Характеристика инвестиционного климата Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:44, реферат

Краткое описание

Санкт-Петербург является уникальным образованием не только российского, но и мирового масштаба. На протяжении двух столетий после своего основания он был одной из мировых столиц. В настоящее время это один из крупнейших городов мира и единственный город-«миллионер» (население составляет около 4.6 млн. жителей) из расположенных за 60-й параллелью.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 26.35 Кб (Скачать файл)

1.Характеристика  инвестиционного климата Санкт-Петербурга. 
 
 
Санкт-Петербург является уникальным образованием не только российского, но и мирового масштаба. На протяжении двух столетий после своего основания он был одной из мировых столиц. В настоящее время это один из крупнейших городов мира и единственный город-«миллионер» (население составляет около 4.6 млн. жителей) из расположенных за 60-й параллелью.  
Современный Санкт-Петербург является центром науки и европейской культуры, крупным международным туристическим центром в стране и на севере Европы, а также связующим звеном между странами Балтийского региона, ориентиром и интегратором Северо-Запада России.  
Мощный научно-технический, промышленный и транспортный потенциал в сочетании с высокой квалификацией кадров и эффективным управлением вывели Санкт-Петербург в лидеры по инвестиционной привлекательности среди российских регионов.  
Экономика Санкт-Петербурга характеризуется быстрым ростом – обгоняющим средний рост по России в целом. Последние пять лет ВРП1 Санкт-Петербурга устойчиво растет с темпами также выше, чем в среднем по стране. По предварительным прогнозам, за 2007 г. ВРП составит 1074,7 млрд. рублей, а в 2008 г. ВРП увеличится практически в три раза по сравнению с 2003г., и составит порядка 1,2 триллионов рублей.  
Рост объема ВРП в 2007-2008 годах будет происходить за счет увеличения объемов добавленной стоимости в торговле, общественном питании, платных услугах населению, а также в строительстве и связи.  
По состоянию на 1 октября 2007 года в бюджет Санкт-Петербурга поступило 196 244,7 млн. руб. (83,1% уточненных годовых бюджетных назначений). Рост доходов бюджета Санкт-Петербурга по отношению к соответствующему периоду предыдущего года составил 37,8%.  
К числу основных налоговых источников дохода бюджета города по итогам января-сентября 2007 года относятся: налог на прибыль организаций (29,9% в общем объеме доходов), налог на доходы физических лиц (25,1%), налоги на имущество (8,4%), акцизы (4,2%). Доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в бюджете Санкт-Петербурга за отчетный период составила 14,6%.  
Расходы бюджета Санкт-Петербурга по состоянию на 1 октября 2007 года составили 151 723,0 млн. руб. (56,6% от запланированного годового объема). По сравнению с соответствующим периодом 2006 года расходы бюджета увеличились на 31,9%. Основными статьями расходов бюджета Санкт-Петербурга являются ЖКХ (28,9% в общем объеме расходов), здравоохранение и спорт (19,0%), социальная политика (12,2%), образование (17,2%), национальная экономика (11,9%).  
Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. предусматривает в 2008 году доходы в сумме 295,9 млрд. рублей, расходы – 342,1 млрд. рублей. Общая сумма доходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год возросла по сравнению с прогнозом на 2007 год почти на 61 млрд. рублей (или 26%). Таким образом, при выполнении прогнозных параметров по бюджету, к 2009 году доходы бюджета по сравнению с 2003 годом возрастут в 4 раза.  
Объем инвестиций в основной капитал за 11 месяцев 2007 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 27,4%, составив 206,9 млрд. рублей. За 9 месяцев 2007 года объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга составил 4,6 млрд. долларов США. По прогнозу, объем иностранных инвестиций за 2007 год составит 6,3 млрд. долларов США и на 19% превысит аналогичный показатель предыдущего года. Прямых иностранных инвестиций за 9 месяцев 2007 года в экономику Санкт-Петербурга поступило 542,1 млн. долларов США, что на 13% больше аналогичного уровня 2006 года.  
а) инвестиционные рейтинги региона.  
С октября 2005 года инвестиционный рейтинг Санкт-Петербурга, согласно оценке международного рейтингового агентства Moody’s, - Ваа2. Агентство Fitch признало рейтинг Санкт-Петербурга на уровне ВВВ, прогноз изменения рейтинга – «стабильный». 7 марта 2007 года агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг города Санкт-Петербурга "BBB-" . Прогноз изменения рейтинга был повышен со "Стабильного" до "Позитивного".  
В декабре 2007 года по итогам 2006-2007 годов рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило Санкт-Петербургу первое место в основной номинации «За минимальный инвестиционный риск в 2006-07гг.» и первое место к номинации «За минимальный управленческий риск». Таким образом, Санкт-Петербург третий год подряд стал лидером рейтинга.

