Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 05:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования экономики. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1) изучить понятие современного государственного регулирования экономики;
2) изучить цели и задачи государственной экономической политики;
3) изучить методы и средства государственного регулирования экономики;
4) рассмотреть Формы государственного регулирования;
5) рассчитать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
6) рассмотреть Бюджетно-налоговую политику государства;.
Говоря о главных показателях бюджета страны, можно сказать, что доходы составят 6 трлн. 965,3 млрд. рублей, расходы – 5 трлн. 306,6 млрд. рублей. при этом доходы страны вырастут на 806,3 млрд. рублей, а расходы – на 1 трлн. 74,9 млрд. рублей. А если брать только непроцентные расходы, то они вырастут на 1 трлн. 110 млрд. рублей, или на 26,5 %, то есть за один год в номинальном выражении мы нарастим на четверть расходы нашего бюджета.
Непроцентные расходы федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении увеличатся на 17,1 % (в номинальном – на 26,5 %) и составят 17 % ВВП, что на 1,6 % больше, чем в 2006 году, по ожидаемой оценке. В результате увеличится государственный спрос в структуре ВВП до 18,8 % в 2007 году по сравнению с 16,5 % в 2005 году.
Наибольший прирост расходов планируется по статье о трансфертах бюджетам других уровней, то есть в законопроекте нашла поддержку основная масса предложений, внесенных регионами.
Серьезным приоритетом является поддержание обороноспособности и безопасности страны. Общий объем средств на эти две составляющие увеличится на 286 млрд. рублей, в том числе оборонный заказ – на 70,8 млрд. рублей.
Этот
бюджет можно по праву назвать
и бюджетом стратегических проектов,
поскольку кроме основных мер, связанных
с федеральными целевыми программами,
в составе бюджета учтено 12 новых
федеральных целевых программ, более
чем на 70 млрд. рублей, и общий
объем федеральных целевых
В целях
повышения эффективности
3 Государственное регулирование экономики в России и в США
Начиная сравнительный анализ систем государственного регулирования экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени , в течение которого формировалась эта сложная система . Если в США развитие экономики происходило по рыночному пути с самого появления государства , то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования , за неучетом некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики , закончившихся неудачей . Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия . Однако она все - таки имеет временный , переходный характер , и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры .
В чем же схожи и различны системы государственного регулирования США и России? Рассмотрим некоторые существенные различия в формах , методах и объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах .
В сфере основных задач государственной экономической политики с первого взгляда видна стабильность американской экономики и пока лишь стремление к этому необходимому условию экономического роста экономики российской . Главной задачей государства в экономической сфере в США является сокращение государственного долга , достигшего астрономической суммы . Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции , избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня . Однако общей для обоих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета . Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по - разному . Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства (в основном за счет свертывания некоторых социальных программ) , то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования , такие как займы у населения (яркий пример - ГКО - государственные краткосрочные обязательства) и улучшение собираемости налогов .
Интересным является различие между законодательными основами государственного регулирования . В США законы , относящиеся к этой сфере , как правило , приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем . Поэтому нередка очень туманная постановка основных проблем , оставляющая простор для двоякого толкования (в качестве примера в части , посвященной государственному регулированию экономики в США приводились противоположные решения суда по антитрестовскому законодательству в аналогичных ситуациях) . В законодательстве России (в частности , в антимонопольном законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно , однако отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий .
В разделении сфер экономического вмешательства между федеральным и местным уровнем власти наблюдается довольно резкое различие : государственные закупки в США сосредоточены на местном уровне власти , т. е. в руках правительств отдельных штатов , в России же большинство закупок государства осуществляется на федеральном уровне . Это объясняется жесткой подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и довольно свободной позицией органов самоуправления штатов , заложенной в законодательство США .
Заметна разница и в инвестировании отдельных отраслей народного хозяйства , нерентабельных или малоприбыльных . В России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства , льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий , эти меры необходимы , чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей , помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия . В США проводится крупномасштабная политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих отраслей , планируется сведение их к абсолютному минимуму . Субсидирование же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского правительства не используется совсем либо используется в крайних случаях , например , при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным количеством людей . Однако надо заметить , что и в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования .
Сравнение государственной экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность : нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования , применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов . Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров , таких как нефть , газ и т. д. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии . В случае их применения одновременно устанавливаются и некоторые другие нормы : например , норма прибыли . В России же пока эти методы находят широкое применение .
Это основные сферы хозяйственной деятельности , государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более или менее сложившиеся формы . По этим сферам и по некоторым закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметить , что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер , чем это сложилось в США. Регулированию будут подвержены некоторые области экономики , принципиально практически нерегулируемые правительством США либо слабо регулируемые только рыночными методами , такие как ценообразование на конкурентных рынках , банкротство предприятий и т. д. Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов , тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер . То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в смягчении социальных расслоений , неизбежных при капиталистическом способе производства . Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами , становление смешанной экономики и рыночного менталитета , либерализация внешнеэкономических отношений , открытый доступ иностранному капиталу . В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем .
Заключение
Выше были рассмотрены основные
задачи и цели государственного регулирования
рыночной экономики, а также методы
и инструменты, направленные на их осуществления.
Видно, что в арсенале государства
имеется широкий набор средств
и методов регулирования
Следует отметить, что государство
не должно вмешиваться в те сферы
экономики, где его вмешательство
не является необходимым. Это не только
ненужно, но и вредно для экономики.
Изучение данной темы дает обильную пищу
для размышлений. В целом трудно
переоценить роль государства в
экономике. Оно создает условия
для экономической
Список использованных источников
1 Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / В.И. Кушлин. – М.: РАГС, 2006. – 832 с.
2 Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика: Учеб. пособие для вузов / Т.Г Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с.
3 Ахулкова Е.Н. Бюджет инвестиций в человека, образование и здравоохранение / Ахулкова Е.Н .- БиНО: бюджетные учреждения. – 2006.- 61 – 62 с.
4 Чепурина М.Н. Курс экономической теории: Учебник / М.Н. Чепурина - М.: ЮНИТИ, 2007. – 832 с.
5 Булатова А.С. Экономика: Учебник/ Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2002.- 896 с.
6 Улыбышева Е.А. Антимонопольное регулирование :Учебное пособие / Е.А Улыбышева.- М.: Дрофа, 2006.-188 с.
7 Розанова Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы: Учебное пособие / Н.М. Розанова– М.: Дрофа, 2006.– 117 с.
8 Лившиц А.Я, Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина - М.: Высшая школа, 2006.- 312 с.
9 Бункина М.К. Макроэкономика: Учебное пособие / М.К. Бункина, Семёнов В.А. - М.: Эльф К - пресс, 2006.- 256 с.
10 Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник / В.И. Видяпин.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 602 с.
11 Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник / И.П. Николаева.- М.: Проспект, 2006.- 190 c.
12 Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие / А. С. Булатова– М.: Юристъ, 2006.- 133 с.
13 Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебное пособие / В. Д. Камаев. – М.: Гуманит, 2008.- 58 с.
Информация о работе Методы государственного регулирования в экономике