Федеративная республика Германия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан. Но, в то же время, она очень сложна, так как насчитывает около 45 различных видов налогов. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов.

Вложенные файлы: 1 файл

1германия.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического  и экономического устройства, не раз  поднималась из разрухи, вызванной  мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией.

Основной чертой системы  налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых  доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически  все источники доходов. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан. Но, в то же время, она очень сложна, так как насчитывает около 45 различных видов налогов. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг - Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы Германии. Германия имеет евроконтинентальную модель налоговой системы (т.е. преобладает косвенное налогообложение и социальные страховые выплаты), налоговая политика (3 тип) с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные  и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги. Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного топлива (5,6%), табака (3,1%), вино - водочных изделий (0,8%), пиво, кофе, сахар. Наиболее важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства. В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный налоги. В отличие от федеральных и земельных, остающихся целиком в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли. Федерация решает вопросы о распределении налогов между землей и федерацией, о доли муниципальных органов в подоходном налоге, о финансовой подсудности. Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация - 48%, земли - 34%, общины - 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов.

Федеральный бюджет формируется  за счет поступлений:

      • федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
      • доли в совместных налогах;
      • доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

      • земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;
      • доли в совместных налогах;
      • доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть  поступлений от:

      • местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
      • доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;
      • налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также  налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые  в свою очередь поступают в  разных пропорциях в различные бюджеты. Церкви в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

Наиболее важные прямые налоги

Наиболее важные косвенные налоги

Подоходный налог 
Корпоративный налог 
Промысловый налог 
Поземельный налог 
Налог на наследство

Налог на добавленную стоимость 
Налог на нефтепродукты 
Налог на табак 
Налог на пиво 
Страховой налог


 

По объектам налогообложения  разделяются три основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения, налоги на потребление (акцизы).

 

Виды налогов

1. Налоги на владение

К этой группе налогов относятся  налоги на доход (подоходный налог, налог  на корпорации) и налоги на имущество (например, налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество. Налоги на владение носят характер прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%.

Подоходный налог

Подоходный налог является одним из важнейших прямых налогов  в Германии. Подоходным налогом с  физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном  году. Им облагается заработная плата  лиц, работающих по найму, доходы лиц  свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, аренда и др. Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения, это, прежде всего, вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам. 

Налогооблагаемая база может  быть уменьшена на сумму непредвиденных расходов (расходы на пребывание в  больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет). Налогообложение осуществляется на основе тарифной прогрессии. Его минимальная ставка – 19%, максимальная - 51%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч евро.

Не облагаемыми налогом видами доходов являются:

      • интеграционные пособия, пособия по безработице, пособия на детей, пособия по материнству, по воспитанию маленьких детей;
      • стипендии;
      • социальная помощь;
      • компенсации, выплачиваемые работодателем при трудовых конфликтах по решению суда;
      • выплачиваемые работодателем возмещения всевозможных расходов, связанных с трудовой деятельностью, командировочные.

Налог с корпораций

Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также  государственные организации, в  том случае если они занимаются частной  хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками  в течение календарного года. При  формировании объекта налогообложения  широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом. В отношении налога с корпораций существует ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Неограниченная налоговая повинность распространяется на все доходы тех юридических  лиц, дирекция которых или местонахождение  располагается на территории ФРГ (юридическое  лицо является налоговым резидентом ФРГ). Ограниченную налоговую повинность несут те юридические лица, которые  получают доходы в ФРГ, но постоянное представительство имеют за ее пределами.

Базовая ставка налога с  корпораций составляет 15%, которая была уменьшена с 25% в 2007 г. В том случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 29-31%. Таким образом, стимулируется распределение прибыли корпораций. Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица. Данный налог предусматривает так называемую систему зачета, которая позволяет учесть интересы акционеров - физических лиц. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами

Промысловый налог

Промысловый налог в Германии относится к числу основных местных  налогов. По доходной составляющей промыслового налога под налогообложение, кроме прибыли, подпадает сумма, равная 0,3% от величины процентов за пользование заемными средствами капитального характера, взятыми на длительный срок. Учитываются также убытки, полученные от деятельности других предприятий (при долевом участии в нем налогоплательщика). Предусмотрен ряд вычетов: на сумму, равную 1,2% стоимости земельных участков, суммы прибыли, полученные от деятельности других предприятий, а также от деятельности заграничных филиалов. При наличии прошлых лет налогооблагаемая база уменьшается на их сумму.

Условия налогообложения  по этой части налога дифференцированы по категориям налогоплательщиков. Местные  власти могут увеличивать базовую  ставку промыслового налога, в результате чего ставка этого налога колеблется от 15 до 24% прибыли фирмы в зависимости от земли и общины. Минимальный доход при обложении этим налогом составляет 60 000 евро. Для персональных налогоплательщиков (физических лиц и товариществ) установлен необлагаемый минимум, на который уменьшается (в сумме 48000 евро) облагаемый доход. В новых землях (бывшая ГДР) он равен 84000 евро.

Вторая составляющая промыслового налога в качестве объекта обложения  представлена капиталом. Налогооблагаемая база складывалась из стоимости собственного капитала налогоплательщика по балансу  плюс 0,5 стоимости заемного капитала, в том случае, если его величина превышала 50000 евро плюс капитал необъявленных  лиц (в Германии его называют тихим  капиталом). Вычету подлежали: стоимость  земельных участков, стоимость капитала, вложенного в деятельность других предприятий, стоимость капитала в заграничных  филиалах.

Земельный налог

Земельным налогом облагается в Германии земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц. Взимание налога осуществляются общинами. Ставка налога состоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно, другая представляет собой надбавку общины. От уплаты налога освобождаются учреждения, финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческие предприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественного назначения. Величина налога зависит от ценности земли и размера ставки.

Налог на имущество

Важное место в налоговой  системе Германии занимают поимущественные  налоги, история которых насчитывает  уже более 920 лет. Налогом на имущество  облагается собственность юридических  и физических лиц. Как и в случае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому  налогу является стоимость совокупного  имущества налогоплательщика к  началу календарного года, уменьшенная  на необлагаемый минимум. Для физических лиц он равен 70000 евро. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум в размере 30000 евро в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет или он на три года получил инвалидность. Ставка поимущественного налога для юридических лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц - 1,0%. При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу вычитаются долги и обязательства, а также установленные законом льготы.

Налог на наследство и дарение

Налог на наследство и дарение  взимается по ставкам, дифференцированным в зависимости от степени родства  и стоимости приобретенного имущества.

 

2. Налоги на  операции в сфере обращения

К налогам на операции в  сфере обращения относятся налог  с оборота, или налог на добавленную  стоимость, налог с оборота при  импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер обратных налогов.

Информация о работе Федеративная республика Германия