Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа. Московская железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:17, практическая работа

Краткое описание

Транспорт – это одна из самых важных областей общего производства. Концепция всего экономического транспортного комплекса нашей страны занимает одно из важнейших мест. Транспорт считается важным сектором экономики создающих инфраструктуру сельского хозяйства. Транспорт предназначается для материальной основы деления труда в обществе, и реализовывает разнообразную взаимосвязанность с созданием и пользованием, промышленностью и народным хозяйством, экономическими районами, добычей полезных ископаемых

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..2
Раздел №1.Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района РФ …………………………………………….4
Раздел №2.Характеристика транспортной сети района тяготения Московской железной дороги………………………………………....19
Раздел №3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………..40
Список использованной литературы ………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Регионалистика.docx

— 117.08 Кб (Скачать файл)

  - В областях Центральной России велик размер безработицы, в результате чего бюджеты теряют доходы от налога с физических лиц.

В ряде регионов крайне низок уровень оплаты труда, не соблюдаются нормативы выплаты пособий – в результате у значительной части населения нет достаточных средств для решения своих проблем в части покрытия спроса на услуги, на строительство жилья и приобретение товаров длительного пользования.

   Центральный федеральный округ – ведущий округ страны. Здесь проживает четверть её населения и производится треть валового внутреннего продукта. Перспективы развития Центрального округа имеют непосредственное отношение к социально-экономическому развитию всего Российского государства. Динамичный и устойчивый рост экономики округа в существенной степени зависит от разумного использования потенциала, привлечения новых ресурсов, развития новых производств.

    В составе округа – индустриально развитые регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области).

      В ЦФО добывается железная руда, сырье для цемента, фосфориты, бокситы. Развито производство чугуна, стали, машиностроительной продукции. Значительна роль агропромышленного комплекса, производящего четверть от общего объема сельхозпродукции в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №2.Характеристика транспортной сети района тяготения    Московской железной дороги

     Московская  железная дорога в своих современных  границах была образована в 1959 году. В ее создании принимали  участие: П.П.Мельников – первый министр путей сообщения, К.Ф.фон Мекк, Н.К.фон Мекк, И.Ф.Мамонтов, С.И. Мамонтов, П.И.Губонин, П.И.Рашевский. Отправной точкой в создании железнодорожного сообщения в центре России стало строительство Московско-Нижегородской дороги. Движение поездов на участке Москва-Владимир было открыто 14 июня 1861 г., а первый поезд из Нижнего Новгорода в Москву ушел в августе 1862 г. Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в транспортной системе Центрального федерального округа РФ. Протяжённость железных дорог составляет почти 20 тыс. км. Тот факт, что Центральный  федеральный округ  является наиболее освоенным и наиболее развитым на сегодняшний день, обусловливает и уровень развития железнодорожной сети, предопределяя её густоту, уровень электрификации (все железные дороги района сегодня электрифицированы). Интенсивному формированию железнодорожной сети района способствовал тот факт, что большая часть предприятий района работала на привозном сырье с Юга, Урала, Поволжья. Развитие железных дорог округа было обусловлено и необходимостью поставки продукции округа в другие округа страны.

     Железнодорожная  сеть округа имеет радиальное  строение, что обусловлено центральным  положением Москвы как основного  транспортного узла как по  отношению к другим транспортным  узлам округа, так и по отношению  к другим округам.

    Железные дороги  выполняют роль ключевых магистралей, когда речь идёт о транспортных связях Центрального экономического района с другими регионами. Одновременно с этим, внутри района большая часть перевозок осуществляется автомобильным транспортом, в связи с чем налажено тесное взаимодействие железнодорожного и автомобильного транспорта в рамках района. Также следует отметить, что значительную роль играет связка железнодорожный- воздушный транспорт, когда речь идёт о пассажирских перевозках, поскольку Москва является крупнейшим центром воздушного транспорта в России, обеспечивая широкую географию внутренних и международных авиаперевозок. Важнейшим транспортным узлом района является Москва, замыкающая на себе 11 железнодорожных линий, которые на периферии расходятся до 25 выходов. Данный узел важен как в стыковке автомобильного и железнодорожного, так и в стыковке воздушного и железнодорожного транспорта.

    Сегодня Московская железная дорога обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, в том числе 9 полностью (Москва, Московская, Тульская, Орловская, Курская, Рязанская, Смоленская, Калужская, Брянская области) и 4 частично – (Владимирская, Белгородская, Липецкая области и республика Мордовия), в которых проживает около 30 млн. жителей - почти пятая часть населения страны. Московская железная дорога - это 13 тысяч километров путей. Характерная особенность дороги – ее разветвленность. В самом напряженном регионе – Московском железнодорожном узле - сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 км), Большим окружным кольцом (558 км) и многочисленными рокадными линиями. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании. С 2003 года дорога является филиалом крупнейшей транспортной компании ОАО "Российские железные дороги".

