Валютный кризис в России в 1998 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть предпосылки кризиса 17 августа 1998 г. в РФ. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– определить состояние экономики на протяжении 1992–1998 гг.;
– рассмотреть причины произошедшего кризиса;
– обозначить последствия дефолта 1998 г. для экономики России.

Содержание

Введение
Глава 1. Характерные особенности экономической системы РФ в 1992–1998 гг……………………………………………………………………………...5
1.1 Анализ системообразующих тенденций российской экономики 90-х гг. XX в…………………………………………………………………………….5
1.2 Общая хронология событий, предшествующих кризису 1998 г…..11
Глава 2. Причины экономического кризиса 17 августа 1998 г……………….15
2.1 Анализ денежно-кредитной политики российского правительства накануне дефолта 1998 г………………………………………………………...15
2.2 Непосредственные причины кризиса 1998 г………………………..18
Глава 3. Последствия экономического кризиса 1998 г……………………….23
3.1 Анализ решений Временной комиссии Совета Федерации, принятых в результате расследования причин кризиса………………………23
3.2 Социально-экономические последствия кризиса 1998 г…………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………..….32

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая но ВТР.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1.2.1. Изменение реальной заработной платы в 1991–2008 гг.

 

Также рассматриваемый период характеризовался кризисом неплатежей, что вело к повсеместному бартерному способу взаиморасчетов с контрагентами. Нависла реальная угроза приостановки жизнеобеспечивающих производств. Основными мерами в данном случае явились действия ЦБ РФ, осуществившего смягчение денежной политики на основе кредитной эмиссии в объеме 1 трлн. рублей. Итогом стало кратковременная стабилизация ситуации.

В течение следующих  докризисных лет происходило  постоянное нарастание негативных явлений, оказавших интегральный эффект на события 17 августа 1998 г. Среди таких можно отметить банковский кризис октября 1993 г.; обвальное падение курса рубля по отношению к долл. США, произошедшее 11 октября 1994 г. Однако в том же году был сделан некоторый шаг на пути адекватного сдерживания гиперинфляции – принятие решения о временном замораживании цен отраслями естественных монополий. К 1995 г. был принят Федеральный закон «Об акционерных обществах» (Об АО) от 26.12.1995 №208-ФЗ, который закреплял за предприятиями – акционерными обществами право самостоятельного вступления на рынок ценных бумаг в качестве обособленных эмитентов. Следующий год был ознаменован отказом от функционирования отраслевых внебюджетных фондов на основании закона о федеральном бюджете.

Предкризисный 1997 г. явил в себе концентрацию событий, как внутри страны, так и за её пределами, в конечном итоге повлиявших на обвал российской экономики в августе 1998 г. К подобным событиям можно отнести следующие:

– в июне была открыта Московская фондовая биржа;

– к июлю капитализация российского фондового рынка составила 13% от ВВП;

– августовский финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии, падение национальных валют в течение недели на 10–25%;

– в сентябре подписан меморандум о присоединении России к Парижскому клубу кредиторов;

– понижение кредитного рейтинга РФ рейтинговым агентством S&P в декабре.

Таким образом, с момента  проведения самых первых заявлений  о переходе к рыночным принципам  и до начала 1998 г. наша страна была подвержена постоянным дестабилизирующим тенденциям, недвусмысленно говорящих о надвигающейся угрозе.

 

 

 

Глава 2. Причины экономического кризиса 17 августа 1998 г.

 

2.1 Анализ денежно-кредитной политики российского правительства накануне дефолта 1998 г.

 

Произведем анализ конкретных направлений развития денежно-кредитной политики, в результате чего обозначим основные причины отказа от обязательств по внутреннему долгу в августе 1998 г.

Рассмотрим применение долговых инструментов внутреннего  заимствования, переход к которым  был осуществлен в результате отказа от денежной эмиссии, провоцировавшей наряду с либерализацией цен, высокий уровень инфляции в 1991–1995 гг. Динамика роста цен показана на следующей таблице:

 

Таблица 2.1.1. Индекс потребительских цен на товары, работы и услуги населению в %

Год

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Инфляция к декабрю  предыдущего года

160,4

2508,8

839,9

215,1

131,3

21,8

11,0

84,4

36,5

20,2


 

В то же время, произошло  изменение сопоставимости уровня цен  с 7, 3% в 1992 г. до 42–43% в 1996 г., что на практике вылилось в действительное подорожание уровня жизни населения.

