Асимметрия информации на рынке кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Под асимметричностью информации понимается ситуация, в результате которой участники рынка имеют разную степень информированности о качестве товаров, обращающихся на рынке, - ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая - не владеет

Содержание

Введение………………………………………………………….стр.
1. 1 Понятие термина ассиметрии информации……………….стр.
1.2. Информационная асимметрия на банковском рынке……..стр.
2.Понятие секьюритизации банковского капитала…………….стр.
Заключение……………………………………………………….стр.
Список используемой литературы……………………………..стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Асиметрия информации на рынке кредитования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

Введение………………………………………………………….стр.

1. 1  Понятие термина ассиметрии информации……………….стр.

1.2. Информационная асимметрия на банковском рынке……..стр.     

2.Понятие секьюритизации банковского капитала…………….стр.

Заключение……………………………………………………….стр.

Список используемой литературы……………………………..стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Рынки банковских товаров и услуг, как и другие рынки, в той или  иной мере подвержены асимметричности  информации.

Под асимметричностью информации понимается ситуация, в результате которой участники рынка имеют  разную степень информированности  о качестве товаров, обращающихся на рынке, - ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей  владеет необходимой для ведения  дела информацией, а другая - не владеет. Важность изучения данной проблемы состоит  в том, что асимметричность информации является одной из причин «отказов»  рынка.

Основные трактовки функционирования рынков, используемых современными экономистами, положили работы Дж. Аксрлофа, М. Спенса и Дж. Стиглица. Данные экономисты стали лауреатами Нобелевской премии в 2001 г. «за их анализ рынков с асимметричной информацией».

Мы считаем, что в современных  условиях развития кризиса представляет интерес рассмотрение вопросов информационной асимметрии в банковском секторе  и пути се преодоления.

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие термина асимметрии информации.

 

Асимметрия  информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Она возникает потому, что: 

  1.  
    Информация может быть не надежна, а проверка требует дополнительных средств. Поэтому любой индивид не обязательно стремится к сверхнадежности информации. 
  2.  
    Информации очень много, собрать и накопить ее всю тоже может не хватить средств, а, кроме того, человек может принять неправильное решение, он может собирать не то, что нужно.
  3.  
    Не все объекты рыночных отношений в равной степени способны отбирать, анализировать и накапливать информацию обо всем, что им встречается. 

 
Асимметрия информации может касаться качества и цены.

 

 Асимметрия информации по цене связана с двумя основными факторами: 

  1. Дополнительные затраты на получение этой информации (имеется группа старожилов и группа приезжих). Старожилы все знают о ценах в своем районе. У туриста нет возможности быстро что-то узнать.

 

  1. Дополнительные затраты на поиск наиболее удачного варианта. 

По качеству, в  плане асимметрии информации, выделяется 3 группы: 

  1. Товары, качество которых любой человек может определить до покупки, то есть не нужно ни особого образования, ни особых вкусов, чтобы выделить тот товар, который вам нужен еще до покупки. Здесь асимметрия по качеству невозможна.

2.Товары, качество которых можно определить только после покупки. Асимметрия информации возможна.

 

3.Товары, качество которых затруднительно определить даже после покупки в течение какого-то длительного времени (дом).

 
Возможны такие случаи: на рынке  кредитов и рынке страхования  асимметрия информации связана не сколько с качеством услуги, сколько с последующими неконтролируемыми действиями клиента. Если на товарных рынках чаще всего продавец имеет полную информацию, а клиент – нет, то здесь, наоборот, продавец имеет неполную информацию о своем клиенте, клиент, в принципе знает, как он будет себя вести, а продавец не знает о будущем поведении клиента.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Информационная асимметрия на банковском рынке.

 
Эффекты асимметрии информации для  финансовых посредников существуют в виде риска неблагоприятного выбора клиента (adverse selection) и морального риска (moral hazard). Первый риск возникает на стадии заключения контракта и связан с ошибками в определении качества товара или услуги, а второй вид риска — связан с тем, что сам факт заключения сделки может привести к изменению поведения одной из сторон. Их причина — наличие на финансовом рынке информационной асимметрии, когда заключающие контракт стороны не осведомлены о действиях после заключения кредитного контракта. Следовательно, банк при предоставлении кредита в момент совершения сделки обладает неполной информацией о заемщике. Клиенты, размещая денежные средства в результате принятия закона о страховании вкладов физических лиц, не стремятся к обладанию информацией о банке, им достаточно знать, входит ли данный банк в систему страхования вкладов.

