Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из гипотезы, Ццелью курсовой работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика в РБ.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

3. Долларизация  экономики. Долларизация — это процесс замещения слабой национальной валюты твердой валютой, в данном случае долларами США, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. По данным Национального Банка Республики Беларусь с начала 2014 года население купило $7 млрд 764,0 млн (на $404,4 млн меньше, чем в 2013 г.), чтобы продать $8 млрд 323,2 млн (а это больше на $1 млрд 198,3 млн, чем в 2013г.).

http://myfin.by/stati/view/4268-novyj-vzryv-interesa-k-valyute-belorusy-skupayut-valyutu-i-prodavat-obratno-ne-toropyatsyaИсточник: [13].

4. Падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо этого, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии.;

5. Инфляционно-девальвационные ожидания населения, производителей и торговых организаций. В результате на внутреннем валютном рынке сформировался дефицит валюты.

6. Структурные диспропорции в экономике страны. В частности несоответствие роста доходов населения росту цен потребительского рынка. Так, доходы населения за 2006–2010 гг. выросли в 2,9 раза, в то время как цены потребительского рынка в 1,6. Это говорит о том, что происходило нарушение пропорций экономического роста.

7. Невысокие темпы роста тарифов на платные услуги для населения, в частности услуги жилищно-коммунального хозяйства.

8. Диспаритет цен между Беларусью и Российской Федерацией. С 1 июля 2011 г. Беларусь вошла в единое таможенное пространство, т. е. не могла препятствовать любому экспорту товаров. Отечественные товары дешевели относительно российских аналогов, что в условиях прозрачности границ стимулировало их вывоз за пределы страны, приводило к временному дефициту некоторых продуктов питания. [14, с. 103–111]

59. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по-разному. Насколько сильно пострадала экономика каждого отдельного государства, определяется экономической устойчивостью страны. Экономику Беларуси спад затронул позже и в меньшей степени, чем ближайшие страны. До недавнего времени Беларусь оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — 49 млрд долларов США, 2010 г. — 54,7 млрд долларов США, 2011 г. — 59,3 млрд долларов США, 2012 г. — 66,3 млрд долларов США, 2013 г. — 71,8 млрд долларов США, 2014 г. — 75,25 млрд долларов США.

http://www.ved.gov.ru/exportcountries/by/about_by/eco_by/

 

2.2. Социально-экономические последствия инфляции в современной экономике Беларуси

 

 

Инфляция оказывает дестабилизирующее влияние на экономику, .Инфляция имеет сложные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер. [15]

В социально-ориентированной экономике  и  в  области  социально-административного менеджмента особую значимость приобретает оценка  социальных  последствий  мер  государственной  политики  и  различных  кризисных  процессов  для  того,  чтобы  принять  своевременные меры, противодействующие резкому снижению уровня жизни. В рамках данной проблемы особый интерес представляет оценка инфляционных процессов. В курсовой работе сделана попытка обобщения экономических и социальных последствий инфляции 2011 года.

http://www.studfiles.ru/dir/cat29/subj1374/file12563/view124273/page2.htmlhttp://www.aup.ru/books/m173/4_8.htmСоциальные последствия инфляции в современной Беларуси проявились в следующем:Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все национальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция автоматически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия.http://modern-econ.ru/makro/problemy/inflyaciya/posledstviya.htmlПо итогам 2011 года уровень инфляции в Беларуси составил 108,7%. В январе 2011 года инфляция в республике составляла 1,4%, в феврале — 2,7%, в марте — 1,9%, в апреле — 4,5%, в мае — 13,1%, в июне — 8,6%, в июле — 3,5%, в августе — 8,9%, в сентябре 13,6%, в октябре — 8,2%, в ноябре — 8,1%, в декабре — 2,3%.

Цены на продовольственные товары в 2011 году выросли на 125%, в частности, продукты питания стали дороже на 123,8%. Непродовольственные товары подорожали на 112%. Максимальный рост цен зафиксирован на велосипеды и мотоциклы (на 146%), моющие средства (на 143%), парфюмерно-косметические товары (на 138,4%), стройматериалы (на 138%), бытовые приборы (на 104,8%). Бензин подорожал на 109,2%, обувь (на 80,3%), ковры (на 75,9%), мебель (на 94,7%), часы (на 77,8%), медикаменты (на 92,3%).

Цены и тарифы на платные услуги выросли на 64,9%. Больше всего подорожали международные железнодорожные перевозки (на 195,1%), авиаперевозки (на 162,1%) и туристические услуги (на 160,8%), услуги дошкольных учреждений (на 188,8%), городского пассажирского транспорта (на 83,9%), медицинские услуги (на 90,5%), высшего образования (на 68,4%).

Жилищно-коммунальные услуги за 2011 год выросли на 42,5% (в том числе газоснабжение — на 88,1%, водоснабжение — на 35,9%, электроснабжение — на 37,9%, отопление — на 24,4%, техобслуживание — на 18,2%. [16]

В целях сдерживания инфляции Правительством был принят ряд оперативных решений.

