Федеративная республика Германия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан. Но, в то же время, она очень сложна, так как насчитывает около 45 различных видов налогов. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов.

Вложенные файлы: 1 файл

1германия.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Налог на добавленную  стоимость

Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Германии среди  налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость, который заменил ранее взимаемый  налог с оборота. Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указанием его суммы в счетах. Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Практически - это общий акциз в отношении частного и общественного потребления

Схема исчисления этого налога построена так, что все товары, услуги, попадая конечному потребителю, оказываются обложенными этим налогом  в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это обеспечивается путем системы предварительных вычетов сумм налога, осуществляемых юридическими лицами в финансовом управлении. Общая ставка налогообложения, равная 19%, применяется к большинству оборотов товаров, услуг, сниженная ставка в размере 7% применяется к поставкам продукции личного потребления, ввозу и потреблению внутри ЕС почти всех продовольственных товаров (исключая напитки и обороты ресторанов), а также к услугам пассажирского транспорта ближнего радиуса действия, оборотам книг. Предварительные вычеты налога осуществляются лишь в том случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производственных целей.

Ряд товаров и услуг  освобожден от обложения налогом  на добавленную стоимость. К ним  относятся экспортные поставки, отдельные  обороты морского судоходства и  авиатранспорта, а также ряд других услуг, связанных с ввозом, вывозом  и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам  предусмотрен предварительный вычет  НДС. К другой группе освобожденных товаров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услуги врачей и представителей других лечебных профессий, услуги общества федерального страхования, услуги большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а также предоставления кредитов и сдаче в аренду земельных участков и некоторые другие.

Налоги на потребление (акцизы)

Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет (кроме пива). В число подакцизных товаров  и услуг входят: жидкое и минеральное  топливо, игристые вина, кофе, пиво, табак  и табачные изделия, спиртоводочные изделия. Эта группа налогов делится на три подгруппы:

      • налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль);
      • налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво);
      • другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты).

Данные налоги, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие, взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей. Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7.6% все налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину.

С разных налогов данной группы наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе - 0.3%, налог на пиво - 0.2% и т.д. Но и  эти налоги чётко регламентированы. При резком повышении налога на табачные изделия некурящих стало значительно больше, чем при долгой пропагандистской кампании о вреде курения. Таким образом, путём повышения налога была решена социальная задача. Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель.

Социальные отчисления

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и во многих странах, делится в равной пропорции между работодателями и работником. При этом исходной величиной, в соответствии с которой происходит начисление взносов, является брутто-доход служащего. Также отсутствует как регрессивная, так и прогрессивная шкала социального налогообложения

В настоящее время система  социальной защиты ФРГ предусматривает  отчисление взносов по нескольким обязательным видам страхования, к которым  относятся пенсионное страхование, страхование на случай безработицы, на случай болезни и на случай необходимости ухода. Расходы еще по одному виду социального страхования - от несчастного случая на производстве - берет на себя работодатель. На нем же лежит ответственность по ежемесячному отчислению взносов в социальные и больничные кассы. Больничные кассы являются "перевалочными базами", куда первоначально поступают социальные взносы. Они собирают все поступления, а затем пересылают их в соответствующие учреждения.

В настоящее время в  Германии существуют следующие размеры  социальных отчислений:

      • страхование на случай безработицы: 4,2 процента,
      • пенсионное страхование: 19,9 процента,
      • медицинское страхование: 14,25 процента (здесь взят средний показатель, его величина может варьировать в зависимости от того, в какой из больничных касс застрахован работник),
      • страхование на случай необходимости ухода: 1,7 процента.

Половину этих взносов  платит сам работник, другую половину - работодатель. Но для него сумма  социальных взносов несколько больше, так как он платит полностью взносы по страхованию от несчастного случая на производстве и доплачивает дополнительные 0,9 процента на медицинское страхование.

