Анализ структуры рынков. Динамика рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:56, курс лекций

Краткое описание

Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.
Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

EOR.doc

— 2.51 Мб (Скачать файл)

8. Охарактеризуйте условия функционирования картелей.

9. При каких условиях возможен тайный сговор?

10. Почему кооперативное поведение олигополистов приводит к высоким социальным издержкам?

4. Монополия и ее значение на отраслевом рынке

4.1. Естественная монополия и методы ее регулирования

Монополия – это такая рыночная ситуация, когда на нем функционирует единственный производитель продукции, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Особой структурой отраслевого  рынка является естественная монополия. Естественная монополия – это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.

Условие возникновения  естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

При естественной монополии:

– удовлетворение спроса эффективнее, чем на рынке конкуренции;

– отсутствие конкуренции из-за технологии производства;

– снижение издержек на единицу продукции по мере увеличение объема производства.

Черты естественной монополии:

– технологические исключительные преимущества на данном рынке;

– FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны;

– АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).

Наиболее типичные примеры данного  типа монополии – это энергетические сети, железные дороги, трубопроводный транспорт, коммунальные службы, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных издержек производства при  расширении производственных мощностей. Существуют глобальные (железнодорожные перевозки, связь) и локальные естественные монополии. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является жесткая зависимость между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такие монополии находятся под жестким контролем государства, регулирующего их деятельность. Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение их рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

Основные  инструменты регулирования естественных монополий:

– налоги;

– контроль за ценами;

– устранение барьеров на вход в отрасль;

– установление общественной собственности (или национализация) для контроля над естественной монополией.

Налоги распадаются на две части. Первая – это налоги на прибыль, относящиеся к прямым налогам. Подобные налоги сокращают сверхприбыли (прибыль после уплаты налогов) и не воздействуют (или слабо воздействуют) на цену и объем производства, которые максимизируют прибыль монополиста.

Также для регулирования  естественных монополий применяются  налоги на продажи. Они в отличие от предыдущих относятся к косвенным и ведут к росту предельных издержек производства. Объем производства при этом сократится, а цена – возрастет.

Контроль над ценами с целью снижения монопольной прибыли проводится путем установления так называемой максимальной цены. Чтобы эта цена была эффективной, она должна располагаться между ценой, обеспечивающей максимизацию прибыли, и средними издержками, которые соответствуют объему производства, максимизирующему прибыль.

Устранение барьеров на вход в отрасль направлено на то, чтобы в отрасль входили новые фирмы, что, в свою очередь, приведет к тому, что монополия сменится конкурирующей структурой. Однако для регулирования естественной монополии такой способ не является эффективным.

Кроме того, применяются и другие методы регулирования естественных монополий. Среди них следует отметить ценообразование Рамсея и контроль качества.

В ценообразовании Рамсея цена определяется величиной средних издержек P = AC. При этой цене фирма не получает прибыли, но при этом и не несет убытков. Однако из-за того, что потери мертвого груза остаются, такой вариант регулирования носит название "второго наилучшего решения".

В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к  повышению качества товара. При установленной государством цене фирма может повысить прибыль, снижая издержки производства за счет снижения качества товара. Дополнительная прибыль от продажи товара худшего качества по ценам, соответствующим более высокому качеству, присваивается фирмой, а при отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически для контроля уровня качества товаров, выпускаемых регулируемой естественной монополией, государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня.

4.2. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях

монополии. Последствия монопольной власти

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем – объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан.

Максимизация прибыли монополиста  может осуществляться двумя способами:

1) метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);

2) метод сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

Монополия сосредотачивает  в своих руках продукции, поэтому  кривая спроса dd фирмы-монополиста  совпадает с кривой спроса всей отрасли, имеет отрицательный наклон (см. рис. 10).

TR = P*Q.                                                                                         (3)

Рис. 10. Изменение общего дохода при изменении цен и объема продаж

Общий доход (TR) при цене Р1 составляет прямоугольник OP1AQ1, а при цене Р2 – OP2BQ2. при уменьшении цены с Р1 до Р2 и при увеличении объема производства с Q1 до Q2 произошли следующие изменения: общий доход TR уменьшился на величину прямоугольника Р1Р2АА1 из-за снижения цен (убытки) и вырос за счет увеличения производства на Q1A1BQ2 (прибыль).

При изменении цены и объема выпуска  что-то теряется и что-то приобретается.

Чтобы продать дополнительную единицу  продукции, монополисту приходится снижать цены. А чтобы не допустить потери от снижения цен при увеличении объема продаж, монополист должен сравнивать общий доход от реализации продукции (n) единиц продукции с общим доходом от реализации (n + 1) единиц, т.е. следить за величиной предельного дохода.

В ходе увеличения реализации продукции  он ориентируется не на линию спроса dd, как участник совершенной конкуренции, а на линию предельного дохода.

Так как фирма устанавливает  одну цену для всех единиц товара, то средний доход AR = P. Линия спроса dd и линия AR совпадают и имеют отрицательный наклон. MR < P и MR < AR, поэтому линия MR лежит ниже их (рис. 11).

Рис. 11. Спрос, цена, средний и предельный доход в условиях монополии

То есть для увеличения продажи на одну единицу необходимо понизить цену реализуемого товара.