Банки путем изучения кредитной  истории клиента, справок о зарплате и других данных пытаются ликвидировать  данную информационную асимметрию. Однако заемщик склонен приукрашивать  свои способности по погашению кредита, так как. чем выше вероятность у него возврата кредита, тем ниже процентная ставка по нему. Банки стараются точнее узнать качественные характеристики заемщиков и в этом случае предоставление кредита описывается обычной функцией спроса, причем каждому уровню «качества заемщика» соответствует своя функция Qn(P, к), где к - показатель качества. Особые трудности выявления качественных характеристик заемщиков возникают в период нестабильной ситуации на финансовом рынке в условиях кризиса, так как резко возрастает ограниченность информации, имеющейся у банка. Банкам трудно определить реальную платежеспособность заемщиков, оценить надежность и эффективность их проектов, предъявляемых к финансированию. Банк знает, какие на рынке имеются заемщики (т. е. знает множество значений показателя к), и, кроме того, знает доли заемщиков по вероятности возврата кредита, но не знает, к какой категории следует отнести того или иного заемщика. Иными словами, он располагает лишь статистической информацией об имеющихся на рынке заемщиках. В подобных условиях цена будет формироваться как средняя из процентов по кредиту различным заемщикам, взвешенная по рыночным долям данных заемщиков присутствующих на рынке. Для описания этого процесса обычно используют обратную функцию спроса - PD (Q, к). Таким образом, формированием кривой спроса на «смесь» заемщиков с различной вероятностью погашения кредита будет вертикальное усреднение кривых спроса на отдельных заемщиков с весами, равными долям этих градаций. Заметим, что цена процента по кредиту «заемщику с известной вероятностью погашения кредита» тем выше, чем больше доля (менее привлекательных) заемщиков на рынке. Следовательно, происходит возрастание стоимости кредита с ростом доли «заемщиков с низкой вероятностью погашения кредита» на рынке.

В настоящее время в  России физическим лицам гарантируется  возврат вклада в размере 700.000 руб. и, следовательно, основными критериями, которые рассматриваются при  размещении временно свободных денежных средств физическими лицами, являются следующие: во-первых, входит ли в банк в систему страхования вкладов, и во-вторых. предлагаемые проценты по вкладу. Основной проблемой, возникающей с введением страхования вкладов, является проблема морального риска. Даже имевшие возможность осуществлять мониторинг вкладчики перестают этим заниматься, так как получают гарантии выплат по вкладам независимо от результатов деятельности банка.

В результате банки в отсутствие контроля со стороны рынка будут  инвестировать привлеченные средства в более рисковые активы (риск неблагоприятного выбора клиента), что позволит, во-первых, получить большую доходность (ценой большего риска), во-вторых, предлагать более высокий процент вкладчикам, что сделает банк более конкурентоспособным в сложившейся ситуации. Система страхования, призванная обеспечить стабильность банковского сектора, может иметь ровно противоположный эффект.

В частности в исследовании, проведенном в рамках проекта EERC, отмечается, что в государственных  и квази -государственных банках содержится большая часть вкладов физических лиц банков, вошедших в выборку. Однако в период активного вступления банков в систему страхования вкладов, а также в течение первых двух кварталов 2006 г. эта доля постепенно снижается: если в III кв. 2004г. эта доля составляла 75,3%. то во II кв. 2006г. - уже 65.6%. Доля иностранных банков выросла с 1,2 до 5,2 %, а доля национальных частных банков - с 23,5 до 29,1 %'. Автор делает вывод, что введение системы страхования вкладов повысило конкурентоспособность негосударственных банков. На взгляд автора, необходимо несколько иначе интерпретировать эти данные. Это свидетельствуют о том. что часть вкладчиков предпочла разместить свои денежные средства под более приемлемые для них проценты. Так как в данном исследовании выявлено, что банки, характеризующиеся большими совокупными активами и показателями достаточности капитала, предлагают вкладчикам более низкие процентные ставки, а рисковые национальные частные банки предлагают вкладчикам более высокие проценты2.

Дж. Акерлофа в первую очередь интересовал вопрос о том, может ли асимметричная информация привести к краху рынка. Поскольку покупатели снижают цену, которую они готовы заплатить за подержанные машины из-за своей неспособности отличить хорошую машину от лимона, владельцы хороших машин не захотят продавать их. Это повысит вероятность покупки лимона и, соответственно, еще более снизит цену, которую готовы заплатить покупатели. В результате на продажу будут предлагаться только никому не нужные лимоны, и рынок подержанных автомобилей перестанет функционировать.

Ту же логику можно применить  к любому рынку. на котором существуют информационные асимметрии, в том числе и к финансовым рынкам.

