Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Бюдже́т (от стар. нормандского budget – кошель) – схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет – это важнейшая концепция, как в микроэкономике, так и в макроэкономике, это основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований. Изучением бюджета занимается наука финансы.

Содержание

1. Понятие о бюджете и его основные параметры ……………………………………..……3-5

2. Порядок рассмотрения бюджета ...........................................................................................6

3. Роль бюджета и его важность в развитии субъектов...........................................................6-7
4. Основные принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….…… 7-9
5. Роль и задачи бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………………9-11

6.Сбалансированность доходов и расходов бюджета …………………………………… 11-13

7.Межбюджетные отношения……………………………………………………………… 13-14

8. Экономические тенденции федерального бюджета ……………………………………. 14-16

9. Государственный долг и покрытие бюджетного дефицита………………………………16-18

10. Направления совершенствования бюджетной политики……………………………….. 18-19

Заключительная часть…………………………………………….19-20

Используемая литература …………………………………………20-21

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегулирование.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

 

Заочный факультет

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Государственное регулирование рыночной экономики»

 

Тема: «Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики»

 

 

Омск-2010 г. 

Содержание стр.

 

 

1. Понятие о бюджете и его основные параметры ……………………………………..……3-5

 

2. Порядок рассмотрения бюджета ...........................................................................................6

 

3. Роль бюджета и его важность в развитии субъектов...........................................................6-7

4. Основные принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….…… 7-9

5. Роль и задачи бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………………9-11

 

6.Сбалансированность доходов и расходов бюджета …………………………………… 11-13

 

7.Межбюджетные отношения……………………………………………………………… 13-14

 

8. Экономические тенденции федерального бюджета ……………………………………. 14-16

 

9. Государственный долг и покрытие бюджетного дефицита………………………………16-18

 

10. Направления совершенствования бюджетной политики……………………………….. 18-19

 

 Заключительная часть…………………………………………….19-20

 

Используемая литература …………………………………………20-21

 

 

 

1. Понятие о бюджете его основные параметры

 

Бюдже́т (от стар. нормандского budget – кошель) – схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет – это важнейшая концепция, как в микроэкономике, так и в макроэкономике, это основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований. Изучением бюджета занимается наука финансы.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведённая в определённую систему и приуроченная к определённому периоду времени. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

 Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 26 августа. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем – по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

В последние годы в федеральном бюджете опережающими темпами возрастают расходы на оборону и безопасность, а также бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году – лишь четверть в общей массе поступлений).

 За последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспре-делением этих средств через федеральный центр в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Наиболее крупные статьи расходов в бюджете следующие:

  • межбюджетные трансферты (33,5 % от всех расходов);
  • национальная оборона (15,6 % расходов);
  • общегосударственные вопросы (15 %);
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 %);
  • национальная экономика (7,9 %);
  • социальная политика (4,8 %);
  • образование (4,7 %);
  • здравоохранение и спорт (3,5 %).

Расходы по статье «Национальная оборона» 4,04 % ВВП, что ставит Россию в число стран с наиболее высокими оборонными расходами (для сравнения: США – 4,06 % ВВП, Индия – 2,5 %, Великобритания – 2,4 %, Казахстан – 0,9 %). В целом, расходы на военные и полицейско-бюрократические функции (статьи «Оборона», «Безопасность и правоохранительная деятельность», «Общегосударственные вопросы») превышают 45 % федерального бюджета (в развитых странах – 11 %, среднемировой уровень – около 20 %). Для сравнения: на социальную политику и образование идёт 10,5 % расходов федерального бюджета.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

 Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному

способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

 В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

 

 

 

2. Порядок рассмотрения бюджета

Совокупность положений, определяющих порядок рассмотрения государственного бюджета в парламенте, составляет так называемое бюджетное право. Основное положение парламентского бюджетного права выражается в том, что ни один новый налог, никакая перемена в старых налогах, ни взятие государственного займа, ни финансирование государственной программы не могут быть произведены без согласия парламента. Осуществление бюджетного права даёт народному представительству могущественное средство участия в государственном управлении и надзоре за целесообразностью деятельности правительства.

 В Российской Федерации законопроект, содержащий предварительную смету доходов и расходов государства, составляется Министерством финансов РФ. Процесс разработки бюджета называется бюджетное планирование. Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается. Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу, где он рассматривается в нескольких чтениях (как правило в четырёх чтениях, от чтения к чтению всё более детально). На стадиях первого и второго чтений, в случаях отклонения Государственной Думой проекта федерального бюджета, может быть создана согласительная комиссия, состоящая из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации. В заключение процедуры, Закон о государственном бюджете должен быть подписан Президентом РФ.

Если бюджет не утверждается парламентом страны вовремя, или если президент наложил на бюджет вето, и в результате бюджет не вступил вовремя в законную силу – то такая ситуация называется бюджетный кризис. Государственный бюджет составляется на финансовый год (который в некоторых странах может начинаться и не с 1 января). В России финансовый год начинается 1 января.

В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 - 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

  • 2008
    • Доходы – 6644,4 млрд руб.
    • Расходы – 6570,3 млрд руб.
  • 2009
    • Доходы – 7465,4 млрд руб.
    • Расходы – 7451,2 млрд руб.
  • 2010
    • Доходы – 8090,0 млрд руб.

Расходы – 8090,0 млрд руб.

 

 

3. Роль бюджета и его важность в развитии субъектов

 

 Несомненно, любой бюджет, составленный как для страны в целом, так и для любого субъекта играет важную роль в экономике и развитии производительных сил. И это, в настоящие время, наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Бюджет, составленный грамотно, напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны. При этом, идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного

курса и снижение уровня процентных ставок. Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых - полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.

 Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

Информация о работе Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики