Безработица в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты безработицы………………………………………5
1.1 Понятие, сущность и виды безработицы…………………………………5
1.2 Экономические и социальные последствия безработицы….……………8
1.3 Безработица и инфляция. Кривая Филипса..…………………………….10
2. Безработица в Республике Беларусь………………………………………15
2.1 Рынок труда в Республике Беларусь…………………………………..…15
2.2 Анализ и динамика уровня безработицы в Республике Беларусь……..17
2.3 Основные направления по обеспечению полной занятости в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемых источников…………………………………………..21
Приложения…………………………………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица в РБ.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Наибольший уровень официально зарегистрированных безработных в  Республике Беларусь наблюдался на конец 1996 года и составил 4% от экономически активного населения.

Скрытая безработица в 2005 году составила 20,6%.[8, с.133] Широко распространена неполная занятость, являющаяся одной из форм скрытой безработицы. В I полугодии работали в таком режиме и находились в отпусках по инициативе нанимателей 303 тыс. работников.

Одной из форм скрытой безработицы  является предоставление отпусков по инициативе администрации. Скрытая  безработица проявляется и в  форме перевода работников на сокращенный  режим труда. Численность занятых  в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации составила в 2005 году около 342 тыс. человек. Следует отметить и такой негативный момент: сегодня на многих предприятиях промышленности перерывы в работе по инициативе администрации стали оформляться как отпуска по собственному  желанию работников. Поэтому реальный уровень скрытой безработицы значительно превышает данные официальной статистики.[3, с.21-22]

 

 

2.3 Основные направления по обеспечению  полной занятости в республике.

 

Правительством Республики Беларусь ежегодно разрабатывается Программа занятости населения, в которой предусматривается: оказание безработным помощи в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка незанятого населения, содействие незанятого населения, содействие занятости граждан, неспособных на равных конкурировать на рынке труда.  Среди экономических рычагов управления ситуацией на рынке труда главная роль отводится созданию новых рабочих мест. Откорректированный постановлением Совмина вариант Государственной программы занятости предусматривает увеличение их числа к концу года на 90 тыс. Причем субъектам хозяйствования предлагается рассчитывать в этом деле, в первую очередь, на собственные ресурсы. Ведь средства государственного фонда содействия занятости преимущественно используются при создании рабочих мест для наиболее уязвимых категорий безработных - тех, кому законодательство дает дополнительные гарантии трудоустройства.  
        В первом полугодии в Беларуси было создано 45,8 тыс. новых рабочих мест (51,3% к годовому заданию и 147% к аналогичному периоду 2004г.). По информации Министерства труда и соцзащиты, возможен еще один пересмотр плановых цифр по созданию дополнительных рабочих мест. Это связано с тем, что осенью ожидается "сезонный" прилив в центры занятости молодых людей - неудачливых абитуриентов и части новоиспеченных обладателей дипломов учебных заведений разного уровня. На 1 июля в общей численности безработных выпускники базовых и общеобразовательных школ составили 7%, выпускники ПТУ, ССУЗов и вузов - 3%. Безработными на 1 июля текущего года были свыше 1 тыс. выпускников ПТУ, почти 1,6 тыс. - техникумов, 601 - вузов. Понимая сложность их трудоустройства, правительство делает ставку на переподготовку. Программа определяет, что 18% "курсантов" должны осваивать новые профессии и повышать квалификацию под гарантию трудоустройства на конкретном предприятии. Немаловажно и то, что на период учебы безработный "выпадает" из рядов претендентов на рабочее место, следовательно, давление на рынок труда временно ослабевает. Предстоит также расширить подготовку специалистов по совмещенным профессиям, что повысит их шансы на трудоустройство. Как свидетельствует статистика, после обучения каждые два из трех "курсантов" трудоустраиваются. Специалисты надеются, что при подготовке кадров в учебных заведениях страны все-таки начнут учитывать потребности экономики, что положительно отразится на состоянии рынка труда.[12, с.3]

Кроме того, активная государственная  политика на рынке труда сегодня  направлена на стимулирование и поддержание инициативы предпринимателей и даёт возможность безработным открывать собственное дело.[11, с.4]

Как позитивную тенденцию правительство  рассматривает то, что количество принимаемых на работу увеличивается, а увольняемых - снижается; растет спрос  на рабочую силу. На 2005г. государственная служба занятости располагала сведениями о наличии 35,8 тыс. вакантных рабочих мест, что на 3,8% больше по сравнению с 2004г.