Налоговое законодательство

Законодательной базой налогообложения  в Германии служит основной и всеобъемлющий  закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок  расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а  также распределение налоговых  поступлений между федерацией, землями  и общинами. Специального налогового ведомства в Германии не существует. Налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура построения которой здесь довольно своеобразна.  Она отражает федеративное построение государства, относительную самостоятельность земель: существует Федеральное министерство финансов и земельные министерства финансов. В каждой земле, кроме того, есть так называемая Верховная финансовая дирекция (Главное финансовое управление), подчиненная одновременно и Федеральному, и Земельному министерствам финансов (является и федеральным, и земельным органам). Верховной финансовой дирекции подчинены налоговые инспекции и таможенные органы.

Сравнительная характеристика налоговой системы Германии с российской.

Налоговая система Германии имеет некоторое сходство с налоговой  системой России. В России также  налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые  в свою очередь поступают в  разных пропорциях в различные бюджеты. Налоговая система в ФРГ множественна (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая  система также построена на принципах  множественности (около 30 налогов) и разветвленности.

В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн - Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвинг - Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

В Германии лучше развита  стимулирующая функция системы  налогообложения, которая проявляется  в инвестиционном  потенциале системы  налогообложения Германии. Это предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации налогообложение той  части прибыли хозяйствующих  субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых  является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Реализация фискальной функции  налоговой системы Германии, в  сравнении с российской, также  имеет существенную специфику, главной  чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.

Ещё одна особенность налоговой  системы Германии: церкви (католическая, протестанская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

Федеральные налоги

Германия

Россия

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Страховой налог

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Единый социальный налог

 

Налог на добычу полезных ископаемых

 

Налог на добавленную стоимость

 

Сборы за пользование объектами  животного мира и водных биологических  ресурсов

 

Водный налог

 

Государственная пошлина 

 

акцизы




 

 

Региональные/ налоги общин

Германия

Россия

Налог с владельцев автомобилей

Налог на имущество организаций

Имущественный налог

Налог на игорный бизнес

Налог с наследства и дарения

Транспортный налог

Промысловый налог

 

Поземельный налог

 




 

Германия

Россия

Налог на прибыль корпораций (15%)

Налог на прибыль организаций (20%)

Налог на добавленную стоимость (7 – 16% в зависимости от товарной  группы)

Налог на добавленную стоимость  (до 18% в зависимости от товарной  группы)

Подоходный налог (19 - 51%)

Подоходный налог (13%)




 

В целом налоговая система  в Германии очень сложная. Нередко  она подвергается в стране жесткой  критике, прежде всего, из – за относительно больших ставок налогообложения фирм. Однако эти действительно высокие ставки разрешают государству решать самые сложные задачи и социального рыночного хозяйства и трансформировать новые федеральные земли на востоке. И даже в этих случаях идет поиск возможностей снизить налоги, которые отрицательно влияют на положение Германии в конкурентной борьбе территорий для вложения капиталов.

Налоговая система Германии формировалась не одно десятилетие, прошла несколько стадий реформирования и потому очень хорошо продумана, сбалансирована и стабильна. К сожалению, пока что же самое нельзя о современной  российской налоговой системе  (что  относится к экономической и  к политической системе России), которая ещё очень молода и  до конца не сформирована.

Экономическое развитие государства  напрямую от его налоговой системы. Поэтому опыт Германии в построении своей налоговой системы может  быть очень полезен для нашей  страны. Но, безусловно, перенимая опыт Германии, нельзя забывать о специфике  России, её экономической и политической системе, о менталитете её  граждан.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Германия - страна с высокими налогами, самая богатая страна Европы, а также самая мощная экономика среди стран ЕС. Немецкие банки имеют безупречную репутацию и высокий рейтинг надежности. И за уплату этих налогов Германия предоставляет налогоплательщикам и жителям страны большие блага и надежные социальные гарантии. Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики, в связи с чем, в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества. Большинство налогов Германии имеют свою специфику, приобретенную в ходе исторического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Федеративной Республики Германии от 23 мая 1990 г.
  2. Базедов П., Шахиджанян Р.Г. Справочник. «Налоговая система Германии. Декларация налогоплательщика». - М.: Полиглоссум, 2005. - 208 с.
  3. Баранова К.К. «Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии». - М.: Дело и сервис, 2006. - 240 с.
  4. Мещерякова О. «Налоговые системы развитых стран мира». Справочник. - М.: Юнити, 2007. - 289 с.

Информация о работе Федеративная республика Германия