Территориальное размещение по степени обеспеченности трудовыми ресурсами Федеральных Округов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - выявление особенностей распределения трудовых ресурсов России.
В соответствии с поставленной целью определены задачи контрольной работы:
1. Изучить количественную и качественную характеристику трудовых ресурсов: динамику и численность трудового и экономически активного населения.
2. Выявить изменения в распределении трудовых ресурсов по отраслям.
3. Определить сущность понятия безработица и проследить её динамику.

Содержание

1. Введение..............................................................................................................3
2. Трудовые ресурсы: понятие и показатели экономически активного населения.................................................................................................................4
3. Распределение трудовых ресурсов по сферам, секторам и отраслям..........13
4. Задачи Правительства РФ в области трудовых ресурсов и социальной сфере ......................................................................................................................16
5. Сущность понятия безработица и её причины...............................................18
6. Территориальное размещение по степени обеспеченности трудовыми ресурсами Федеральных Округов Российской Федерации..............................24
- Северный экономический район.......................................................................25
- Северо-Западный экономический район..........................................................26
- Калининградская обл..........................................................................................28
- Центральный экономический район.................................................................29
- Центрально-Черноземный экономический район...........................................31
- Волго-Вятский экономический район..............................................................32
- Поволжский экономический район...................................................................34
- Дальневосточный экономический район..........................................................36
- Восточно-Сибирский экономический район....................................................38
- Западно-Сибирский экономический район......................................................40
- Уральский экономический район..................................................................... 42
- Северо-Кавказский экономический район.......................................................44
7. Россия в сравнении с другими странами.......................................................48
8. Характеристика трудовых ресурсов Кемеровской области..........................51
9. Заключение.........................................................................................................56
10. Список литературы..........................................................................................58
11. Приложение......................................................................................................59

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом. география.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

Сокращение численности  занятого населения и неуклонный рост незанятого трудоспособного населения  углубляет понимание причин всестороннего кризиса, охватившего Россию.

Численность экономически активного населения имеет тенденцию  к сокращению. В 1999г. по сравнению  с 1992г. она уменьшилась на 2968 тыс. чел. и составила 71 798, а за 2000 -2005гг. возросла на 2,0 млн. чел. И составила 73 811 тыс. чел. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым в экономике, численность которого за 1992-2005гг. сократилась на 2568 тыс. чел., из них мужчин составляют 2451 тыс., женщины – 117 тыс., что свидетельствует об активном сокращении численности занятого мужского населения.

Табл. 3. Общая численность населения  и численность ЭАН в России и странах мира ЭАН (1992-2004 гг.), млн. чел. 

 

Время, гг.

Численность населения, млн. чел.

Численность ЭАН, млн. чел.

 

Россия

Германия

Великобр.

США

Россия

Германия

Великобр.

США

1992

147,2

79,4

57,6

250,0

74,9

36,2

27,0

125,3

1995

148,3

81,7

58,6

263,0

70,8

36,4

27,1

125,7

2000

146,3

82,0

59,8

275,0

71,4

36,9

27,9

135,5

2001

145,5

82,1

59,8

285,0

70,9

37,1

28,3

135,6

2002

144,9

82,5

59,2

288,0

72,1

36,8

28,5

136,8

2003

144,1

82,5

59,4

291,0

73,1

36,6

28,9

138,8

2004

143,4

82,5

59,8

291,8

73,3

36,7

28,9

138,9


 

Если сравнить показатели ЭАН России с показателями развитых стран мира (табл. 3, рис. 1), то можно  отметить, что Россия в 2004 г. сохраняет наибольшую долю ЭАН в общей численности населения по сравнению с такими странами как Германия, Великобритания и США. На рис. 1 показано, что процентное соотношение ЭАН к общей численности населения России в 1995 году было приближено к соотношению в США. Для России, так же как и для Великобритании, характерно увеличение доли ЭАН с 1995 по 2004 гг., тогда как в США и Германии отмечается плавное уменьшение доли ЭАН. Для всех стран характерно резкое уменьшение ЭАН с 1992 по 1995 гг.