Эти успехи обусловлены различными факторами. Активнее стали работать службы занятости. Постоянной работой удалось обеспечить в январе-июне 80,4 тыс. безработных (55,9% к программному заданию и 118,8% к аналогичному периоду прошлого года). Финансовую поддержку в организации собственного дела получили 953 безработных (42,6% к программному заданию и 110,4% к соответствующему прошлогоднему периоду). Как вариант временного трудоустройства стали шире использоваться общественные работы. В первом полугодии на них было привлечено 61 тыс. человек, из них - 49 тыс. безработных. 138 семей безработных поменяли место жительства.[12, с.3]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В целом в Беларуси проводится политика поддержания официальной безработицы  на минимальном пороге естественного уровня безработицы. Но он в силу необходимости структурной перестройки экономики по логике должен расти. Поэтому основные усилия нужно направить не на ограничение растущей безработицы, а на помощь национальной экономике в проведении эффективной реструктуризации производства и занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Дорнбуш Р., Фишер С. - Макроэкономика/Пер.  с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА  - М, 1997. - 784С.

2. Макконел К.Р., Брю С.Л. - Экономикс:  принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1: Пер с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА - М, 2001 - ХХVI, 486 с.

3. Бобровик Л.С. Критерии и  угрозы  безопасности в социально-трудовой  сфере.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. №4, 2003 год,  НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, с 21-28.

4. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова  - Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2001 - 208 с.: ил. - (Серия «Завтра экзамен»)

5. Экономическая теория под редакцией  Н.И. Базылева, С.П. Гурко, Минск,  БГЭУ, 1999 - 548с.

6. Букина М.К., Семенов В.А. - Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. - М.: Издательство «ДИС», 1997. - 320 с.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи  Р. Экономикс: Перевод с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 2001. - 864с. 

8. «Статистический ежегодник 2006» - Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006.

9. «Республика Беларусь  1995 - 2004»  - Мн.: Министерство статистики и  анализа Республики Беларусь, 2004.

10. Курс экономической теории: Учеб. пособие/ А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. - Мн.: «Мисанта», 1998. - 432с.

11. Экономическая теория: Учеб для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

12. Парчевская С. Малый город и рынок труда.//Национальная экономическая газета. 2004. 29 октября. №83(800) с. 4

13. Борисович Е. На безработицу накинули узду?// Национальная экономическая газета. 2004. 17 августа. №62 (779) с. 3

14. Ванкевич Е. Рынок труда: бег на месте.// Национальная экономическая газета. 2004. 8 июня. №42(759) с.1, 22.

15. Сак Е. С дипломом на биржу?// Национальная экономическая газета.2004. 9 апрель. №26(743) с. 23.

16. И. Усенко. Мест нет.// Национальная экономическая газета.2003. 7 октября. №78(695)

17.  Н.П. Зайченко, С.С. Полоник, А.В. Богданович, Я.М. Александрович.  Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития.//Белорусский экономический журнал. 2004. №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1. Трудовые ресурсы (тысяч человек)

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Трудовые ресурсы - всего

5848,7

6004,6

6075,8

6109,6

6141,6

6182,7

6210,2

в том числе:

             

трудоспособное население в  трудоспособном возрасте

5503,3

5711,3

5786,6

5836,8

5877,8

5914,9

5942,3

лица старше и младше трудоспособного  возраста, занятые в экономике

345,4

293,3

289,2

272,8

263,8

267,8

267,9


 

Примечание. Источник: [8, с.114]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 2. Распределение численности безработных, зарегистрированных  в органах службы занятости, по возрасту (на конец года, в процентах к итогу)

 

 

Безработ-ные, всего

В том числе в возрасте, лет

до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50 и старше

1995

100

14,3

20,4

15,3

14,6

12,9

9,3

7,2

6,0

1999

100

19,8

19,6

13,5

11,7

11,4

9,7

7,4

6,9

2000

100

22,0

18,9

13,0

10,9

10,3

9,8

7,5

7,6

2001

100

21,4

19,1

12,0

10,8

10,7

10,1

7,8

8,1

2002

100

18,1

18,7

11,7

10,9

10,8

11,0

9,0

9,8

2003

100

15,1

18,6

12,2

11,4

10,9

11,5

9,9

10,4

2004

100

17,2

17,8

12,0

10,9

10,0

10,4

10,0

11,7

2005

100

18,5

18,3

12,0

10,1

9,3

9,6

9,9

12,3


 

Примечание. Источник: [8, с.142]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Таблица 3. Численность безработных, зарегистрированных  в органах государственной службы занятости (на конец года)

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Численность безработных, тыс. человек

131,0

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

67,9

из их женщин

84,3

58,2

62,1

80,7

90,0

57,5

46,8

Удельный вес женщин в общей  численности безработных, процентов

64,3

60,7

60,3

63,3

66,1

69,3

68,9

Уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению)

2,9

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5


 

Примечание. Источник: [8, с.140-141]

 

 




Информация о работе Безработица в Республике Беларусь