    Транспортная сеть округа представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным, водным (речным) и подземным (Московский метрополитен)  видами транспорта. На территории округа:

• 70 крупных железнодорожных транспортных узлов, в том числе МТУ наиболее крупный в России;

• 28 аэродромов и аэропортов, не считая «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево», которые находятся в прямом подчинении Федерального агентства воздушного транспорта.

По территории округа проходят:

• международные транспортные коридоры: «Транссиб» – от границы с Белоруссией через Смоленск– Москву – Нижний Новгород до Владивостока; «Север-Юг» и панъевропейский коридор № 9.

• магистральные нефтепроводы: Нижний Новгород – Рязань, Рязань – Москва;

• магистральные нефтепродуктопроводы: Рязань – Москва, Новки - Рязань - Тула – Орел;

• магистральные газопроводы: Череповец – Нижний Новгород - Москва; Средняя Азия - Центр, Саратов - Москва, Ямбург – Тула, Уренгой - Ужгород, Ямал-Европа (через Беларусь).

    Эксплуатационная  длина железнодорожных путей  общего пользования на 1 января 2013 г. составляет 17014 км*. Отправление грузов  железнодорожным транспортом общего  пользования – 223,8 млн. т*.

   Протяженность автомобильных  дорог общего пользования с  твердым покрытием на 1 января 2013 г. составляет 207589 км*. Грузооборот автомобильного  транспорта организаций всех  видов деятельности - 36168 млн. т×км2.

   Водные транспортные  перевозки имеют важное значение, особенно грузоперевозки по Москве и области крупногабаритных и сыпучих грузов. Регионы округа соединены сетью водных путей с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря.

    Характерная особенность  дороги – это ее разветвленность. В самом напряженном регионе  – Московском железнодорожном  узле - сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой  Малым кольцом (54 км) и Большим  окружным кольцом (558 км). Такой сложной  транспортной сети не имеет  ни одна дорога компании.

    Московская железная  дорога – это высоко оснащенная, динамично развивающаяся магистраль. Свой вклад в развитие компании  «Российские железные дороги»  вносит каждое из структурных  подразделений, а их на дороге  более 700.

    Сегодня на  дороге расположено 635 станции, из  них грузовые операции осуществляются  на 468. МЖД осуществляет 94,8 млн тонн погрузки в год.

Московская железная дорога сегодня включает:

• 7 отделений железной дороги

• 20 локомотивных депо

• 11 моторвагонных депо

• 9 эксплуатационных вагонных депо

• 35 дистанций пути

• 4 структурных подразделений по ремонту путевой техники

• 5 механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций

• 14 дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения

• 18 дистанций электроснабжения

• 20 дистанций сигнализации, централизации и блокировки,

• 5 дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

Московская железная дорога по праву называется пассажирской. Она осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 22% в поездах дальнего следования. Столичная магистраль отправляет 370 пассажирских поездов в сутки.

       Существенная  особенность Московской железной  дороги - колоссальный объем пригородных  перевозок. Ежесуточно здесь курсирует  около 2920 пригородных поездов.

       Перспективы  развития железнодорожного транспорта  в Центральном экономическом  районе связаны с реализацией  следующих направлений:

1)  Реконструкция и  развитие движения по окружным  железным дорогам вокруг Москвы;

2) Организация интермодального пригородного городского движения электропоездов, связывающего столичные аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево;

3)  Вывод транзитного  грузового движения за пределы  Москвы;

4) Использование пространства, занимаемого линией Московской Окружной железной дороги (надпутевое строительство автомобильных дорог).