 

 

 

 

 

 

Распределение трудовых ресурсов по сферам, секторам и отраслям

Формирование рыночных структур в экономике Российской Федерации требует многообразия форм собственности, а следовательно, изменений в распределении численности  населения, занятого по секторам экономики. За 1992-1999гг. его численность сократилась с 72,1млн. до 64,5 млн. чел., или на 10,5%. Такое сокращение, вызванное экономическим кризисом привело к закрытию нерентабельных производств или к сокращению их деятельности, а за 2000-2005гг. численность занятых увеличилась на 2,4 млн. чел. и составила 66,9 млн. чел., что свидетельствует о начале подъема экономики страны и развитии социальной сферы.

Количество занятых  на предприятиях государственной и  муниципальной собственности сократилось  с 49,7 млн. до 23,2 млн. чел., или на 46,7%. При этом доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 34,6%. Одновременно резко возросла занятость населения в негосударственном секторе. Его доля повысилась с 18,3 до 53,4%. Особенно высокие темпы роста численности занятого населения отмечались на предприятиях и в организациях со смешанной российской формой собственности (без учета иностранного капитала) - с 7,5 млн. до 9,7 млн. чел. (в 1,3 раза) и в частной собственности – с 13,2 до 29,2 млн. чел. (в 2,2 раза). С 2000 по 2005г. Доля занятых на предприятиях со смешанной российской формой собственности сократилась до 5,2 млн. чел., а в частной собственности возросла до 35,7 млн. чел.

Таблица 4. Распределение  численности занятых по отраслям экономики в 1992 -1999гг., 2000, 2004гг.,%

Взята из кн.: Россия в  цифрах. 2005: Статистический сборник  / Госкомстат России. М., 2006.С.149.

Численность занятых  по отраслям

годы

1992

1995

1999

2000

2004

1

2

3

4

5

6

Занято в отрасли  экономики - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе

Промышленность 

29,6

25,7

22,0

22,6

21,5

Сельское и лесное хозяйство

14,3

15,7

13,8

13,4

10,8

Строительство

11,0

9,7

7,7

7,8

7,9

Транспорт и связь

7,8

7,9

7,9

7,8

8,0

Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки

7,9

9,7

14,9

14,6

17,2

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

4,1

4,9

5,3

5,2

4,8

Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение

5,9

6,7

7,1

5,2

4,8

Образование, культура и  искусство

10,4

11,3

11,1

11,0

10,9

Наука и научное обслуживание

3,2

2,5

2,0

1,9

1,8

Кредитов., финансы, страхование

0,7

1,2

1,1

1,2

1,4

Аппарат органов управления

1,9

2,8

4,4

4,5

4,8

Другие отрасли

3,0

2,1

2,8

3,1

3,8


Анализируя структуру  занятости населения в разрезе  отраслей экономики за 1992-2004гг., можно  выделить ряд сложных процессов, происходящих в экономике России.

-Возрастает доля занятых  в отраслях сферы услуг (с  45,1 до 56,3%).

-Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 21,5%), в строительстве (с 11 до 7,9%),  в науке и научном обслуживании (с 3,2 до 1,8%).

-Увеличивается удельный  вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом  снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 17,2 %), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,4 %), в аппарате органов управления ( с 1,9 до 4,8 %).

Изменение структуры  занятости по различным отраслям хозяйства и сферам приложения труда  свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Определенное значение в изменении численности работников в разрезе отраслей имеет тот факт, что социально-экономический кризис не в одинаковой степени охватил отрасли. В наибольшей мере спад производства коснулся отраслей легкой, пищевой промышленности и военно-промышленного комплекса. При этом следует отметить, что если федеральная и местная законодательная и исполнительная власти не занимаются  экономическими проблемами, то и регулирование численности работников всецело зависит от кадровой политики руководителей предприятий и организаций.

Необходимо отметить беспрецедентное сокращение занятых  в науке и научном обслуживании – только за годы экономического преобразования численность работников этой отрасли  сократились на 1639 тыс.чел. При этом численность занятых в аппарате органов управления возросла с 1602 до 3211 тыс. чел. Данный процесс происходит по ряду причин, среди которых можно выделить следующие: закрытие многих научно-исследовательских институтов, утечка мозгов как внутри страны – в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структуры, где оплата труда многократно превышает её уровень в научных и вузовских коллективах, так и за границу – на временное или постоянное жительство. Финансовая политика правительства, осуществляемая по отношениям  к преподавателям вузов и научным работникам, не дает основания надеяться на коренные изменения в наиболее плодотворном использовании научного потенциала, созданного в стране за многие десятилетия.

Задачи Правительства  РФ в области трудовых ресурсов и в социальной сфере.

