Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:53, научная работа

Краткое описание

Среди конкурентных преимуществ любой страны, а также ее регионов особое место занимает транзитный потенциал. Транзитный потенциал является важным и для одесского региона. Многоаспектность проблематики транзита, ее тесную связь с большим количеством направлений научного исследования обусловили рассмотрение транзита в качестве одного из направлений деятельности субъектов транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожный транспорт, сеть магистральных трубопроводов), или же в системе факторов геоэкономического и геополитического характера, которые определяют стратегию отношений региона с его окружением. Такая практика, одновременно препятствует системному осмыслению той роли, которую играет транзит как в мировой экономике, так и в экономике одесского региона в частности. Поэтому комплексное исследование проблематики транзита, как в широком теоретическом контексте, так и с точки зрения его практической оптимизации, актуален и выступает важным звеном исследования хозяйственных процессов региона.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы транзитного потенциала

1.1. Понятие и виды транзита ……………………………………………….6
1.2. Нормативно–правовое обеспечение транзитов………………………..10
Раздел 2. Исследование транзитного потенциала одесского региона
2.1 Обоснование современного состояния транзитов региона ……………16
2.2 Исследование транзитных путей одесского региона……………………20
Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона
3.1. Проблемы транзитного потенциала ………………………………………30
3.2. Пути решения проблем и дальнейшие перспективы развития транзита одесского региона……………………………………………………………….32
3.3 Прогнозирование развития транзитного потенциала одесского региона.35
Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 93.84 Кб (Скачать файл)

 

          На сегодняшний день основу транзитного потенциала одесского региона составляет железная дорога и портовые перевозки.. При этом более половины всей экспедиторской работы осуществляется во взаимодействии именно с железной дорогой. То есть в своей основе транспортная логистика строиться именно на железнодорожном транспорте. Транзит для железной дороги крайне важен, ведь на сегодня эти перевозки дают порядка 12% всех доходов отрасли, доля которых при необходимых условиях может быть изрядно увеличена .

Основой транзита грузов территорией одесского региона являются сырьевые материалы и товары первичной переработки. Удельный вес высоко–тарифных, в частности, контейнерных грузов остается низким. Транзитные потоки главным образом формируются в странах СНГ.

 

2.2 Исследование  транзитных путей и транспортных  коридоров одесского региона

«Транспортный коридор» (ТК) в данном контексте означает взаимодействие всех видов транспорта, участвующих в процессе перевозок. Транспортные коридоры позволяют кратчайшим путем, максимально быстро и выгодно доставлять товары от места производства до рынков сбыта. Эти пути сообщения выполняют роль не только главных соединяющих звеньев между многими государствами, а также является альтернативой для перевозчиков, работающих на внутренних маршрутах стран и регионов [16,c. 321].

Основными транспортными коридорами и транзитными путями одесского региона являются железнодорожные ТК, перевозка нефти и нефтепродуктов, энергетические ТК, морские перевозки, международные трассы и автодороги.

Среди международных дорог, проходящих через одесскую область можно выделить:

М-05 Киев — Одесса, общая протяжённость - 453,3 км.

М-13 Кировоград — п.п. Платоново (на Кишинёв через Любашёвку), 254,4 км

М-14 Одесса — Мелитополь — Новоазовск (на Таганрог), 624,3 км

М-15 Одесса — Рени (на Бухарест), 244,4 км

М-16 Одесса — п.п. Кучурган (на Кишинёв), 58,7 км

Национальные дороги в области:

Н-04 Одесса — Ильичёвск, 14 км

Региональные:

Р-33 Рени — Орловка — Измаил 59,5

М-05 начинается в Киеве, проходит через Белую Церковь, Жашков, Умань, Ульяновку, Любашёвку, Жовтень и заканчивается в Одессе. Проходит по территории Киевской, Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областей. Является частью европейского автомобильного маршрута E 95 (Санкт-Петербург — Киев — Одесса — Самсун — Мерзифон) и панъевропейского транспортного коридора IX. С целью развития Европейского международного транспортного коридора №9 Верховной Радой Украины в 2003 году был принят Закон України „Про реконструкцію та експлуатацію на платній основі автомобільної дороги Київ-Одеса на ділянці від Жашківа до Червонознам’янки”. Это строительство известно многим украинцам как «Строительство автобана Киев-Одесса». Общее расстояние участка автодороги, которая подлежала реконструкции, составляло 219 км, общая стоимость работ – 3,9 млрд. грн (почти $800млн). Реконструкция началась на 118 участках автодороги в Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областях. На реконструкцию автомобильной дороги Киев-Одесса осуществлялись внешние кредитования на финансовом рынке. В 2004 году был получен кредит “Deutsche Bank AG” в размере $480 млн.

Автодорога М-13 — автомобильная дорога международного значения на Украине, также известная в народе как "Полтавка". Начинается в Кировограде, проходит через Помошную, Первомайск, Врадиевку, Агафиевку, Ананьев, Красные Окны и заканчивается на пропускном пункте Платоново на границе с Молдавией — от этого пропускного пункта на территории Молдавии есть прямая дорога на столицу Молдавии Кишинёв. Общая протяжённость автодороги М-13 — 254,4 км. Проходит по территории Кировоградской, Николаевской и Одесской областей.

Автодорога М-14 — автомобильная дорога на территории Украины международного значения Одесса — Мелитополь — Новоазовск — государственная граница с Россией. Проходит по территории Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. Совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E 58 (Вена — Ужгород — Кишинёв — Одесса — Ростов-на-Дону). Часть европейского коридора «Черноморское экономическое сообщество».

Начинается в Одессе, проходит через Николаев, Херсон, Новую Каховку, Мелитополь, Приазовское, Приморск, Бердянск, Мангуш, Мариуполь, Новоазовск и заканчивается на пропускном пункте Новоазовск, ведущем на Ростов-на-Дону в России.

Автодорога М-15 — автомобильная дорога на территории Украины международного значения Одесса — Рени — государственная граница с Румынией. Находится на территории Одесской области. Совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E 87 (Одесса — Констанца — Измир — Анталья). Часть европейского коридора «Черноморское экономическое сообщество».Начинается в Одессе, проходит через Сарату, Татарбунары, Болград, Рени и заканчивается на пропускном пункте Рени, ведущем на Констанцу в Румынии.

Автодорога М-16 — автомобильная дорога международного значения на территории Украины Одесса — Кучурган — государственная граница с Молдавией. Проходит по территории Одесской области. Совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E 58 (Вена — Ужгород — Кишинёв — Одесса — Ростов-на-Дону).Начинается в Одессе и заканчивается на пропускном пункте Кучурган, ведущем на Тирасполь в Приднестровье.

          Среди наиболее важных транспортных корридоров,проходящих через Одессу можно выделить следующие:

  1. Транспортный коридор Гданьск-Одесса (Балтийское море - Черное море)

Данный коридор — часть транспортного сообщения не только с Польшей, но и со странами Скандинавии, Юго-Восточной Европы и Азии. Причем наземный путь между Одессой и Гданьском в 7 раз короче морского, и таким образом грузы можно доставлять гораздо быстрее при уменьшении стоимости перевозок. Нефтепровод Одесса–Броды построен в 2001 г. между городом Одесса на Черном море и городом Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба». Эксплуатационная длина – 667 км, проектная мощность – 14,5 млн т нефти в год. По нему предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт.

2) Панъевропейский транспортный коридор №9(Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Киев (Москва) - Одесса - Кишинев - Пловдив - Бухарест - Александрополис)

3) Евроазиатский транспортный коридор (Одесса - Николаев - Херсон - Джанкой - Керч)

4) Транспортный коридор Черноморское Экономическое Сотрудничество

(Рени - Измаил - Одесса - Николаев - Херсон - Мелитополь - Бердянск - Новоазовск)

Если говорить о транспортировке нефти и нефтегазовой продукции через одесский регион, то следует отметить, что в порту Рени расположен единственный на украинском участке Дуная нефтетерминал, способный перегружать до 3 млн. тонн нефти за год. Однако конкурентную роль в вопросе энергоснабжения Европы через Украину, использовании транзитного энергетического потенциала Одесской области в перспективе, кроме России, может играть и самая бедная на данный момент страна Европы – Молдова,где построен нефтетерминал в Джурджулештах. Фактически, благодаря нефтетерминалу, Молдова получит возможность не только создать достаточный запас нефтепродуктов, но и обеспечить их экспорт в прилегающие страны. Введение в эксплуатацию Джурджулештского нефтетерминала и порта способно ухудшить экономическое положение не только одесского региона, но и Украины в целом. Кроме того, Джурджулештский терминал может представлять опасность для украинских придунайских городов, расположенных ниже по течению, в случае аварийного разлива нефти [2, c.186].

Также важной для региона являлась идея строительства в Измаильском энергорайоне парогазовой электростанции средней мощности из которой, в окончательном итоге, вырос международный проект «Придунайский энергетический мост», который предусматривал, кроме создания новых энергетических мощностей, развитие добычи энергоносителей в придунайских районах Украины и на континентальном шельфе. Инициатором проекта, который предусматривалось реализовать под эгидой объединения ГУАМ, выступил Одесский областной совет [18,c. 162].

Предусматривается, что энергетический мост может стать элементом энергетической системы Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЕС). Проект прошел апробацию в Совете национальной безопасности и обороны Украины. Он предполагает использование ресурсов и обеспечение их транзита, строительство новых энергогенерирующих мощностей, линий электропередач, возможность ответвления нефтепровода Одесса - Броды для обеспечения потенциала транспортного коридора и надежного энергоснабжения региона. Министр экономики Польши заявил о заинтересованности Европы в привлечении ГУАМ к реализации проекта нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк – Гданьск.

