Экономика и управление Ивановской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире качество жизни населения региона напрямую зависит от его экономического благосостояния, а именно от конкурентоспособных предприятий, находящихся на территории области. Но следует учитывать, что необходимы не отдельные предприятия, а рационально сосуществующая и гармонично дополняющая работу друг друга система.
Исторически сложилось, что основой экономики Ивановской области является текстильная промышленность. Уже к 1900 году в нем было 59 промышленных предприятий, а число рабочих достигло 27 тысяч человек.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Факторы, определяющие развитие экономики Ивановской области 4
1.1. Экономико-географическое положение 4
1.2. Природно-ресурсный потенциал 6
1.3. Население и трудовые ресурсы 8
Глава 2. Экономика Ивановской области 18
2.1 Структура экономики и ее изменения 18
2.2 Развитие и размещение отраслей хозяйственного комплекса. Инфраструктура области 21
2.3 Организация управления экономикой Ивановской области 28
Глава 3. Основные пути совершенствования управления развитием экономики Ивановской области 32
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Б) Машиностроение.

Вторая по значению отрасль – машиностроение. Ивановский автокрановый завод (ОАО «Автокран») выпускает автокраны «Ивановец», которые составляют 40% автокранов в стране. Предприятие «Кранэкс» - производитель экскаваторов. Действует совместное предприятие с японской фирмой Komatsu – «Кранэкс-Komatsu», которое изготавливает металлоконструкции как для экскаваторов Кранэкс, так и для экскаваторов, выпускаемых заводом Komatsu в Великобритании и для отрытого в 2010 году завода Komatsu в Ярославле. «Ивановский завод тяжёлого станкостроения» — одно из крупных предприятий по производству высокотехнологичных станков, однако в связи с низкой конкурентоспособностью отечественного станкостроения задействовано не более 15% мощностей завода.

Практически все крупные предприятия региона сконцентрированы в областном центре – г. Иваново.

К отраслям, дополняющим производство можно отнести химическую промышленность и производство электроэнергии.

Основными предприятиями химической промышленности региона являются:

1. ОАО «ИВХИМПРОМ» производит текстильно-вспомогательные вещества; средства для пожаротушения; смазочно-охлаждающие жидкости; препараты для производства химических волокон; препараты для нефте-, газо-, горнодобывающей промышленности; препараты для кожевенной и меховой промышленности; лакокрасочные материалы; товары бытовой химии; поверхностно-активные вещества и прочее.

 2. ОАО «ИвТУИР» специализируется на производстве технического углерода (форсуночный, ламповый, малоактивный, четыреххлористый) и восстановлении покрышек.

3. ОАО «Ивановоискож» специализируется на производстве тентовых материалов, армированных, многослойных и переплетных материалов, искусственных кож, линолеума, моющихся обоев и подошвенной резины.

4. ООО ПО «ИвКИП» производит резинотехнические изделия: резину подошвенную; искусственные кожи и рабочую обувь.

Говоря о производстве электроэнергии, можно выделить ОАО "Ивановская генерирующая компания" (филиал ОАО "ТГК-6") и ОАО "Ивэнергосбыт", выделенные в процессе реформы из состава ОАО "Ив-энерго"

По большинству индикаторов социально-экономическое положение Ивановской области – худшее среди «русских» регионов страны.

В сфере дошкольного и общего образования сеть учреждений сжимается быстрее, чем в здравоохранении. Вследствие глубокого демографического кризиса в регионе за 20 лет число детских садов уменьшилось в 2,6 раз. При этом в 2011г. не было проблемы переполненности детских садов, характерной для большинства регионов (99 детей на 100 мест, тогда как по РФ - 106). Число школ по сравнению с 1990 годом сократилось вдвое. При этом доля учащихся во вторую смену – индикатор переполненности школ – ниже среднего по стране (11,2 и 13,8% соответственно).

Статистические показатели развития профессионального образования сопоставимы со средними по стране (рисунок 10). Индустриальная специализация хотя бы частично сохранила спрос на начальное профессиональное образование, хотя общероссийская тенденция сокращения числа учебных заведений и учащихся проявляется и в Ивановской области, сокращение к уровню 1990 г. составило 2 раза. Чуть ниже среднероссийского показателя число получающих среднее и высшее профессиональное образование (рисунок 10). Вследствие демографического спада вузы региона, как и по всей стране, столкнулись с сокращением числа поступающих в 2010-х гг. При этом "сжатие" высшей школы в Ивановской области шло опережающими темпами, если сравнить показатели числа учащихся на 10 тыс. населения. В советское время Иваново было заметным центром высшего образования (медицинский, технические вузы и др.), но постепенно утрачивает это преимущество.

