Блага: понятие и типы благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Тема экономических благ и потребностей актуальна во все времена, особенно в период, когда на рынке страны царит финансовый кризис, люди вынуждены выбирать товары и услуги, опираясь на сложившуюся тяжелую ситуацию. В таких тяжелых условиях любой продавец или производитель товаров и услуг вынужден еще более ясно осознавать потребности своих потребителей и уметь под них подстраивать свой бизнес. В случае незнания, он рискует разориться или потерпеть значительные убытки.
Целью данной работы стало изучение понятий потребность и благо с точки зрения экономической теории.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1.Система потребностей человека и общества…………...... 5
1.1 Потребности и их классификация………...…………….5
2.Блага: понятие и типы благ………………………………….12
1.1 Классификация благ……………………………………….12
1.2.Экономический кругооборот благ………………………..14
Заключение……………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                    

                                              Содержание.

 

Введение……………………………………………………………3

1.Система потребностей  человека и общества…………...... 5

   1.1 Потребности и их классификация………...…………….5

2.Блага: понятие и типы благ………………………………….12

   1.1 Классификация благ……………………………………….12

   1.2.Экономический кругооборот благ………………………..14

Заключение……………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение.

Понятие потребности - термин, вокруг которого происходит бесконечная  полемика, так как он содержит в  себе элементы субъективного суждения, основанного иногда на морали или  идеологии. Помимо жизненно важного  минимума, воспринимаемого всеми, - который, однако, никто не пытается определить, - действительно ли необходимо разнообразить свой рацион питания, дабы удовлетворить вкусам, путешествовать из любопытства или уделять время  различным развлечениям? Следует  признать, что по крайней мере в том, что касается потребительских рынков, это вопросы не праздные, в особенности если иметь в виду следующие факты:  
• постоянное появление на рынке новых товаров и товарных марок;  
• непрерывное яркое воздействие постоянно меняющейся рекламы;  
• относительную стабильность удовлетворенности потребителя, несмотря на бесспорное улучшение уровня жизни.  
Экономические действия людей обусловлены их потребностями и интересами. Удовлетворение потребностей является конечной целью любого производственно или торгового предприятия, то есть любой экономической системы. Люди заинтересованы в развитии своего бизнеса, создании материальных и духовных благ. Но ввиду того, что ресурсы ограничены, перед ними постоянно встает проблема экономического выбора тех или иных благ и создания условий для их производства и реализации.  
Тема экономических благ и потребностей актуальна во все времена, особенно в период, когда на рынке страны царит финансовый кризис, люди вынуждены выбирать товары и услуги, опираясь на сложившуюся тяжелую ситуацию. В таких тяжелых условиях любой продавец или производитель товаров и услуг вынужден еще более ясно осознавать потребности своих потребителей и уметь под них подстраивать свой бизнес. В случае незнания, он рискует разориться или потерпеть значительные убытки.  
Целью данной работы стало изучение понятий потребность и благо с точки зрения экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Система потребностей  человека и общества.

1.1 Потребности  и  их классификация.

Целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей общества и индивидов.

Потребность – это нужда  в чем-либо для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Человек изыскивает способы удовлетворить  потребности, а при отсутствии возможностей подавляет или заменяет одну потребность другой, близкой к ней.

Классифицируя потребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребности  носят исторический характер, т.е. постоянно  изменяются с развитием общества, и установить их полный перечень практически  невозможно.

Классификации потребностей уделялось внимание еще  в древности. Со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время за основу классификации  потребностей берутся взгляды американского  психолога и экономиста А. Маслоу, который считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

В зависимости от масштабов и структуры  производства потребности подразделяются на:    

-                  абсолютные (максимальные);

-                  действительные (подлежащие удовлетворению);

-                  фактически удовлетворяемые

Абсолютные (максимальные) потребности - это потребности, ориентированные на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.

Действительные потребности - это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса.

 Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от роли в воспроизводстве  рабочей силы потребности подразделяются на :

-                  материальные, связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода;

-                  духовные, обеспечивающие стремление человека к образованию, культуре, отдыху, вере, творчеству и т.д.;

-                  социальные, отражающие стремление человека реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе, иметь продвижение по службе и т.д.

