Территориально-общественная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Территориальные представления в социально-экономической географии имеют длительную историю и связаны с фундаментальными основами науки. К концу столетия понятие территории существенно обогатилось и приобрело более широкий смысл. Территория стала рассматриваться не только как субстанция для размещения хозяйственных объектов и расселения населения, организации жизнедеятельности людей, но и как естественный и социально-экономический ресурс. Обогащение понятия территории идет не только по линии ресурса или предпосылок социально-экономического развития, но и по линии среды обитания людей, сферы жизнедеятельности общества.

Содержание

Территориально-общественная система: понятие, структура, характерные черты.
Территория и общественное развитие в новых условиях хозяйствования.
Реформирование экономики и сбалансированное развитие территории.
Методологические вопросы социально-экономического районирования.
Концептуальная модель социально-экономического региона.
Географическое обеспечение территориального развития и управления.
Региональный анализ в социально-экономической географии. Поволжский экономический район (регион).
Административно-территориальная структура Поволжского экономического района.
Закономерности и особенности социально-экономического развития.
Природно-ресурсный потенциал региона.
Размещение производительных сил.
Экономическая оценка комплексности развития ТОС.
Общественно-географические проблемы территориального развития Поволжского экономического района и РФ в целом.

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ТОС.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Реформы в экономике стали возможными благодаря усилению демократических начал в управлении. Меняется система регионального управления, организационная структура управленческих органов, финансово-кредитный механизм. Коренные перемены в управлении начались с процессов разгосударствления, приватизации и акционирования хозяйственных объектов. Не совсем продуманная налоговая политика затрудняет работу многих предприятий, подрывает их экономическую основу. Продолжается спад отечественного производства, снижаются доходы в государственной казне, увеличилось число безработных, возросла финансовая задолженность, затормозился переход на выпуск конкурентноспособной продукции. Наметившаяся реструктуризация экономики во многом тормозится непоследовательностью политических решений, слабой проработкой программ социально-экономического развития страны и ее регионов.

Несмотря на трудности современного этапа осуществляется заметный переход от территориально-производственного к социально-экономическому комплексообразованию. В границах регионов всех таксономических рангов стали формироваться ТОС, целью которых стало все более пропорциональное сочетание социальных, экономических, экологических, политических, духовных и других сфер жизнедеятельности людей. Образование и развитие территориальных систем происходит в результате пространственной дифференциации общества, которая приводит к обособлению социально-экономических регионов.

Сбалансированность социально-экономического развития территории формируется путем взаимосвязанного функционирования и адаптации всех сфер жизни людей. При этом важное значение приобретает стратегия перспективного развития и приоритеты социальных целей. Социальные цели коррелируются с экологическими, экономическими и техническими.

Опираясь на системно-диалектический подход и методологию социально-экономической географии, все эти направления нацелены на познание отдельных частей целого – ТОС регионов. Территориальный принцип рыночных товарно-денежных отношений стал ведущим при выработке направлений сбалансированного развития всех регионов.

Социально-экономическое развитие территории должно ориентироваться на удовлетворение внутренних потребностей регионов. Сбалансированное функционирование территории, безусловно, создаст благоприятные условия для активной жизнедеятельности населения и будет способствовать повышению уровня жизни людей. Важную роль в укреплении социально-экономического комплексообразования играет новый статус регионов и расширение функций территориальных органов управления. Влияние (прямое или косвенное) региональных и муниципальных органов власти на все сферы общественной жизни подведомственной территории практически разрушило межведомственные барьеры и их главной функцией становится активизация процессов сбалансированности и комплексообразования. [2. c. 38-43]

 

1.2.              Методологические вопросы социально-экономического районирования.

Формирование территориальной организации общества является объективным процессом, включающим также и закономерный процесс образования и развития регионов. Основным методическим приемом познания и преобразования территориальной организации общества выступают интегральное социально-экономическое районирование и его частные виды. 

Система принципов социально-экономического районирования по М.Д. Шарыгину:

1.      Принцип формирования благоприятных условий предоставления разнообразных возможностей для всестороннего развития человека, который должен быть положен в основу районирования. Границы районов не нарушают национальной целостности и обычно проходят по рубежам затухания суточных, недельных и годовых циклов жизнедеятельности людей. Выделенная территория является «домом» жизнедеятельности населения.

