Введение в микроэкономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:12, лекция

Краткое описание

1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
1.2. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки

Содержание

1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
1.2. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика Тема 1.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

Микроэкономика  Тема 1. Введение в микроэкономику

Информблок  

1.1. Особенности объекта  и предмета микроэкономики как  науки

1.2. Проблема выбора  как объект микроэкономического  анализа

1.3. Особенности методов  и функций микроэкономики как  науки 

Наряду с общим  представлением об экономике экономическая  теория призвана дать достаточно глубокие знания о функционировании экономики  на двух ее уровнях: микро- и макро-. Данная часть курса посвящена вопросам микроэкономики. Именно здесь раскрывается содержание рыночного механизма, его составных элементов, дается представление о функционировании экономики в целом.  

Сложность объекта  и предмета исследования со стороны  микроэкономики как науки обусловливает  особые трудности с логикой изложения  материала. В предлагаемом пособии  эти трудности автор старался разрешить, обратившись к воспроизводственному подходу. В соответствии с ним  материал разбит на четыре раздела.  

В первом рассматриваются  вопросы, связанные с деятельностью  предприятий (фирм) как основных субъектов  производства - главной сферой экономики, от состояния которой зависят  другие ее сферы. Второй раздел посвящен анализу поведения субъекта рыночной экономики в сфере потребления. В третьем разделе раскрывается сфера рыночного обмена, объектами  которого являются как покинувшие производство товары, так и необходимые производству факторы, а субъектами - продавцы и  покупатели как представители сфер производства и потребления. Четвертый  раздел посвящен вопросам распределения  доходов, получаемых в качестве вознаграждения за факторы производства.  

Логичность размещения материала автор стремился сочетать с доступностью изложения теоретических  основ микроэкономики. Для того чтобы  читатель мог закрепить полученные знания, проверить правильность их понимания, в конце каждой главы  даются контрольные вопросы и  задания. При завершении изучения той  или иной главы следует подумать над ними, постараться дать ответ  по всем пунктам, прежде чем приступать к изучению следующей главы.  

Простоту изложения  учебного материала мы стремились сочетать с принципом научности, требующим  раскрытия не только внешних форм изучаемых явлений, но и их экономической  сущности. Поэтому при раскрытии  содержания многих вопросов курса микроэкономики использованы не только положения экономике, но и политэкономии, прежде всего те, которые оказались апробированными мировой и российской практикой.  

Завершает пособие  список рекомендуемой литературы, изучение которой позволяет углубить знания. Если при этом читатель обнаружит  некоторые различия в подходах разных авторов к одним и тем же изучаемым явлениям и сможет дать им собственную оценку, такая оценка будет свидетельством достаточно глубокого  понимания микроэкономики как науки.  

Прежде чем приступить к конкретному рассмотрению вопросов, составляющих предмет микроэкономики, нам необходимо получить общее представление  о микроэкономике вообще. Этому посвящена  данная глава. Она носит не только вводный, но и методологический характер, поскольку ее содержание помогает правильнее понимать последующие вопросы, непосредственно  составляющие содержание курса.

1.1. Особенности объекта  и предмета микроэкономики как  науки  

Слово "микроэкономика" является производным от слов "микро" и "экономика". Нам уже известно, что означает второе слово. Сейчас необходимо понять значение слова "микро".  

По-гречески слово "микро" означает " малый". Получается, что  дословно "микроэкономика" есть "малая  экономика". Но это не вполне точно. За понятием "микроэкономика", как  и за понятием "экономика", надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика - это наука, выступающая как часть  общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика - это объект изучения, являющийся лишь частью экономики  как общественного хозяйства.  

Когда мы говорим  о микроэкономике как науке, то слово "микро" в названии этой науки  указывает на ее важнейший принцип - принцип экономического атомизма, предполагающий изучение отдельных  составляющих экономики как народнохозяйственной системы. Подобно тому, как с помощью  микроскопа какую-то часть изучаемого организма, например, клетку, можно  рассмотреть отдельно в увеличенном  виде, так и микроэкономический анализ позволяет увидеть достаточно подробно какую-то часть экономики, относимую  к микроэкономике как объекту  исследования.  

К этим частям мы относим прежде всего субъективные и объективные элементы экономики. Под субъективными элементами понимаются люди как производители и потребители, в качестве таковых стремящиеся вести себя рационально. Под объективными элементами понимаются вещи производственного и потребительского назначения - все то, по поводу чего субъекты экономики вступают друг с другом в экономические отношения.  

Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки  являются люди как субъекты (агенты) экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической  свободой, самостоятельно определяя  свое поведение в экономике. Поэтому  микроэкономику прежде всего считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.  

В первую очередь, к  таким субъектам относят людей  как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку в современных условиях предприятия регистрируются либо как  физические, либо как юридические  лица, то в качестве хозяйствующих  субъектов могут выступать предприятия  или фирмы.  

В рыночной экономике  предприятие предстает как сфера  предпринимательской деятельности, поэтому главным субъектом микроэкономики как микрохозяйства и объектом изучения микроэкономики как науки является предприниматель. Поведение предпринимателей в системе рыночных отношений предстает как важнейшая часть предмета микроэкономики.  