     Ведущую роль  в обеспечении транспортных потребностей  округа 

играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Крупнейшим железнодорожно-автомобильным узлом является Москва, поскольку она является центром радиального размещения железных дорог и автомобильных дорог.  Автомобильный транспорт округа в последние годы развивается достаточно высокими темпами (при рассмотрении этого вида транспорта Северо-Западного федерального округа) как средство сообщения не только на короткие расстояния, но и для обеспечения перевозок на дальних междугородных линиях и на перевозках со странами ближнего и дальнего зарубежья. Протяжение автомобильных дорог с твёрдым покрытием в границах округа составляет 116,5 тыс. км. Средняя густота дорог в расчёте на 1000 км2 составляет 179 км, что существенно выше, чем в других федеральных округах. Размещение автомобильных дорог по территории округа колеблется в существенных пределах.  Наибольшая плотность автомобильных коммуникаций сосредоточена в регионах наибольшего развития экономики – в Московской, Белгородской, Липецкой, Курской и Тульской областях ,в которых густота дорог в расчёте на 1 тыс.км2 превышает 200 км. Наименьшие показатели наблюдаются в относительно менее экономически развитых Костромской и Владимирской областях, где она не достигает 100 км/1000 км2. Главными автомобильными магистралями округа являются дороги : М-1 Москва-Смоленск и далее на Минск-Варшаву-Берлин; М-9 Москва-Ржев-Великие Луки-граница с Латвией; М-10 Москва-Санкт-Петербург-граница с Финляндией; М-8 Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск; М-7 Москва-Владимир-Нижний Новгород; М-5 Москва-Коломна-Рязань-Шацк-Пенза; М-4 Москва-Ступино-Ефремов-Елец-Воронеж с выходом на Северный Кавказ; М-4 Москва-Серпухов-Тула-Орёл-Курск-Белгород-граница с Украиной; М-3 Москва-Нарофоминск-Обнинск-Сухиничи-Брянск-Севск-граница с Украиной. Эти дороги имеют федеральное значение, а многие из них (М-1, М-9, М-10, М-7, М-4, М-3) интенсивно используются для обеспечения международных связей с Белоруссией, Латвией, Литвой, Эстонией, Украиной, а через них и со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. По автомобильным дорогам  Центрального федерального округа осуществляются и транзитные перевозки в связях Северо-Западного федерального округа с Приволжским, Южным и реже с другими федеральными округами, а также международные транзитные перевозки. Автомагистрали М-1 и М-7 входят в состав Общеевропейского транспортного коридора N2; М-10, М-3 являются ветвями общеевропейского транспортного коридора N9. Автомобильным транспортом осуществляются перевозки грузов в основном в местных и международных сообщениях. С реформированием экономики и переводом её на рыночные принципы хозяйствования автомобильный транспорт всё чаще применяется для транспортировки ценных и скоропортящихся грузов на расстояние до 1500-2000 км и более, а на международных направлениях и до 4-5 тыс.км. Междугородние дальнепробежные перевозки осуществляются между Москвой и другими крупными экономическими центрами округа и регионами Северного Кавказа, Поволжья, Европейского Севера. Международные направления автомобильных дорог Центрального федерального округа обеспечивают связи с европейскими странами СНГ (Белоруссией, Украиной и Молдовой, а также практически со всеми странами дальнего зарубежья в Европе.  Наиболее интенсивные связи со странами СНГ, с Финляндией, государствами Балтии, Германией, Польшей, Нидерландами, Швецией. Объёмы международных перевозок по автомобильным дорогам округа достигают 12 млн т. Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с увеличением густоты автомобильных дорог, поскольку на сегодняшний день они достаточно загружены в районе Москвы. Также здесь следует отметить актуальность развития интермодальных перевозок, связанных с движением по железным дорогам в пределах загруженной Московской области и с дальнейшей перегрузкой развозимых грузов на автомобильный транспорт.

     Внутренний  водный транспорт не играет  существенной роли в обслуживании  населения и экономики округа. Выхода к морям округ не  имеет. Судоходные пути, обеспечивающие  перевозки в округе, составляют  р.Волга в пределах Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской и Московской областей. Эта часть реки входит в состав единой глубоководной системы европейской части России. Основной лимитирующий судоходство показатель гарантированная глубина - составляет на этом участке Волги 4,0 м. Канал им. Москвы (также часть единой глубоководной системы) имеет протяжённость 127 км и соединяет Волгу с р.Москвой, одновременно подавая значительный объём воды для обеспечения потребностей населения и промышленности города. Для транспортных целей используются также реки Ока, Москва, Теза (Ивановская обл.), Клязьма, Мокша, верхний Дон, Унжа и др.По внутренним судоходным путям в округ из Северо-Западного региона доставляется 2,15 млн т строительных грузов (щебень), лесоматериалов, металла. В обратном направлении следует 2,5 млн т строительных материалов, нефтегрузов и прочих грузов. Из Приволжского федерального округа в Центральный поступают строительные грузы, нефтепродукты, удобрения, зерно. Их общий объём в 2008 г. составил 2,13 млн т, а в обратном направлении - 0,8 млн т. Во внутренних сообщениях перевозятся в основном строительные материалы, добываемые из русел рек, в незначительных объёмах лесные и нефтяные грузы, хлеб, удобрения. Их общий объём в 2008 г. составил 13,7 млн т. Перевозки деловых пассажиров внутренним водным транспортом ограничены рядом местных линий. В основном это доставка людей к местам отдыха и внутригородские и пригородные прогулки, а также перевозка туристов и экскурсантов из Центрального федерального округа по городам, расположенным по берегам Волги, Оки, Ладожскому и Онежскому озёрам,  на р.Неве.  Основные направления грузовых потоков речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны с внутрирайонными перевозками и включают следующие:

    1)  Перевозка  по Волге до Ярославля, Костромы  и далее по Волге в смежные  районы;

     2)  Перевозка  по Оке по направлению к  Серпухову, Калуге, Центрально-Чернозёмному  району.

    Поскольку в основном речной транспорт используется для перевозки грузов из Москвы на периферию района, обеспечено его взаимодействие с железнодорожным транспортом (преобладание данной связки обусловлено спецификой перевозимых речным транспортом грузов). Крупнейшими речными портами на территории Центрального экономического района являются Москва, Ярославль, Кострома, Серпухов, Калуга, Коломна. Перспективы развития речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны со следующими возможностями:

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа. Московская железная дорога