2.Принципы инвестиционной политики Санкт-Петербурга.

Инвестиционная политика Санкт-Петербурга основывается на принципах:

 
- доброжелательности во взаимоотношениях  с инвестором; 
- презумпции добросовестности инвесторов; 
- сбалансированности публичных и частных интересов; 
- открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности; 
- ясности и простоты инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге; 
- равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур; 
- объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях; 
- неизменности принятых решений; 
- взаимной ответственности Санкт-Петербурга и инвесторов.

Согласно Закону Санкт-Петербурга "О государственной поддержке  инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга",  Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга осуществляется в формах: 
- предоставления инвесторам поручительств Санкт-Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых инвесторами средств, для осуществления инвестиционной деятельности в объеме средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели; 
- предоставления инвесторам налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством; 
- предоставления льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций банкам и кредитным учреждениям, предоставляющим инвестиционные кредиты для осуществления инвестиционной деятельности, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством; 
- предоставления инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества; 
- предоставления инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более 5 лет по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и прав на них на инвестиционных условиях в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга; 
- осуществления поддержки инвесторов с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга; 
- участия Санкт-Петербурга в разработке, экспертизе и реализации городских инвестиционных программ, а также отдельных инвестиционных проектов. 

 

3.Поддержка инвесторов

В Санкт-Петербурге законодательно предусмотрены различные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:

1. Предоставление  государственных гарантий Санкт-Петербурга. 
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга» от 17 августа 2004 года №1385 государственные гарантии Санкт-Петербурга предоставляются юридическим лицам независимо от форм собственности для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами при реализации инвестиционных проектов, соответствующих системе целей социального и экономического развития Санкт-Петербурга. 
Доля заемных средств, привлекаемых юридическим лицом под государственную гарантию, к общему объему инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, не должна составлять более 50%. Расчетный срок окупаемости общего объема инвестиций по инвестиционному проекту должен составлять не более пяти лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности. Ставка заимствования по кредиту, привлекаемому юридическим лицом под государственную гарантию, должна соответствовать ставкам заимствований Санкт-Петербурга на внутреннем и внешнем рынках на аналогичный срок. Объем обязательств гаранта по государственной гарантии, предоставленной кредитору-резиденту в обеспечение исполнения кредитных обязательств юридического лица, реализующего инвестиционный проект, ограничивается суммой основного долга по кредиту, а кредитору-нерезиденту — может включать в себя весь объем обязательств, вытекающий из условий кредитного договора.

2. Налоговые льготы. 
Перечень налоговых льгот определен в Законе Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 14 июля 1995 года № 81-11 (с изменениями на 8 мая 2007 года).  
Ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5 % при условии инвестирования в основные средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условии инвестирования от 150 до 300 млн. рублей (ст.11-4).  
Ставка налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования в основные средства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются сроком на три года (ст.11-6). 
С 01 января 2007 года крупным инвесторам предоставлены дополнительные налоговые льготы. При инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основные средства, инвестор, реализующий проект в сфере обрабатывающего производства, освобождается от налога на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% также на 5 лет (ст.11 Закона).  
Кроме того, статья 11-3 устанавливает ставку налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, в размере 13,5 процента на весь период существования данной особой экономической зоны (статья дополнительно включена с 14 июня 2006 года - Закон Санкт-Петербурга от 2 мая 2006 года N 190-29). 