AR = TR/Q.                                                                                      (4)

MR = TRn – TRn-1 .                                                                                                         (5)

Каждая дополнительная единица реализованной продукции  добавляет к валовому доходу предельный, а к валовым издержкам – предельные издержки. Фирма будет снижать цену на продукцию до тех пор, пока предельный доход (MR) не сравняется с предельными издержками (МС), т.е. в их точке пересечения объем производства достигнет оптимальной величины, а прибыль будет максимальной. Если разница между MR и МС положительна, т.е. больше нуля, то есть возможности для увеличения объемов производства. Если же разница отрицательна, то производство дополнительной единицы продукции убыточно. Отсюда следует равновесие монополиста:

MR = MC < AC < P.                                                                        (6)

В условиях монополии предельный доход  и предельные издержки меньше цены, также величины эти меньше минимума общих средних издержек.

Рис. 12. Спрос, цена, предельный и совокупный доход в условиях

чистой монополии:

Ed > 1 – эластичная цена; Ed = 1 – единичная эластичность;

Ed < 1 – неэластичная цена

Изменение валового дохода фирмы (TR) зависит от эластичности спроса по цене Ed. Для фирмы монополиста эластичность спроса по цене Ed – это увеличение объема спроса (Q) на товар при уменьшении его цены (Р) (рис. 12).

Если спрос эластичен, то падение  цены вызывает увеличение TR, если не эластичен – уменьшение TR. Верхняя часть линии отражает эластичный спрос, а нижняя – неэластичный. Поэтому линия TR имеет «холмообразную форму». Рационально мыслящий монополист старается избегать участка неэластичного спроса.

В условиях чистой монополии  равновесие фирм устанавливается  на пересечении кривых MR и MC, но не в т. Е, при объеме выпуска Qm (рис. 13). При чистой монополии в отличие от чистой конкуренции MC = MR ≠ P0. Цена Pm для объема производства Qm определяется спросом в т. Е. В условиях чистой монополии выпуск продукции меньше, чем при совершенной конкуренции (Qm < Q0).

Рис. 13. Равновесие в условиях чистой монополии

Покупатели платят фирме-монополисту  больше, чем необходимо для производства дополнительной единицы товара на величину Е1Е. Величина излишек производителя-монополиста высока, а потребители несут убытки. Площадь Δ ЕЕ1Е0 – это величина убытков от монопольной власти или так называемая величина «мертвого груза» монополии – треугольник Харбергера.

Обычно считают, что  монопольные цены самые высокие. Они, как правило, выше конкурентных, т.к. монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не на единицу продукции. При этом рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Последствия монопольной власти на отраслевом рынке:

1) цена монопольного рынка выше, чем при совершенной конкуренции;

2) более высокая цена  позволяет монополисту получать  прибыль даже при не самом  экономном расходовании ресурсов, т.е. монополизм может сдерживать  развитие  производительных сил.

К последствиям монополии  относятся также Х-неэффективность и Х-эффективность.

Х-неэффективность показывает, что издержки монополии могут быть выше издержек, присущих более конкурентным отраслям.

Х-неэффективность  имеет место тогда, когда фактические  издержки для любого объема производства больше минимально возможных издержек. Цели менеджеров, например, рост фирмы, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение работой некомпетентных родственников и друзей, могут противоречить задаче минимизации издержек. Х-неэффекти-вность может также возникнуть на фирме, где недостаточно простимулированы работники или применяются упрощенные эмпирические методы принятия решений без учета расчетов издержек и доходов.

Являются ли монополистические  фирмы более чувствительными к Х-неэффективности, чем конкурирующие производители? Вероятно, действительно более чувствительны. Теоретически фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными. Монополисты и олигополисты, напротив, защищены от конкурентных сил, что способствует возникновению Х-неэффективности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что Х-неэффек-тивность тем больше, чем меньше уровень конкуренции. Например, согласно обоснованным оценкам, Х-неэффективность может составлять 5 % или более издержек монополистов, но только 3 % издержек «средней» олигополистической отрасли, в которой четыре крупнейшие фирмы производят 60 % общего объема продукции.

Х-эффективность имеет место, когда издержки в условиях монополии ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Такое происходит в отраслях, где монополизация позволяет фирме использовать преимущества экономии на масштабах, двигаясь вдоль кривой понижающихся средних издержек. Объем выпуска монополиста хотя и сокращается по сравнению с выпуском отрасли в целом, но остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Кроме того, инновационная деятельность монополиста может быть выше, чем у конкурента, что также способствует понижению издержек отрасли. В данных случаях экономика только выигрывает от монополизации.

4.3. Ценовая дискриминация

Так как монополист выпускает  однородный товар, то следует предположить, что он назначает единую цену на всю свою продукцию. Однако фирмы-монополисты (или несовершенные конкуренты) часто устанавливают различные цены на одни и те же товары для разных покупателей. В этом случае рынок подвергается ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация существует там, где два или более товара продаются по ценам, которые находятся в разных отношениях с их предельными издержками, т.е. либо при одинаковых предельных издержках товары продаются по разным ценам, либо при разных предельных издержках – по одним и тем же ценам. Цель ценовой дискриминации заключается в захвате фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве. В обычных условиях разница между денежной оценкой предельной полезности товара для потребителя и его реальными рыночными расходами на покупку данного продукта (излишек потребителя) достается покупателю. Используя ценовую дискриминацию, фирма может получить от потребителя непосредственно не только цену, но и величину его денежной оценки предельной полезности товара. В условиях ценовой дискриминации фирма получает от рыночного обмена двойную выгоду.

1. Ценовая дискриминация вызывает перераспределение доходов в пользу того, кто её производит, и в ущерб его клиентов.

Информация о работе Анализ структуры рынков. Динамика рынка