Обеспеченность жильем в Ивановской области превышает среднероссийский уровень (в 2011 г. – 24,2м2 и 23 м2 на чел. соответственно) вследствие сильной депопуляции. При этом объем ввода нового жилья более чем в два раза уступает среднему по стране. В Центральном ФО хуже показатель только в Тульской области. Жилищное строительство – хороший индикатор привлекательности региона для проживания и наличия платежеспособного спроса населения. Несмотря на высокий уровень урбанизации, показатели благоустройства жилья в Ивановской области (обеспеченности водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией) хуже средних по стране, а среди соседних регионов сопоставимы только с менее урбанизированной Костромской областью (таблица 4). Доля ветхого и аварийного жилья меньше общероссийской – 2,4%.

Таблица 4 – Благоустройство жилищного фонда Ивановской области и соседних регионов , 2011 г.

 

Доля жилой площади (%), оборудованной

водопроводом

канализацией

отоплением

газом (сетевым сжиженным)

горячим водоснабжением

Россия

78,1

74,1

83,4

68,6

65,3

Ивановская обл.

66,6

66,5

81,1

88,1

58,5

Владимирская обл.

79,6

74,7

80,7

91,8

58,5

Костромская обл.

71,0

62,4

65,3

87,4

46,3

Ярославская обл.

78,9

75,3

83,3

89,0

67,7


 

Статистические показатели обеспеченности услугами здравоохранения в Ивановской области выше средних по России (на 10 000 населения в 2011 г. приходилось 55 врачей и 119 человек среднего медперсонала, а в среднем по стране – 51 и 107 соответственно8). Причина повышенной обеспеченности – интенсивное сокращение численности населения области, тогда как сеть учреждений здравоохранения сокращалась медленно. Однако, несмотря на лучшие статистические показатели обеспеченности услугами здравоохранения, показатели заболеваемости в регионе наихудшие среди регионов Центрального ФО.

Рыночная и промышленная инфраструктура региона развита слабо практически на всей территории области (исключая индустриальные парки) и характеризуется низким уровнем собираемых налогов с предприятий.

2.3 Динамика и структура  инвестиций.

Ивановская область с 1990-х гг. относится к депрессивным регионам. Ее душевой валовой региональный продукт (ВРП) составлял в 2011 году только 41% от среднего по регионам РФ, это самый низкий показатель среди всех так называемых «русских» регионов9. Отставание несколько сократилось по сравнению с 2006 г. (36% от среднего по РФ), но по причине кризисного спада экономики более развитых регионов. Спад в Ивановской области – самый сильный среди промышленных регионов Центра, сопоставимые или еще более низкие темпы выхода из экономической депрессии имеют Кировская (52%), Курганская (44%) области и Забайкальский край (41%).

Рисунок 17 – Основные отрасли инвестирования в Ивановской области, 2011г., %.

Ивановская область характеризуется низким уровнем инвестиционной привлекательности. Низкий уровень инвестиционного потенциала характерен как для финансовой, производственной, инновационной сфер, так и для потребительской сферы. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций и, как следствие, к низкому коэффициенту обновления основных фондов и недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе.

На сегодняшний день Департамент экономического развития и торговли Ивановской области проводит работу по созданию необходимых условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Для этого совершенствуется действующее законодательство, ведется работа по обновлению портала «Инвестиции Ивановской области». Ход реализации инвестиционных проектов отражается в средствах массовой информации. При необходимости ведется целенаправленная работа с конкретным инвестором, желающим реализовать свой проект на территории области.

В регионе действует Межведомственный Совет по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области, созданный с целью координации государственной инвестиционной политики в области.

Так же стоит отметить, что одной из мер по поддержке инвестиционной привлекательности региона являются льготные ставки по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр. Проекты с объемом инвестиций более 1 млрд. рублей и предприятия легкой промышленности, реализующие инвестиционные программы, вообще освобождаются от этого налога.

В Ивановской области для инвесторов уже подготовлены земельные участки и производственные площадки для размещения объектов промышленности и сельского хозяйства.

