации - 118 млрд. рублей, безопасность жизнедеятельности – 64 млрд. рублей, региональные проблемы - 41 млрд. рублей. Суммарно, вместе с непрограмными инвестициями, эта инвестиционная часть бюджета составит 224 млрд. рублей, или прирастет на 47,5 %. В настоящее время перед властью стоит двуединая задача: использовать возможности бюджетного федерализма для разрешения бюджетных, налоговых и других финансовых противоречий в Российской Федерации и не дать усилиться тенденции к дальнейшей децентрализации бюджетной системы, когда утрачивается ее единство и способность быть регулирующим механизмом финансовой жизни и единого российского рынка.

В целях  повышения эффективности регулирующих функций бюджетной системы и  бюджетной политики в августе  2001 г. утверждена Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. Реализация Программы направлена на формирование и развитие системы бюджетного регулирования, обеспечивающих оптимальное распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы. Это должно способствовать развитию экономического потенциала регионов и страны в целом, достижению компромисса между органами власти разных уровней на основе разграничения налогово-бюджетных полномочий и ответственности. Установлено, что нормативные правовые акты президента РФ должны быть приведены в соответствии с Законом о бюджете на 2007 год в двухмесячный срок с дня вступления этого закона в силу[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Государственное регулирование экономики в России и в США

Начиная сравнительный  анализ систем государственного регулирования  экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени , в  течение которого формировалась  эта сложная система . Если в США  развитие экономики происходило  по рыночному пути с самого появления  государства , то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю  историю своего существования , за неучетом некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики , закончившихся неудачей . Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия . Однако она все - таки имеет временный , переходный характер , и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры .

В чем же схожи и различны системы государственного регулирования  США и России? Рассмотрим некоторые  существенные различия в формах , методах  и объемах государственного вмешательства  в экономику в обеих странах .

В сфере основных задач государственной экономической политики с первого взгляда видна стабильность американской экономики и пока лишь стремление к этому необходимому условию экономического роста экономики российской . Главной задачей государства в экономической сфере в США является сокращение государственного долга , достигшего астрономической суммы . Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции , избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня . Однако общей для обоих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета . Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по - разному . Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства (в основном за счет свертывания некоторых социальных программ) , то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования , такие как займы у населения (яркий пример - ГКО - государственные краткосрочные обязательства) и улучшение собираемости налогов .

Интересным является различие между законодательными основами государственного регулирования . В США законы , относящиеся к этой сфере , как правило , приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем . Поэтому нередка очень туманная постановка основных проблем , оставляющая простор для двоякого толкования (в качестве примера в части , посвященной государственному регулированию экономики в США приводились противоположные решения суда по антитрестовскому законодательству в аналогичных ситуациях) . В законодательстве России (в частности , в антимонопольном законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно , однако отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий .

В разделении сфер экономического вмешательства между федеральным и местным уровнем власти наблюдается довольно резкое различие : государственные закупки в США сосредоточены на местном уровне власти , т. е. в руках правительств отдельных штатов , в России же большинство закупок государства осуществляется на федеральном уровне . Это объясняется жесткой подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и довольно свободной позицией органов самоуправления штатов , заложенной в законодательство США .

Заметна разница и в инвестировании отдельных отраслей народного хозяйства , нерентабельных или малоприбыльных . В России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства , льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий , эти меры необходимы , чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей , помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия . В США проводится крупномасштабная политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих отраслей , планируется сведение их к абсолютному минимуму . Субсидирование же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского правительства не используется совсем либо используется в крайних случаях , например , при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным количеством людей . Однако надо заметить , что и в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования .

Сравнение государственной  экономической политики в области  регулирования цен указывает на интересную особенность : нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования , применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов . Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров , таких как нефть , газ и т. д. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии . В случае их применения одновременно устанавливаются и некоторые другие нормы : например , норма прибыли . В России же пока эти методы находят широкое применение .

Это основные сферы хозяйственной  деятельности , государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду  более или менее сложившиеся  формы . По этим сферам и по некоторым  закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметить , что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер , чем это сложилось в США. Регулированию будут подвержены некоторые области экономики , принципиально практически нерегулируемые правительством США либо слабо регулируемые только рыночными методами , такие как ценообразование на конкурентных рынках , банкротство предприятий и т. д. Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов , тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер . То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в смягчении социальных расслоений , неизбежных при капиталистическом способе производства . Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами , становление смешанной экономики и рыночного менталитета , либерализация внешнеэкономических отношений , открытый доступ иностранному капиталу . В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем .

 

Заключение

Выше были рассмотрены основные задачи и цели государственного регулирования  рыночной экономики, а также методы и инструменты, направленные на их осуществления. Видно, что в арсенале государства  имеется широкий набор средств  и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила  поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок  с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится  грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний  день очень трудно. Очень часто  государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает  цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном  порядке. При создании благоприятных  условий предпринимателям их частный  интерес совпадет с интересом  государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать  более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство  не должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство  не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное  вмешательство может в некоторых  случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х  годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался  отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком  случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

 

Список использованных источников

1 Кушлин В.И.  Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / В.И. Кушлин. – М.: РАГС, 2006. – 832 с.

2 Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика: Учеб. пособие для вузов / Т.Г Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с.

3 Ахулкова Е.Н. Бюджет инвестиций в человека, образование и здравоохранение / Ахулкова Е.Н .- БиНО: бюджетные учреждения. – 2006.- 61 – 62 с.

4 Чепурина М.Н. Курс экономической теории: Учебник / М.Н. Чепурина - М.: ЮНИТИ, 2007. – 832 с.

5 Булатова А.С. Экономика: Учебник/ Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2002.- 896 с.

6 Улыбышева Е.А. Антимонопольное регулирование :Учебное пособие / Е.А Улыбышева.- М.: Дрофа, 2006.-188 с.

7 Розанова Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы: Учебное пособие  / Н.М. Розанова– М.: Дрофа, 2006.– 117 с.

8 Лившиц А.Я, Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина - М.: Высшая школа, 2006.- 312 с.

9 Бункина М.К. Макроэкономика: Учебное пособие / М.К. Бункина, Семёнов В.А. - М.: Эльф К - пресс, 2006.- 256 с.

10 Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник / В.И. Видяпин.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 602 с.

11 Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник / И.П. Николаева.- М.: Проспект, 2006.- 190 c.

12 Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие / А. С. Булатова– М.: Юристъ, 2006.- 133 с.

13 Камаев В.Д.  Экономическая теория: Учебное пособие / В. Д. Камаев. – М.: Гуманит, 2008.- 58 с.


Информация о работе Методы государственного регулирования в экономике