В области использования  трудовых ресурсов главной задачей  Правительства Российской Федерации  является обеспечение эффективности  занятости населения, повышение  качества и конкурентоспособности  рабочей силы. На рынке труда в процессе структурной перестройки экономики предусматривается:

- предотвращение застойной  и хронической безработицы и  снижение негативных социальных  последствий массового высвобождения  работников путем создания новых  рабочих мест;

- создание необходимого организационно-финансового механизма переподготовки кадров и новых рабочих мест в частном секторе;

- проведение взвешенной  политики занятости (не допускать  массовой безработицы и одновременно  не сдерживать высвобождение  излишней рабочей силы и численности персонала в связи со структурной перестройки экономики).

В социальной сфере предполагается решение следующих задач:

- соблюдение конституционных  прав граждан в области труда,  отдыха, социальной защиты населения,  образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;

- повышение эффективности  расходования бюджетных средств  в социальной сфере на основе  ускорения реформирования соответствующих  её секторов;

-чёткое разграничение  полномочий и ответственности  в решении социальных вопросов на уровне Федерации и её субъектов, а также на муниципальном уровне;

-переориентация социальной  политики на семью;

-улучшение материального  положения и условий жизни  населения, нормализация демографической  ситуации, снижение смертности населения,  особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте;

-существенное улучшение  социальной инфраструктуры. Федеральными  органами исполнительной власти  совместно с органами самоуправления  должно обеспечиваться дальнейшее  развитие системы непрерывного  образования, расширение возможностей самообучения, переобучение персонала, находящегося под угрозой увольнения; развитие гибких форм занятости; введение системы стимулирования развития предпринимательской  деятельности малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

В области миграционной политики предусматривается преодоление  стихийного развития миграции, выработка  механизмов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов. Главными принципами миграционной политики являются дифференцированный подход к различным категориям мигрантов, введение квот и ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, повышение требований к привлекаемой иностранной рабочей силе в регионах с высоким уровнем безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность понятия  безработица и её причины

Наиболее острая проблема в сфере занятости, которая проявилась в 1990-е гг. – это безработица. Официально она отсутствовала с 1930 – х гг., когда в СССР была закрыта последняя биржа труда. Хотя фактически скрытая безработица существовала и в советский период. Многие предприятия «на всякий случай» содержали избыточное количество работников, без которых могли бы обойтись при правильной организации труда. Существованию такой ситуации способствовала заниженная оплата труда в СССР, когда предприятия не были заинтересованы в повышении производительности труда и минимизации количества занятых, так как это потребовала бы дополнительных затрат. Поэтому значительную часть работ выполнялась вручную. Одновременно люди не стремились занять низкооплачиваемые рабочие места с плохими условиями труда, что порождало дефицит кадров. Все это прикрывалось идеологическим лозунгом обеспечения полной занятости населения в противовес «капиталистической» безработице.

Вновь регистрация безработных, т.е. людей, не имеющих работы, но желающих трудиться и готовых приступить к работе в ближайшее время, началась государственной службой занятости в 1991г. Максимальный уровень безработицы (т.е. доля безработных от общей численности экономически активного населения), зарегистрированной этой организацией, наблюдалась в начале 1996г., когда он составлял 3,6%. К 2004г. Уровень зарегистрированной безработицы  в России снизился до 2,6%.

На практике не все  безработные обращаются в государственную  службу занятости с целью трудоустройства. Многие из них предпочитают искать работу самостоятельно, через знакомых, через негосударственные агентства по трудоустройству и другими способами. Поэтому Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с помощью опросов населения выясняется также уровень общей безработицы. Определение этого уровня соответствует международным стандартам (рекомендациям Международной организации труда - МОТ).

Максимальное значение общего уровня безработицы в России отмечено в начале 1999г. (после финансового  кризиса в августе 1998г.), когда  он составлял 13%. К началу 2005г. Уровень  общей безработицы снизился до 8,2%, что связывается с оживлением экономики страны. При этом по международным стандартам высоким считается уровень безработицы выше 10%. Дифференциация уровня безработицы по территории Росси зависит в первую очередь от демографической ситуации и от отраслевой структуры хозяйства. Можно выделить два типа регионов с повышенным уровнем безработицы, и два типа – с пониженным.

Информация о работе Территориальное размещение по степени обеспеченности трудовыми ресурсами Федеральных Округов Российской Федерации