Но субъектами экономики  являются и потребители. Микроэкономика рассматривает их как представителей домохозяйств. Домохозяйство - это один, два и более человек, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения. По существу, это семьи, выступающие в качестве субъектов  экономики. Поведение таких субъектов  также изучается микроэкономикой  как наукой.  

Эта наука рассматривает  домохозяйства не только как потребителей, но и как собственников различных  факторов производства: труда, земли, капитала. В условиях рыночной экономики они  предстают как продавцы этих факторов. В роли покупателей выступают  предприятия (фирмы). Купля-продажа  факторов производства осуществляется на соответствующих факторных рынках.  

Получается, что главные  субъекты микроэкономики - это фирмы  и домохозяйства. Их отношения строятся по следующей схеме:  

 

Рис. 1.1.  
 

На схеме можно  видеть, что, с одной стороны, домохозяйства  предстают в роли продавцов каких-то факторов производства на соответствующих  факторных рынках и получателей  дохода от их продажи, а с другой - покупателей, использующих свои доходы для покупки потребительских  товаров на соответствующих рынках. Фирмы являются и покупателями факторов у домохозяйств, и производителями  нужных домо-хозяйствам товаров. Подобное взаимодействие происходит между множеством домохозяйств и фирм. Причем, как правило, покупает какой-то фактор у данного домохозяйства одна фирма, а продают ему товары другие фирмы.  

Схема также показывает, что составной частью предмета микроэкономики является поведение людей как  покупателей и продавцов на самых  различных рынках, а сами рынки  выступают в качестве важнейшего объекта изучения со стороны этой науки.  

Субъектом экономики  является государство, но микроэкономика рассматривает его в основном в качестве внешнего для экономики  фактора. Государство следит за тем, чтобы экономика нормально функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные  законы и правила, принимая необходимые  меры к нарушителям.  

Субъектами экономики  могут быть и различные общественные объединения и организации. Это  общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также  не привлекает особого внимания микроэкономики.  

В целом микроэкономика имеет дело с субъектами экономики  как производителями и потребителями  и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение  в системе экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления товарных благ. Эти отношения и составляют предмет данной науки.

1.2. Проблема выбора  как объект микроэкономического  анализа  

Главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят  все субъекты экономики.  

Известно, что в  экономике проблема выбора возникает прежде всего из-за ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. В рыночной экономике она становится очень сложной и емкой по своему содержанию уже в силу существования экономической свободы у субъектов экономики.  

Прежде всего возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.  

Отмеченные цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли возможно в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться - все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей.  

Определение цели предполагает и выбор средств ее достижения. В любой экономике это означает выбор ресурсов и выбор путей, способов их использования. В рыночной экономике для предприятий как  товаропроизводителей наряду с трудовыми, капитальными, материальными и природными ресурсами важное значение приобретают денежные ресурсы, способные превращаться в любые ресурсы как производственного, так и непроизводственного назначения.  

Возможны самые  различные варианты использования  денежных средств, причем в силу их ограниченности приобретение на них  одних ресурсов предполагает отказ  от приобретения других. Подобная альтернатива достаточно наглядно иллюстрируется с  помощью следующего рисунка.

 

Рис. 1.2.  
 
 

На рисунке отрезок  ОХ обозначает количество ресурса X, которое  можно приобрести на данную сумму  денег. Отрезок ОУ обозначает количество другого ресурса - У, которое можно  приобрести на ту же сумму. Путем соединения концов этих отрезков линией УХ показана возможность использования денежной суммы на приобретение одновременно и первого, и второго ресурса. Хорошо видно, что если увеличивается  количество приобретаемого ресурса X (с  величины ОХ1 до 0X2), то соответственно уменьшается возможность приобретения другого ресурса с величины 0У1 до 0У2.  

Этот же рисунок  может быть использован и для  иллюстрации возможности использования  одного и того же производственного  ресурса, например, трудового или  капитального, для производства двух разных товаров - товара X и товара У. Применим он и в отношении потребителя, перед которым также стоит  проблема использования ограниченных денежных ресурсов для приобретения различных товаров. Причем эта проблема осложняется возможностью удовлетворения одной и той же потребности  разными товарами и в разных их наборах. Как решается проблема альтернативного  использования ограниченных, или  редких, ресурсов как производителями, так и потребителями объясняет микроэкономика.  

Понятие "редкость" является ключевым для микроэкономики как науки. Здесь это понятие  имеет не физический, а экономический  смысл, так как отражает состояние  экономики и происходящие в ней  процессы. С одной стороны, в нем  отражается факт безграничности потребностей субъектов экономики, с другой - ограниченность имеющихся у общества экономических  ресурсов. Именно редкость обусловливает  отношения собственности, закрепляющие право пользования редкими благами  за определенными собственниками. Поэтому  все субъекты экономики рассматриваются  микроэкономикой как собственники различных благ и ресурсов.  

Информация о работе Введение в микроэкономику