 

 

 

 

4.Инвестиции в экономику Санкт-Петербурга в 2009 году 

 

Несмотря на мировой экономический  кризис, который не обошел стороной Санкт-Петербург, ни один значимый инвестиционный проект, начатый в докризисный  период, не «свернут». Хотя объем инвестиций в основной капитал и снизился до уровня докризисного 2007 года. Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2009 году составил 5,5 млрд. долларов и по сравнению с 2008 уменьшился незначительно – на 6,8%.

Продолжился в 2009 году рост иностранных вложений в обрабатывающие производства – их доля в общем  объеме составила 81,2%, в обрабатывающие производства поступило 4,48 млрд. долларов (81,2% от общего объема инвестиций, в 2008 году этот показатель был меньше – 73,5%). Доля иностранных инвестиции в обрабатывающие производства от общего объема иностранных вложений по итогам 2009 года увеличились на 2,9%.

Среди отраслей, которые  были наиболее перспективными для зарубежных инвестиций, стоит выделить автомобильную  промышленность и строительство. Состоялось открытие завода «Ниссан», продолжается строительство завода «Хендай», который откроется в этом году, также завершается строительство первой очереди Технопарка «Пулково» финской компании Technopolis.

Ряд инвестиционных проектов промышленных предприятий, начатых  еще в прошлом году, завершены в 2010-м. Вот самые некоторые примеры:

В феврале состоялось торжественное  открытие самого крупного в России производственного комплекса компании ЗАО «РСК» - одного из лидеров в  промышленной переработке стекла в  России. Предприятие входит в состав холдинговой компании «Адамант». Общий  объем инвестиций компании в новое  производство составил более 50 млн. евро. В конце февраля состоялся  пуск, не имеющего аналогов в России механосборочного производства в ОАО  «Армалит-1». На реализацию проекта  затрачено около 10 млн. евро собственных  средств. А в начале марта введены  в эксплуатацию новые производственные и складские мощности чаеразвесочной фабрики Unilever. Общий объем инвестиций в расширение производства составил 11 млн. евро. 

Объем прямых иностранных  инвестиций составил 1,19 млрд долларов. В основном они поступили из Финляндии, Германии и Китая. Торговые кредиты составили 2,3 млрд долларов - прирост по отношению к 2008 году - 9,8%. В пятерку лидирующих стран-инвесторов по итогам 2009 года вошли Беларусь (15,8% от общего объема инвестиций), Швейцария (14,7%), Германия (10,1%), Кипр (10,1%), Великобритания (9,5%).

Объем инвестиций в основной капиталпо итогам 2009 года составил 324,7 млрд. рублей и уменьшился на 21,4% в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом.

 

 

5.Законодательная база

 
Инвестиционное законодательство Санкт-Петербурга включает следующие основные нормативные  акты:

 
1. Закон Санкт-Петербурга № 282-43 от 17 июня 2004 года «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» 
2.  Закон Санкт-Петербурга № 568-71 от 16 июля 2001 года «О государственной поддержке Санкт-Петербургом инвестиций в жилищное строительство». 
3.  Закон Санкт-Петербурга № 185-36 от 30 июля 1998 года «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга». 
4.  Закон Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года № 81-11 «О налоговых льготах» 
5.  Закон Санкт-Петербурга от 16 декабря 2004 года № 620-88 «О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах».  
6.  Закон Санкт-Петербурга от 12 июля 2002 года № 316-28 «Об инвестиционном налоговом кредите». 
7.  Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 года № 344 «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга». 
8.  Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 N 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

1 Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

 


Информация о работе Характеристика инвестиционного климата Санкт-Петербурга