2.      Социально-экономическая целостность территории, т.е. внутренняя сбалансированность взаимосвязанных и взаимообусловленных природных и общественных компонентов всех структурных образований и функциональных блоков. В основе регионов функционируют ТОС соответствующего ранга.

3.      Экономический принцип, предполагающий, что основой функционирования всех сфер жизни людей является региональная экономика, развивающаяся в форме территориально-производственных сочетаний и способствующая формированию региональных рынков.

4.      Энергетический принцип, заключающийся в более полном использовании энергетических ресурсов, и, в первую очередь, энергии умственного и физического труда людей, что приводит к наибольшему развитию работоспособности всего социально-экономического региона.

5.      «Открытость» выделяемых регионов, каждый из которых является звеном в системе территориального разделения и интеграции труда и развивается на основе широкого обмена услугами, идеями, информацией, населением и т.д.

6.      Перспективность рационально-экономического развития, выявленная на основе анализа долгосрочной стратегии и тенденций функционирования территории, концепций и прогнозов развития общества, достижений научно-технического прогресса.

7.      Экономическая и социальная эффективность регионов с учетом экологического императива.

8.      Тяготение территории к определенным центрам – социально-экономическим узлам и ядрам, учет сложившейся и перспективной системы расселения населения, производственной и социальной инфраструктур.

9.      Развитие территориальных общностей людей, с учетом нацинальных особенностей населения, традиционно сложившихся навыков, быта, традиций, культуры, литературы и т.д.

10.  Социально-экономическое районирование как основа для административно-территориального устройства страны.

В структуре социально-экономического районирования различаются два вида: генеральное и дробное районирование. Генеральное районирование – это выделение таксонов верхнего иерархического уровня: макрорайонов (крупных регионов типа Уральского, Поволжского, Западно-Сибирского и др.) и мезорегионов (республик, областей, краев). Дробное районирование – выделение таксонов более низкого таксономического ранга, или иерархического уровня (округов, микрорайонов, низовых административных районов и т.д.). При генеральном районировании наибольшее действие оказывают принципы экономического характера, а при дробном – социального, демографического, социально-инфраструктурного характера.

Одной из важных задач интегрального социально-экономического районирования является таксонирование. При выделении таксономических едениц социально-экономического районирования следует учитывать их интегральный характер и то, что каждый таксон в своей основе должен иметь ТОС соответствующего ранга.

В настоящее время можно выделить в обобщенном виде следующую иерархическую систему интегрального социально-экономического районирования:

1)     суперсистемный таксономический ранг,

2)     макросистемный,

3)     мезосистемный,

4)     микросистемный,

5)     топосистемный,

6)     наносистемный.

ТОС как концептуальную модель и как реальную форму территориальной организации общества можно рассматривать на любом таксономическом уровне. Для этого необходимо объективное выявление ТОС соответствующего ранга. Так, на суперсистемном уровне выделяются две социально-экономические зоны – Западная и Восточная (или еще две – Северная и Южная). Опираясь на территориальные социально-экономические суперсистемы, можно провести генеральное районирование – выделение макрорегионов (крупных социально-экономических районов). [2. c. 43-51]

 

2.3. Концептуальная модель социально-экономического региона.

              Многообразие форм территориальной организации общества и его отдельных сфер обуславливает потребность их разностороннего исследования. Наиболее интегративным, методологически и социально ориентированным образованием являются ТОС. Их формирование происходит в процессе реализации стратегии сбалансированного социально-экономического развития территории, и они стали основным предметом изучения социально-экономической географии.

              ТОС представляет собой концептуальную модель реальных социально-экономических регионов. Они характеризуются определенной абстракцией и полнотой всех общественных компонентов, структур и подсистем. Как модель ТОС может служить идеалом, к которому стремятся все концептуальные социально-экономические регионы. В то же время категория ТОС может приобрести реальное содержание в случае наличия уточняющего объекта – ТОС Уральского региона, ТОС Пермской области, ТОС г. Самары и т.д.