Далее рассмотрим долговую политику, проводимую Правительством РФ на протяжении 1991–1998 гг., которая складывалась из внутреннего и внешнего долга, выраженного в национальной и иностранной валютах соответственно. Здесь стоит отметить важнейшую особенность – это постоянный рост объема государственного долга на протяжении рассматриваемого периода, что объяснялось стремлением органов денежно-кредитного регулирования снизить инфляцию, подогреваемой денежной эмиссией. Внешний государственный долг увеличился по сравнению с 1991 г. по состоянию на 1.01.1998 г. в 1,3 раза, то есть с 95 млрд. долл. до 123, 5 млрд. долл. и составил 146, 4% от ВВП 1998 г. Другими словами, российская экономика испытывала на себе колоссальную долговую нагрузку, справиться с которой было уже невозможно. Подобная ситуация обстояла и с внутренним государственным долгом, основную структуру которого составляли ГКО. Выпуск данных инструментов впервые был осуществлен 1.01.1994 г. и составил 200 млн. рублей при совокупном объеме всего внутреннего долга 15, 64 млрд. рублей. Однако в дальнейшем объем размещаемых ГКО стал многократно увеличиваться с каждым годом и достиг в 1998 г. своего максимального значения в 272, 61 млрд. рублей. Динамику совокупного внутреннего долга можно наблюдать на следующем графике:

 

Рис. 2.1.1. Динамика выпуска ГКО в 1994–2001 гг.

 

Также стоит отметить, что при таких высоких объемах  выпуска ГКО – основного инструмента  внутренней долговой политики, доходность по ним на вторичном рынке незадолго до августовских событий 1998 г. составляла 140%. Подобная тенденция рождала эффект замещения в российской экономике, когда большинство инвесторов, как отечественных, так и иностранных производили свои вложения именно в эти ценные бумаги, что отвлекало ресурсы от корпоративного сектора. Результатом чего стало сокращение сектора негосударственных ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, и перенос стоимости недополученных доходов на свою продукцию. В итоге чрезмерная кредитная эмиссия подогрела дополнительную инфляцию в экономике.

В качестве дополнительной информации приведем данные по денежному  обращению и объему предоставленных  коммерческих кредитов в 1995–1997 гг.

 

Таблица 2.1.2. Динамика структуры предложения денег в российской экономике в 1994–1999 г. в трлн. руб. (после 1998 г. в млрд. руб.)

Год

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Денежная масса М2, в том числе

33,2

97,8

220,8

288,3

374,1

448,3

наличные деньги вне  банковской системы, М0

13,3

36,5

80,8

103,8

130,4

187,8

безналичные средства

19,9

61,3

140,0

184,5

243,7

260,5

Удельный вес М0 в М2, процентов

40,0

37,3

36,6

36,0

34,9

41,9


 

Как заметно из таблицы, на протяжении всего рассматриваемого периода происходило постоянный рост денежной массы, также рождавшей высокий уровень цен. Подобная повышательная тенденция наблюдается и по следующему показателю – объему предоставленных кредитов.

 

Таблица 2.1.3. Объем предоставленных кредитов российской экономике и населению РФ в 1995–1997 г. в млрд. руб.

 

1995

1996

1997

Всего, в том числе:

249794

276418

346713

Кредиты, предоставленные  экономике и населению

186972

202307,6

276310

краткосрочные

160713

196202,4

265935

в процентах к итогу

86

97

96

долгосрочные

26259

6105,2

10375

в процентах к итогу

14

3

4

Кредиты банков, предоставленные  другим банкам

62822

74110,6

70403


 

В то же время происходили активные манипулирования со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, которые можно описать параболой. Изменения ставки рефинансирования – главного инструмента денежно-кредитного регулирования, доступного Банку России, отражены ниже.

 

Таблица 2.1.4. Динамика изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ в 1992–1999 гг. в %

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Ставка рефинансирования

20

80

210

180

160

48

28

60


 

Таким образом, большинство действий по стабилизации экономической ситуации в 1992–1997 гг. приводили ещё к большей нестабильности и расшатыванию экономики, что в сумме привело к событиям августа 1998 г.

 

2.2 Непосредственные причины  кризиса 1998 г.

 

Итогом произведенного анализа экономической ситуации в стране до 1998 г., а также проводимых Правительством РФ мер по стабилизации обстановки, в качестве основных причин кризиса можно выделить следующие:

– аккумуляция так называемой «отсроченной инфляции», в результате которой был произведен отказ от денежного стимулирования экономики в пользу кредитной эмиссии и разрастания пирамиды ГКО. Сущность данной причины сводилась к тому, что Правительство наращивало государственный долг – внешний и внутренний, постоянно осуществлялась различной степени девальвация рубля, а также учащалась практика неисполнения расходных обязательств РФ в виде задержек по оплате труда работников бюджетной сферы, оплате контрактных договоров.

– значительное превышение расходов государства над его доходами, считавшееся временной мерой, рассчитанной на быструю саморегуляцию рынка и его переход в равновесное состояние. Однако при этом проводилась невзвешенная популистская политика без нормального экономического обоснования;

– исключительно спекулятивный характер вторичного фондового рынка. Неоправданно высокие проценты по ГКО и глубокая стагнация промышленного производства стали основными предпосылками данной причины;

– отсутствие внятной программы развития промышленного производства, главным образом, отразившееся в неадекватности мер по укреплению национальной валюты, приводивших к подорожанию экспорта и удешевлению импортных товаров. В таких условиях, конкурентоспособность российских предприятий была серьезно подорвана, сокращая тем самым приток иностранной валюты от внешнеэкономической деятельности;

– активизация бюджетно-налоговой политики в части постоянного повышения ставок налогов, что в итоге приводило к уменьшению их собираемости и уходу большинства бизнес-структур в «тень».

– финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, спровоцировавший «бегство иностранного капитала» из российской экономики, и в частности с рынка ГКО;

– негативная обстановка на мировых сырьевых рынках, в том числе, и на нефтяном. Сырьевая зависимость российской экономики всегда называлась в качестве основного фактора отставания предприятий несырьевого сектора, что с середины 1970-х гг. определило дальнейший интенсивный путь её развития. Так в 1998 г. цена на нефть достигла своего исторического «дна» и составляла 10 долл. за баррель, что являлось на самом деле ниже цены себестоимости добычи в РФ. Итогом стало заметное снижение валютной выручки от основного экспортного товара. Изменение цен на нефть показано на следующем графике:

 

Рис. 2.2.1. Динамика цен на нефть марки West Texas Intermediate в 1996–2010 гг.

 

– нарастающий политический кризис, связанный с разобщенностью действий исполнительной и законодательной власти. Суть данного противостояния сводилась к противоборству коммунистической партии РФ, владеющей конституционным большинством в ГД РФ, и Правительства РФ, образованного либеральными реформаторами того времени – Б. Немцовым, А. Чубайсом, С. Кириенко. Думой блокировалось большинство решений ГД РФ, и напротив Правительство РФ блокировало законопроекты думы. Основным спорным моментом являлась позиция ГД РФ по поводу реструктуризации государственного долга, его пролонгации и снижения ставок процентов по ГКО. Правительство РФ не поддерживало данные требования, что ещё больше раскручивало пирамиду ГКО;

– отсутствие опыта при принятии антикризисных мер такого масштаба и характера. Само обращение к выпуску ГКО в 1994 г. довольно часто подвергалось критике со стороны специалистов финансовой сферы и со стороны заметных политических деятелей, находящихся тогда в оппозиции. По мере развития данного источника финансирования внутреннего долга утверждение становилось все более явным, однако государственные чиновники, уполномоченные в принятии решений по данному вопросу, игнорировали предостережения специалистов.

Все перечисленные выше факторы привели к суверенному  дефолту, объявленном Правительством РФ 17 августа 1998 г., содержание которого сводилось, в том числе к отказу от исполнения обязательств по ГКО и девальвации национальной валюты.

 

 

 

Глава  3. Последствия экономического кризиса 1998 г.

Информация о работе Валютный кризис в России в 1998 г