С точки зрения уровня развития общества различают - элементарные (физические) и - высшие (социальные) потребности. К  высшим (социальным) потребностям относятся  те, которые непосредственно связаны  с благосостоянием людей. Это  потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие  собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая  безопасность и т.д.

В зависимости от социальной структуры  выделяют:

-                  потребности общества в целом;

-                  потребности классов;

-                  социальных групп;

-                  отдельных людей (личные потребности).

Потребности общества подразделяются на государственные, национальные, территориальные, религиозные. Если говорить конкретнее, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

Потребности классов, социальных групп представлены потребностями людей, объединившихся по принципу общих интересов. Например, туристы нуждаются в соответствующем  снаряжении, шахматисты - в шахматном  клубе, любители купания - в бассейне и т.д.

Личные  потребности (потребности отдельных  людей) распространяются на питание, одежду, обувь, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Т.е. личные потребности - все то, что обеспечивает необходимый уровень жизни каждого человека. Личные потребности делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. Так, потребность в пище - насыщаемая, в одежде - менее насыщаемая, в деньгах - ненасыщаемая.

Исходя  из очередности удовлетворения потребностей их подразделяют на - первичные (необходимые) и - вторичные (избыточные). К первичным потребностям, относят самые насущные потребности человека, без удовлетворения которых он не может существовать. Эти потребности не могут быть замещены другими. Например, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот. В то же время одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо - грибами, животное масло - растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, являются замещаемыми. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.

Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация тесно связана с предыдущей. Так, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, однако снимаются, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.). Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.

В зависимости от участия в воспроизводственном  процессе потребности подразделяются на производственные - потребление  средств производства и рабочей  силы в процессе производства и - непроизводственные - потребление происходит за пределами  производства и делится на личное и общественное.

Потребности бывают также экономическими и неэкономическими. К экономическим потребностям относят  те, для которых необходимо производство, т.е. в готовом виде не встречающиеся. К неэкономическим потребностям относят потребности, которые могут  быть удовлетворены без наличия  производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).

И наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают  текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.

Потребность вообще - это особое психологическое  состояние человека, ощущаемое или  осознаваемое им как "напряжение", "неудовлетворенность", несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия. Человек изыскивает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей - подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней. Так нельзя поступить только с нуждами, прямо связанными с жизнеобеспечением.

Человеческие  потребности весьма многообразны. В  частности, по субъектам (носителям  потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они  направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и  эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности  труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

Рассмотрим  подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности - это  часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и  услуг. Именно они участвуют в  активном взаимодействии между производством  и неудовлетворенными запросами  людей. Каково же это взаимодействие?

Производство  прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага  и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к  появлению новых запросов. Вот  простая иллюстрация. Допустим, человек  стремился приобрести автомобиль. После  его покупки у владельца возникает  масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку  или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса  коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает  качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.

В-третьих, производство во многом влияет на способы  применения полезных вещей, а тем  самым формирует определенную бытовую  культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

В свою очередь, экономические потребности  оказывают обратное воздействие  на производство.

Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной  деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих, авангардная роль потребностей ярко проявляется в том, что они  вызывают поступательное движение хозяйственной  деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

Всю историю экономики мы можем в  определенном смысле рассматривать  как историю формирования потребностей.

2.Блага: понятие и типы благ.

 2.1 Классификация благ.

Средства, с помощью которых  удовлетворяются потребности, называются благами.

Это значит, что блага являются носителями свойства,  которое называется полезностью. Полезные свойства вещей  производители и потребители  материальных благ выявляют и оценивают  по-разному.

Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную оценку их вещественных свойств, которые позволяют получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней извлекаемого железа и других компонентов, в молоке – наличие определенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д. Если в продуктах возрастает количество полезных веществ, это повышает их качество, а тем самым увеличивает полезность этих продуктов.

Потребители часто придерживаются субъективных оценок пользы материальных благ, пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и от объема их потребления.

Полезность – это все, что  удовлетворяет любые действительные потребности.

Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные и нематериальные.

Информация о работе Блага: понятие и типы благ