              ТОС включает все общественные компоненты, сочетающиеся в границах определенной территории и целенаправленно функционирующие для обеспечения потребностей населения и хозяйства. Они составляют своеобразную систему жизнеобеспечения, включающую также природно-ресурсный потенциал.

              Для ТОС как концептуальной модели реальных регионов характерны следующие основные черты:

1)            Территориальная социально-экономическая целостность, ядром которой выступает территориальная общность людей.

2)            Сложный состав элементов, относящихся к разноуровневым функциональным подсистемам: демографической, социальной, духовной, экономической и т.д.

3)            Функционирование и развитие в результате регионального (государственного, локального и др.) общественного воспроизводства, выступающего неотъемлемым компонентом общественного разделения труда, включая территориальное разделение и интеграцию труда, рыночные товарно-денежные отношения.

4)            Взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание общественных компонентов в пространстве-времени, которое при экологическом императиве дает социальный и экономический эффект.

5)            Структурная упорядоченность внутреннего компонентного, функционального и пространственного строения.

6)            Способность всех процессов жизнедеятельности людей обеспечить динамическое равновесие с окружающей природной средой.

7)            Управляемость социально-экономическими, экологическими, политическими и другими процессами; целевая направленность функционирования, реализуемая в стратегии и программах социально-экономического развития. [2. c. 50-52]

 

2.4. Географическое обеспечение территориального развития и управления.

На рубеже тысячелетий повысилась необходимость совершенствования методологии и практики территориального управления, обеспечения более полного и рационального сочетания федерального и регионального развития России. 

В условиях советского государства географическое обеспечение территориального развития и управления было во многом ограничено. И тем не менее в составе предплановых разработок, проводимых с участием географов, подготавливались следующие документы:

1)     Комплексная программа научно-технического прогресса.

2)     Схема развития и размещения производительных сил страны и экономических районов.

3)     Генеральная схема расселения населения на территории страны и регионов.

4)     Проекты и схемы районной планировки.

5)     Генеральные планы развития города.

6)     Основные направления экономического и социального развития страны.

 

С повышением статуса регионов – субъектов Российской Федерации теоретически положение должно измениться и потребности в географических исследованиях неизмеримо возрастут. Координация и интеграция всех научных разработок развития конкретных регионов должна осуществляться в «русле» стратегии социально-экономического устойчивого развития страны и в «рамках» единого документа – концепции. Данная концепция становится одной из форма реализации программно-целевой методологии и призвана сформулировать цели и задачи социально-экономического функционирования территории, раскрыть основные направления развития регионов, средства, ресурсы и характер использования. Основополагающий замысел концепции – это совокупность долгосрочных целей, формируется на основе ретроспективного анализа и оценки исходной базы развития, а также на основе учета возможных инвестиций, влияния внутренних и внешних факторов стабилизации и роста, выявленных в процессе разработки территориальных прогнозов.

Основным объектом территориального планирования должны стать регионы субъекты Российской Федерации как  сложные общественно-территориальные образования. В системе территориального планирования особое место должно занять программно-целевое планирование. Этот вид планирования охватывает научно-технические, территориальные, межотраслевые и другие объекты. Для социально-экономической географии наибольший интерес представляют опыты разработки целевых комплексных программ регионального развития. Под территориальной комплексной программой понимается научно обоснованный документ, сбалансированный по ресурсам, целям и исполнителям (инвесторам), представляющий собой жестко увязанную во времени и пространстве систему мероприятий, направленную на решение узловых территориальных проблем.

Основной задачей общественной географии является усиление комплексных социально-географических исследований и активизация деятельности при разработке программ.

Российское общество и разные формы его территориальной организации относятся к управляемым системам, предполагающим наличие управляемых и управляющих подсистем. До недавнего времени субъектами управления была совокупность организаций (институтов) – государственных, политических, хозяйственных, общественных и др. В настоящее время создается новая система управляющих органов, во главе которой стоят президент и его администрация, правительство, Совет Федерации и Государственная Дума – в центре; губернаторы, администрация и законодательное собрание – в регионах. В муниципальных образованиях формируются местные органы самоуправления – мэры, администрации, городские думы и др.

Информация о работе Территориально-общественная система