Безработица и её сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России. Особое внимание уделяется анализу структурной безработицы в современной России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 раскрытие сущности понятия безработицы
 анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),
 изучение динамики российской безработицы,

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.docx

— 79.19 Кб (Скачать файл)

Одним из видов структуризации рынка  труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают:

  • рынок труда молодежи. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
  • рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения;
  • рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные

продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и

воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.

Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка  труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут  быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников, сельхозпроизводителей и др.

Поиск путей решения проблем  занятости привел к образованию  нестандартных ее форм, которые выходят  за рамки нормативной продолжительности  рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет  сократить общую численность  незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа  слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости  идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления  их между работниками и сокращения рабочего времени. Под гибкими формами занятости понимаются:

  • занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
  • занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность. Существует две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы;
  • занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
  • самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

Помимо ранее рассмотренных  видов занятости в государственном  и частном секторе экономики, новым явлением в сфере занятости  населения последних лет является деятельность в неформальном секторе  экономики. Под этим подразумевается  экономическая деятельность граждан, которые не платят налогов и которые  трудятся в незарегистрированных хозяйственных  структурах. Международная организация  труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным  образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. Многие из них используют труд членов семьи, несколько  наемных работников или учеников. Внутри неформально сектора можно  выделить следующие, наиболее известные  разновидности профессиональной

занятости: частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт

бытовой техники, пошив одежды, “челночный”  бизнес, мелкая торговля.

2.2. Безработица в современной России

 

Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Экономически активное население (занятая рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг. Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на вторую неделю октября 2012 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2012г. составила 75,5 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и  4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности

экономически активного населения) в октябре 2012г. составил 5,3% (без исключения сезонного фактора).

По сравнению с сентябрем 2012г. численность занятого населения  в октябре уменьшилась на 686 тыс.человек, или на 1%, численность безработных увеличилась на 38 тыс.человек, или на 1%. По сравнению с октябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 673 тыс.человек, или на 1%, численность безработных сократилась на 782 тыс.человек, или на 16,3%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,1 раза превысила численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  октября 2012г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 987 тыс.человек, что на 3,4% меньше по сравнению с сентябрем 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости  в октябре 2012г., 72% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в октябре 2011г. - 68%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2012г. составила 24,9%, среди безработных женщин - 31,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в октябре 2012г. его использовали 61,2% безработных.

Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда. Следует отметить, что официальная статистика неточно отражает картину реального состояния рынка труда. Она практически не охватывает тех работников, которые не регистрируются в государственных учреждениях. Обладая высокой конкурентоспособностью на рынке труда, они не прибегают к услугам бирж труда, поскольку считают, что обращение в службу не соответствует их социальному статусу и может помешать дальнейшей трудовой карьере.

Среди незанятых не подлежат регистрации и те, кто крайне низко оценивают преимущества занятости в общественном секторе экономики и предпочитают не работать вообще. В эту группу входят матери, воспитывающие детей, лица предпенсионного возраста и др.

Вместе с тем среди зарегистрированных на биржах труда в качестве незанятых приблизительно половина фактически не ищут работу. Многие из этих людей работают неофициально. Их удерживает на бирже желание иметь социальный статус и гарантии; в некоторых случаях они надеются с помощью службы занятости всё же найти себе подходящую постоянную работу.

Таким образом, реальная незанятость  среди населения фактически превышает  данные официальной статистики на численность, тех кто ищет работу и не зарегистрирован, и уменьшается на число зарегистрированных граждан, работу фактически не ищущих.

Напряженность на рынке труда исходит  сегодня от крупных предприятий, не сумевших успешно адаптироваться к условиям рынка, и в отношении которых государственная помощь маловероятна. К такого рода предприятиям относятся ряд предприятий легкой, текстильной, металлургической промышленности и др. Особенно сложной ситуация будет  в тех регионах, где предприятия этих отраслей доминируют. Разумный и обоснованный подход к регулированию занятости, дифференцированное отношение к рынкам труда с определенной отраслевой и региональной спецификой могут позволить избежать социальных кризисов и снизить неизбежные негативные последствия экономического развития для российских граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методы снижения  безработицы

 

Основные направления по поддержанию  занятости населения и борьбе с безработицей в современной  России.

  1. Совершенствование  действующего законодательства.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Проектом закона предусмотрены  меры, направленные на сокращение периода  безработицы на основе внедрения  эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан. Данный законопроект в январе 2002г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу.

  1. Повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости.

Повышение эффективности использования средств  федерального бюджета требует и разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения программы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения дальнейшего трудоустройства безработных граждан, обеспечения временной занятости и т.д.

Разработка такого механизма позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на уровне субъекта РФ, так и между субъектами РФ. Вместе с тем в условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего из бюджетов субъектов РФ и средств работодателей.

  1. Совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Повышению эффективности регулирования процессов  на рынке труда должно способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:

  • Развитие межотраслевой координации работ по обеспечению занятости населения;
  • Расширение банка вакансий и свободных рабочих мест, предоставляемых работодателями в органы службы занятости;
  • Формирование локальных банков вакансий с учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума;
  • Усиление взаимодействия с работодателями по трудоустройству безработных и незанятых граждан в рамках социального партнерства.
  1. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда.

Необходимо:

  • Осуществлять разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза структуры работников по укрупненным группам профессий и специальностей;
  • Разработать механизм обеспечения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней;
  • Создать и внедрить в работу учреждений профессионального образования технологии содействия эффективному трудоустройству выпускников;
  • Разработать меры, стимулирующие работодателей к развитию внутрифирменного обучения персонала.
  1. Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости. Понятие включает в себя два основных направления:
  • Внедрение в деятельность органов службы занятости современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан
  • Оптимизацию структуры и численности работников органов службы занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда. Компании, находящиеся в кризисных условиях, увольняют сотрудников или практикуют систему длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, в России сформировалась скрытая безработица и масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов.

Не менее  тяжелы и социальные последствия  безработицы. Специалисты вынуждены  признать, что «безработица – это  нечто большее, чем экономическое  бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к  бездеятельности, а бездеятельность  к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также  к общественным и политическим беспорядкам». Исходя из выше изложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Путь  выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства  и пределом социальной терпимости общества. Главными стратегическими целями регулирования  занятости являются  повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создать  условия для организации новых  рабочих мест. 

Информация о работе Безработица и её сущность