Так Министерство экономики приняло решение о прекращении проведения политики «замораживания» цен на социально значимые товары. Под конец августа были отпущены цены на мясные продукты на рынках и ярмарках. С 1 сентября 2011 года были повышены цены на жилищно-коммунальные услуги на 10–26%. Были повышены также акцизы на алкогольные напитки (от 35,4% на водку до 190% на пиво). В сентябре также были повышены цены на сигареты (на 15–20%), а также максимальные цены на хлеб, хлебобулочные изделия, молоко, молочные продукты, говядину и свинину (на 10–20%).  Постановлением Министерства экономики установлена максимальная розничная цена на сахар-песок 7 000 рублей, что больше на 16,67%, чем раньше. В ноябре 2011 года белорусские железные дороги повысили оплаты за международные пассажирские перевозки на 25–94%. Были повышены оплаты за проезд в общественном транспорте. В очередной раз были повышены акцизы на алкогольные напитки и сигареты. В ноябре было объявлено о понижении налога на прибыль в 2012 году с 24% до 18%. Ставка рефинансирования в течение года выросла с 20% до 45%. [17]

В результате к декабрю месяцу удалось существенно снизить темпы роста цен. Индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ) в декабре 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 102,3%, тогда как среднемесячный прирост за период с начала года сложился в размере 6,3%.

Инфляция в существенной мере сказалась на снижении конкурентоспособности предприятий и важнейших финансово-экономических показателей.

В 2011 году были введены экспортные пошлины для физических лиц на вывоз определенных товаров за границу. На вывоз некоторых товаров был введён полный запрет. К таким товарам относятся холодильники, газовые плиты, цемент, синтетические моющие средства, крупы и макароны.  Государство сильно ограничило выдачу льготных кредитов. Льготы сохранились для многодетных семей, а также для служивых людей (армия, милиция и т.п.). Выросло число неплательщиков кредитов. Количество неплательщиков в 2011 году увеличилось в 2,6 раза. К ноябрю ставки на потребительские кредиты выросли до 120%.

Если рассматривать социальную сферу, то инфляция влияет на доходы, а также на объем и структуру расходов населения. Основным источником доходов населения является заработная плата. Со второго квартала 2011 года началось замедление роста реальной заработной платы, а в третьем квартале началось ее снижение, т.е. наблюдались такие негативные социальные и экономические эффекты как снижение реальной покупательной способности, снижение внутреннего спроса и адаптивное изменение его структуры в пользу менее предпочтительных отечественных товаров. [18]

В последствии девальвации средняя заработная плата в Беларуси в долларовом эквиваленте снизилась с 500 долларов до 312. В связи с этим власти приняли решение о выплате работникам бюджетной сферы разовых компенсаций, а тариф первого разряда, по которому насчитываются заработные платы остался без изменений. Было принято решение отказаться от повышения заработных плат из-за опасности увеличения денежной массы в связи с дополнительной эмиссией рублей.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, инфляция в Беларуси в 2012 г. составила 21,8 %; за 2013 год — 16,5%, прогнозировалась на уровне 15–16%; за 2014 год — 16,2%.

Как видно, в 2012–2014 годах темпы инфляции значительно снизились, однако остаются на достаточно высоком уровне.

 

 

2.3. Пути преодоления инфляции в Республике Беларусь

 

 

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Для выработки адекватного механизма воздействия на инфляционные процессы необходимо осуществлять анализ и прогнозирование инфляции.

Для принятия обоснованных решений в области макроэкономической и антиинфляционной политики государственные органы управления должны обладать соответствующей достоверной прогнозной информацией в части ожидаемого развития инфляционных процессов в стране. Решение данной задачи облегчает использование современных инструментов (моделей и методов) прогнозирования инфляции, предоставляющих возможность проведения имитационных расчетов.

Выбор методов и моделей прогнозирования инфляции осуществлялся, с одной стороны, с учетом возможности их практической реализации в условиях переходной экономики, наличия адекватной статистической базы. С другой стороны, указанные модели и методы должны обеспечивать проведение оценки и прогнозирования прежде всего важнейших инфлятогенных факторов как со стороны спроса, так и со стороны издержек. [19]

Так, в связи с кризисом 2011 года Правительство Беларуси приняло план экономического развития на 2012 год, разработанный Министерством экономики. Основными пунктами плана были: выход на положительное сальдо внешней торговли, удержание инфляции на уровне 19%, сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм, проведение жесткой налоговой и кредитно-денежной политики, приватизация малоэффективных предприятий, отказ от регулирования курса валюты, за исключением резких скачков, рост золотовалютных резервов в 2 раза, активизация привлечения иностранных инвестиций, отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь №419 от 25 сентября 2012 года «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год» антиинфляционная политика в Республике Беларусь проводится с помощью инструментов денежно-кредитной политики [20]. В данном указе одной из основных целей денежно-кредитной политики в 2013 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов: ставка рефинансирования, нормативы обязательных резервов, регулирование денежной массы и т.д.

Также согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.09.2012 № 418 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год» Национальный банк, Совет Министров Республики Беларусь должны были необходимые меры по ограничению в 2013 году прироста потребительских цен на уровне не более 12 процентов.

Принятые меры позволили снизить инфляцию, но не решили данную проблему в полной мере.

«Главным посылом Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год является достижение компромисса между ростом и сбалансированностью в условиях сужающихся внешних рынков, — поясняют в Министерстве экономики. — Разработка прогнозных параметров Беларуси на 2014 год осуществлялась с учетом пересмотра в сторону снижения темпов роста ВВП Российской Федерации, динамики экономик других торговых партнеров, негативных тенденций на мировом рынке калия и особенностей конъюнктуры рынка нефтепродуктов».

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь