Туристический импорт и экспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:13, реферат

Краткое описание

Рассмотрены важные аспекты экономики туризма как части социально-экономического комплекса туристский экспорт и импорт, спрос и предложение на основе изучения действующих экономических законов в туристской деятельности обобщен туристский опыт России и зарубежных стран. Экономика туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях межотраслевого
комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы.

Содержание

Введение 1.Туризм и его сущность 2.Экономические основы туристской деятельности 2.1 Экономическое содержание туризма 2.2 Экономические и финансовые показатели 2.3 Прямое и косвенное влияние туризма на экономику 2.4 положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности 3.
Экономическая эффективность туризма 4. Экспорт или импорт? 5.Развитие туризма в России Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

туризм.docx

— 36.26 Кб (Скачать файл)

Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства. По многим причинам нежелательно, чтобы туризм стал замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм - явление сезонное.

Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм - основная отрасль в регионе, то низкий сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна.

Более того, туризм порождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые ложатся на плечи принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность

и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно. Иногда правительства развивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они воплощают в жизнь активные инвестиционные программы1, направленные на развитие туризма и носящие приоритетный характер. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Например, денежные средства, вкладываемые в туризм, могли бы быть

использо- 1 Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые покупка ценных бумаг и реальные вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др. инвестицииваны на образование, здравоохранение и другие социальные нужды. Порой туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данного туристского

региона. Поскольку это повышает доходы региона как отмечалось выше , то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю рост цен может достигнуть 20000 . Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей.

Местные жители имеющие сравнительно небольшие доходы попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией. Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.

Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих. Развитые страны по определению обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии. Итак, к преимуществам развития туризма для каждой страны относятся увеличение

денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты рост валового национального продукта создание новых рабочих мест реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением привлечения капитала, в том числе и иностранного увеличение налоговых сборов принимающего региона. Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость способствует оттоку

денег за границу при туристском импорте вызывает экологические и социальные проблемы может наносить ущерб развитию других отраслей. 3.Экономическая эффективность туризма Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата. Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов

и рабочей силы. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша экономического эффекта , от организации туризма в масштабах государства туристского обслуживания населения региона производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы. Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями. Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи.

Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма. Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества. В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном участке

должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, вытекать из него. Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы. Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода. Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления

и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности. Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона туристского хозяйствующего субъекта туристской фирмы . Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать

в трех аспектах на уровне общества народного хозяйства в целом , отрасли, отдельной туристской фирмы. Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый дерево целей и критериев , где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса. Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.

Доля туризма в национальном доходе составляет в Германии - 4,6 , в Швейцарии - 10 . Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад. Прямое влияние туризма на экономику страны региона - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны региона . Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется эффект мультипликации или мультипликатор .

 

Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта. Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов

России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму. Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные региональные товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают

из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д. Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла. Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции расходы - доходы доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных

им в месте пребывания на покупку услуг и товаров, По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0. Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн. руб тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100

млн. руб. Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны. Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из

страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта. Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны. Доля суммы ввоза туристами наличной валюты в общей сумме ввезенной валюты в 1996г. составляла 5,8 , в то время как доля суммы вывоза валюты туристами в общей сумме вывезенной валюты -

28 , или в 4,8 раза больше, что отрицательно характеризует туристскую деятельность нашей страны. Положительным явлением следует считать тот факт, что в 1996г. по сравнению с 1995г. сумма ввоза туристами валюты возросла на 0,8 млрд. долл. с 1,4 до 2,2млрд. долл или на 57,1 , а сумма вывоза валюты уменьшилась на 0,7млрд. долл. с 9,0 до 8,3млрд. долл или на 7,8 . Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных

рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов. Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день большой удельный вес низко квалифицированного физического труда ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии особенно

в гостиничном и ресторанном хозяйствах . Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета. Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п. способствует развитию таких регионов.

Экономические показатели развития туризма Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов. Система показателей развития туризма включает объем туристского потока состояние и развитие материально-технической базы показатели финансово-экономической деятельности

туристской фирмы показатели развития международного туризма. Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну регион . К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных количество туродней количество ночевок, койко-дней средняя продолжительность среднее время пребывания туристов в стране, регионе.

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране регионе . Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности. Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-

Информация о работе Туристический импорт и экспорт