Потребитель при приобретении товара в магазине сам выбирает товар  с желаемыми свойствами, которые  производит производитель. Клиенты  банка также стремятся найти  банковские продукты, которые бы максимально  удовлетворял и их требованиям. Банки  сами принимают решения о том, по каким клиентам и по каким ставкам  предоставлять кредит. Более высокие  процентные ставки по кредиту предполагают более низкую информированность  банка о заемщике или более  рискованные кредитные проекты. Соответственно, банк привлекает клиентов с более высокими рисками невозврата («лимонов») клиентов. В результате более надежные («хорошие») клиенты с низкими рисками по невозврату кредитов (которые обладают кредитной историей, залогом и т.д.), будут искать тот банк, где кредитная ставка будет ниже, так как кредиты по высоким процентным ставкам, которые они станут предлагать на рынке, будут не востребованы и в результате данные банки перестанут функционировать. В конечном итоге кредитор, даже определяя платежеспособных заемщиков, не сможет выдать им кредит под меньшую процентную ставку, чем он предлагает заемщикам с неизвестной вероятностью возврата, так как в любом случае средняя процентная ставка по привлекаемым средствам и размещаемым должна иметь положительный спрэд, иначе банк будет работать в убыток.

Если кредитный рынок  характеризуется информационной несостоятельностью, то он будет вероятнее всего сильно сегментирован и монополизирован.

К настоящему времени в  банковском секторе России сложилось  несколько групп банков.

Первая, самая существенная, группа - это государственные банки, которые так и не сократили  своего присутствия на банковском рынке.

Второй по значимости сегмент - это крупные частные банки, как  правило, работающие в рамках финансово-промышленных групп.

Третий банковский сегмент  — это иностранные банки.

Четвертая группа - это мелкие и средние банки. Банки данной группы являются, как правило, «банком  одного акционера, одного клиента и  одного кредитора».

Согласно приведенной  сегментации банковского рынка  России мы знаем, что предпочтения потребителей доминирующих банков (к ним относим  банки первой группы), действующих  на рынке банковских услуг, менее  эластичны, чем предпочтения потребителей банков-аутсайдеров. В результате проведения гибкой процентной политики данная группа банков пытается привлечь клиентов банков-аутсайдеров, зная, что клиенты банка основное внимание обращают на процентную ставку банка как основной показатель качества товара, предлагаемого банком. Располагая лишь статистической информацией о  клиентах на рынке, он попытается осуществить  их перераспределение в свою пользу.

Сбербанк России в течение 2008 г. стремился проводить гибкую процентную политику, так, с 24 марта 2008 г. Сбербанк России снизил процентные ставки по наиболее востребованным населением кредитам и повысил с 17 марта 2008 г. процентные ставки по некоторым видам  вкладов физических лиц в рублях и сберегательным сертификатам3. Второй раз в этом году Сбербанк России с 1 декабря 2008г. повысил процентные ставки по вкладам физических лиц  и сберегательным сертификатам в  рублях на 1,0 - 2,5 п. п. и в зависимости  от срока привлечения и размер;! первоначального взноса установил  новые процентные ставки4. Необходимо отметить, что процентные ставки по депозитам в Сбербанке России даже после повышения все еще ниже на 2 — 3 %, чем у банков-аутсайдеров. Проценты по предоставляемым кредитам также ниже на 2 — 3 %, но и требования к заемщикам были пересмотрены в сторону ужесточения.

Проводя изменение процентных ставок, Сбербанк России ставил перед  собой задачу, которая заключается  в том, чтобы путем продуктовой  дифференциации «переманить» потенциальных  клиентов банков-аутсайдеров, но оставить за собой всех своих предыдущих клиентов (не допустить эффекта «самопожирания»). Эта цель достигается, если новый продукт/услуга, выпускаемая доминирующим банком, занимает в соответствии со своими характеристиками промежуточное место на продуктовой линии рынка. В этом случае потребители, ранее приверженные доминирующему банку, остаются к нему лояльными, поскольку полезность нового товара для них ниже, чем полезность старого продукта; а потребители банков-аутсайдеров переходят к потреблению продукта доминирующего банка, так как полезность последнего для них выше.

В результате наших теоретических  предпосылок и согласно исследованию, проведенному М. В. Семеновой, можно  видеть, что физические лица при  выборе банка руководствуются экономическими предпосылками и будут выбирать банки, которые предлагают более низкие проценты по кредиту и более высокие проценты по вкладам.

Следовательно, через определенный промежуток времени должно произойти  перераспределение клиентов среди  банков, в результате существует вероятность  возникновения ситуации, когда хорошие  клиенты предпочтут получать кредиты  в тех банках, где проценты по кредиту ниже, а размешать средства только в тех банках, гас проценты по вкладам выше, так как при  выборе банка при размещении вклада они ориентируется на процентную ставку, предлагаемую банком. Поэтому для ряда банков стоимость привлекаемых денежных средств будет излишне высокой и они будут вынуждены размещать средства под более высокие проценты, что предполагает бол ее рискованные кредитные проекты. Данная банковская политика в результате должна привести к банкротству банка.

Информация о работе Асимметрия информации на рынке кредитования