Украина уже ведет переговоры с Казахстаном и Азербайджаном об участии в этом проекте и работает над созданием бизнес-плана, привлечением потенциальных участников: владельцев ресурсов и их потенциальных потребителей [19, c. 43]

Рассматриваются также перспективные вопросы создания каспийско-черноморского маршрута транспортировки газа как для собственных потребностей, так и для европейских потребителей, совместные проекты в сфере энергоэффективности и энергосбережения, добычи углеводородов Каспийско-Черноморского региона и транспортировки, сотрудничества в транспортной и таможенной сферах.

Одними из важных показателей транзитного развития региона являются порты.

Самый крупный и самый важный это Одесский морской порт — крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины.

Принимаются следующие виды грузов: нефть и нефтепродукты, газ, тропические и растительные масла, технические масла, контейнеры всех типов и размеров, черные и цветные металлы, руда, свинец, зерновые культуры.

На территории порта размещены: 8 производственно-перегрузочных комплексов по переработке сухих грузов, пассажирский комплекс, нефтяной и два контейнерные терминалы, комплексы по перевалке растительных и технических масел, существуют специализированные причалы для приема суден, перевалки зерновых грузов.

Также в порту существует транзитно-грузовой терминал, который предоставляет такие услуги, как:

-информация о наличии  автотранспорта;

-предоставление различных  услуг, связанных с импортов, экспортом и транзитом грузов;

-перезагрузка, перетарка, формирование партий груз-хранение грузов.

Более подробно, о транзитных перевозках через одесский порт можно увидеть в таблице 2.4

Таблица 2.4

Транзитные перевозки через одесский порт

Грузоперевозки,тыс.т.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Виноград

2524,5

2188,1

4097,5

5210,2

2404,7

3307,0

6156,5

Сахар

466,7

967,7

742,0

363,9

555,3

631,4

0

Руда,уголь

1273,6

1 756,9

874,8

2 267,6

1746,0

2636,2

2628,7

Металлы

6 555,5

5 805,2

5 994,6

5 572,4

4005,4

3 428

3449,8

Древесина

47,7

39

14,1

9,5

7,3

8,2

4,1

Скоропртящиеся товары

311,9

344,1

289,7

334,3

378,9

384,2

241,8

Контейнеры

3688,1

4473,5

5045,6

2835,9

3910,9

5257,7

5331,3

Всего сухих грузов

15095,1

15900,1

17365,4

16728,4

13165,5

15791,9

18037,5

Всего навалочных и насыпных грузов

12914,5

15468,5

17196,8

11279,6

11535,3

9814,3

6463,1

Нефть

8483,1

10674,4

10603,4

5220,1

6556,7

5878,0

3269,1

Нефтепродукты

3757,8

4090,9

5794,7

4737,5

3645,5

2863,1

2228,1

Жидкий газ

432,4

447,9

457,4

997,1

1029,3

839,6

731,7

Растительные масла

172,9

162,1

246,0

258,5

242,5

120,5

185,9

Технические масла

68,3

93,2

95,3

66,4

61,3

113,1

48.3

Всего, тыс.т.

28009,6

31368,6

34562,2

28008,0

24700,8

25606,2

24500,6


А также следует рассмотреть данные о контейнерообороте порта,которые представленны в таблице 2.5

Таблица 2.5 

Доля транзитных грузов в контейнерообороте порта, тыс. тонн

Год

Всего, тыс. тонн

Транзит, тыс. тонн

% транзита

2008

5045,5

280,0   

5,55%

2009

2835,9

154,8   

5,46%

2010

3 910,9

219,9

5,63%

  2011

5 257,7

419,9

7,98%

  2012

5331,3

425,7

7,98%


 

          Ильичесвский морской торговый порт-современный международный высокомеханизированный универсальный транспортный узел, который специализируется на перегрузке генеральных, наливных, насыпных и навалочных грузов.

          Порт занимает ключевое положение на стыке главных транспортных путей между Эвропой и азией,Югом и Севером, Центральной и западной Эвропой, промышленно развитыми районами Украины, России, Казахстана и морскими коммуникациями,которые проходят через Средиземное море в Атлантику и Индийский океан.Через порт осуществляются международные связи Украины почти со 100 странами мира.

         Расположение порта в глубоководном лимане, который соединен с  морем входным каналом, создает природную защищенность акватории от волн и приливов, а также содействует навигации на протяжении всего года.

         Достаточные глубины на водных подходах и в акватории, отсутствие сложных подходных каналов, проток содействуют навигации многотоннажного флота.

         Развитая инфраструктура связей со смежными видами транспорта, в первую очередь, железнодорожным и автомобильным, и близость к основной транспортной артерии страны-автомагистрали Киев-Одесса- позволяет эффективно поставлять грузы.

        Порт Рени -большой транспортный узел на Дунае, в котором тесно переплетаются работа морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Уникальное географическое положение определило статус порта Рени одновременно как речного и морского. Порт находится в южно-восточной часте украины на стыке украинского, молдавского и румыской границ, и на пересечении 4-х транспортных коридоров: Критских №7 и №9, Эвроазиатского и Черноморского.

Информация о работе Управление функционированием и развитием транзитного потенциала Одесского региона