К преимуществам территории можно отнести создание и развитие инвестиционной законодательной базы, государственную и региональную налоговую поддержку инвесторов, а так же возможность целенаправленной работы с конкретным инвестором.

Но низкий уровень инвестиционной привлекательности региона, стереотип депрессивности экономики все еще является важнейшей проблемой Ивановской области.

2.4 Организация управления экономикой Ивановской области

На рисунке 18 представлена структура Центральных исполнительных органов Государственной власти Ивановской области.

Рисунок 18 – Центральные исполнительные органы государственной власти Ивановской области.

В регионе действует Комплекс экономического развития Ивановской области. Его основная задача заключается в координировании отдельных направлений деятельности Правительства Ивановской области по осуществлению экономической политики региона.

В Комплекс экономического развития входят:

- Департамент экономического развития и торговли Ивановской области;

- Департамент управления имуществом Ивановской области;

- Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области;

- Региональная служба по тарифам Ивановской области;

- Служба ветеринарии Ивановской области;

- Управление по информатизации Ивановской области;

- Управление координации Комплекса экономического развития аппарата правительства Ивановской области.

Комплекс обеспечивает взаимодействие Правительства Ивановской области со следующими институтами:

 - Министерство экономического развития Российской Федерации;

- Министерство промышленности  и торговли Российской Федерации;

- Министерство энергетики Российской Федерации;

- Министерство регионального  развития и Министерство связи  и массовых коммуникаций Российской  Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Комплекса;

- Федеральная служба  по тарифам Российской Федерации;

- Федеральная налоговая  служба Российской Федерации  по вопросам, отнесенным к компетенции Комплекса;

- Федеральная антимонопольная служба;

- Федеральная служба по финансовым рынкам;

- Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

- Федеральная антимонопольная служба;

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба  государственной регистрации, кадастра и картографии;

- Федеральная таможенная  служба;

- Главное управление Центрального Банка РФ по Ивановской области;

- Федеральная служба  по военно-техническому сотрудничеству;

- Федеральная служба  по интеллектуальной собственности;

- Федеральная служба  по надзору в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций;

- Федеральное агентство  связи;

- Федеральная служба по аккредитации;

- Федеральное агентство  по техническому регулированию и метрологии;

- Федеральное агентство  по управлению государственным имуществом;

- Федеральная служба по оборонному заказу;

- Федеральная служба  по техническому и экспортному  контролю и иными федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Ивановской области по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Исходя из анализа инфраструктуры и отраслей производства в регионе, можно сделать вывод, что на территории Ивановской области функционирует ряд экономически важных и крупных предприятий текстильной промышленности и машиностроения России. Но эффективность этих предприятий полностью зависит от инфраструктуры региона, которая в свою очередь недостаточно развита. Для успешного и конкурентоспособного функционирования необходимо принимать меры по совершенствованию как внутренних технологии предприятий, так и инфраструктуры Ивановской области.

 

Глава 3. Основные пути совершенствования управления развитием экономики Ивановской области.

Исходя из анализа региона, можно выделить основные факторы развития Ивановской области в виде SWOT-таблицы.

Таблица 5 – SWOT- анализ Ивановской области.

Преимущества

Недостатки

Выгодное географической положение в центре Европейской части России

Низкий межрегиональный показатель ВРП и ВРП на душу населения

Развивающаяся система транспортных коммуникаций

Низкие показатели демографического развития региона

Наличие квалификационных кадров

Низкий показатель доходов населения

Наличие в регионе инвестиционной политики, а так же поддержка инвесторов государством

Сокращение численности трудового населения

 

Старение население и увеличение доли социальных выплат

 

Централизация производства в г. Иваново.

 

Слабо развитая производственная, рыночная и социальная инфраструктуры.

Возможности

Угрозы

Возможность роста продукции текстильно-промышленного кластера

Риск замедления экономического развития

Развитие производства на территории Ивановской области

Риск недостаточной инвестиционной привлекательности

Развитие инновационно-кадровой инфраструктуры в регионе

Риск снижения доходов населения

Создание рабочих мест

Риск бюджетной несостоятельности

Развитие машиностроительного комплекса

Риск кадровой недостаточности (по видам экономической деятельности)

 

Риск низкого качества государственного управления, нехватки жизнеобеспечивающих специалистов

 

Риск низкого качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований

 

Риск бюджетной несостоятельности

Информация о работе Экономика и управление Ивановской области