Территориальная организация электроэнергетики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Значение электроэнергетики в экономике Российской Федерации, как и в общественной жизни трудно переоценить – это основа всей современной жизни. Это сердце экономики. Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Наличие доступной энергии всегда было необходимо для удовлетворения потребностей человека, увеличения продолжительности и улучшения условий его жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой ТОНХ.docx

— 9.20 Мб (Скачать файл)

Принятые в Энергетической стратегии объемы экономии первичных  энергоресурсов и электроэнергии для  пониженного и благоприятного сценариев  развития экономики представлены в табл. 1.5. Предусмотрено, что существующий ныне технологический потенциал энергосбережения будет полностью реализован к 2015—2020 гг.

Таблица 1.5. Прогноз  экономии электроэнергии (относительно 2000 года)

* Первые значения —  для низких цен топлива и  замедленного развития экономики,  вторые значения — для высоких  цен и благоприятного сценария  развития экономики.

Прогноз экономии энергии* (относительно 2000 г.)

Годы

Первичные энергоресурсы  — всего, млн т у.т.

В том числе электроэнергия, млрд кВт·ч

2005

38—50

25—35

2010

95—140

100—145

2015

185—270

185—275

2020

335—460

285—430


 

  

Осуществление намеченных объемов  структурного и технологического энергосбережения приведет к тому, что только 1,4—1,6 % из более чем 5 %-ного роста экономики придется обеспечивать увеличением потребления (и, следовательно, наращивания производства) энергоресурсов (см. табл.1.4.).

Иная картина складывается в потреблении электроэнергии, поскольку  интенсификация ее экономии должна сопровождаться противоположным процессом углубления электрификации. В советский период результирующая этих процессов приводила  к тому, что в течение десятилетий  на каждый 1 % роста экономики (ВВП) потребление электроэнергии увеличивалось тоже на 1 %. В переходные 90-е годы это соотношение изменилось, и на каждый 1 % снижения ВВП электропотребление падало в среднем только на 0,5 %. С началом подъема экономики в 1999—2001 гг. на 1 % роста ВВП приходилось только 0,35—0,45 % увеличения потребления электроэнергии, и главной причиной этого можно считать замедление электрификации. Согласно Энергетической стратегии в ближайшее пятилетие это соотношение сохранится на уровне 0,5 %, а в последующий период углубление электрификации повысит его до 0,6 %.

Вторая коренная задача Энергетической стратегии — как обеспечить ожидаемое наращивание потребления первичных энергоресурсов и их экспорт. При росте энергопотребления с темпом 1,4—1,6 % ежегодно и почти стабильном экспорте энергоресурсов (рост не более чем на 10 % за период) требования к наращиванию производственной базы энергетики на первый взгляд оказываются вполне приемлемыми — 11 % в период до 2010 г. и 23 % за весь период до 2020 г. Но специалисты отлично знают, что в этот период потребуется восстановить до 80 % ресурсной базы и заменить не менее 70 % существующего оборудования, т.е. за это 20-летие произойдет массовое выбытие всего, что создавалось при взлете экономики в 60—80-е годы прошлого века. Восстановление и наращивание производственной базы ТЭК потребует огромных затрат — более 500 млрд. долл. за 20-летний период.

Третья задача стратегии — обеспечить энергетическую безопасность, которой грозит стремительное скатывание страны к моногазовой структуре топливно-энергетического баланса. Доля природного газа в энергопотреблении России составляла 40 % в 1990 г. и за последние 10 лет она достигла почти 50 %. Если продолжится та же линия безудержного использования якобы дешевого газа, то возникнет предельно опасная ситуация. Она уже четко обозначилась тем, что 80 % котельно-печного топлива (не включающего светлые нефтепродукты) в европейской части страны составляет газ и при этом через Урал из Сибири в европейскую часть страны ежегодно проходит почти 1 млрд. т топлива.

Напряженность положения  показывает сравнение с Европейским  союзом. Он ограничивает 30 % поступление любого ресурса из одного источника, а европейская часть России (включая Урал) 75 % топлива получает из одного источника с дальностью транспортировки до 3000 км. Ситуацию нужно менять, хотя это очень дорого. Поэтому вместо самого привлекательного для потребителя экологически чистого топлива — газа необходимо будет использовать уголь и ядерную энергию.

Однако масштабная взаимозаменяемость главных энергоресурсов осуществима  только в производстве электроэнергии и поэтому именно электроэнергетика  должна внести основной вклад в обеспечение  энергетической безопасности страны. Наряду с относительно дешевыми и  высокоэффективными газомазутными  ТЭС здесь придется во все больших  масштабах использовать пылеугольные ТЭС и АЭС, которые в 2,5—3 раза дороже по инвестициям. Благодаря этому структура установленной мощности и производства электроэнергии в России изменится в пользу нетопливных электростанций (АЭС и ГЭС, см. табл. 1.6.), а увеличение использования угля позволит практически стабилизировать расход газа электростанциями (табл. 1.7.).

Таблица 1.6. Рациональные варианты развития генерирующих мощностей

Показатель

2000 г.

Пониженный

Благоприятный

2005 г.

2010г.

2015 г.

2020 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

Установленная мощность, млн.кВт

206,7

211

217

226

243

213

231

245

275

В том числе:

 

ГЭС

44,3

44

47

48

50

45

49

51

56

АЭС

21,2

23

28

31

35

25

32

38

48

ТЭЦ

77,1

78

78

80

86

78

82

85

94

КЭС

64,0

64

64

67

72

66

68

71

77

Производство электроэнергии, млрд кВт·ч

878

927

1015

1110

1215

935

1070

1205

1365

В том числе:

 

ГЭС

165

167

174

181

191

167

181

196

213

АЭС

129

154

190

210

235

158

206

247

310

ТЭЦ

328

335

367

400

430

341

380

419

462

КЭС

248

260

273

307

345

261

293

331

365


Таблица 1.7. Потребность  в топливе электростанций страны, млн.т.у.т.

Показатель

2000 г.

2005 г.

2010г.

2015 г.

2020 г.

1

2

1

2

1

2

1

2

Всего

275

280

286

301

315

320

340

340

360

Из них:

 

газ

178

177

177

183

185

186

192

190

192

мазут

15

15

18

16

18

16

18

16

16

твердое топливо

79

86

87

97

105

115

125

132

147


 

  

В результате названные 400—500 млрд. долл. на поддержание и развитие производственной базы ТЭК потребуется увеличить еще на 20—30 % ради решения проблемы энергетической безопасности страны. Только тогда удастся понизить долю газа до 45 % к 2010 г. и 40—41 % к 2020 г. (см. табл.1.8.), но при этом никакой речи о прекращении так называемой «газовой паузы» в документе не идет. Абсолютные объемы добычи газа будут наращиваться, страна не может себе позволить иную политику, это было бы разорительно.

Главная проблема, которую  пришлось решать при разработке Энергетической стратегии — откуда взять средства (источники финансирования) для крупномасштабного  энергосбережения, замещения выбывающих и наращивания новых производственных мощностей ТЭК и изменения  в интересах энергетической безопасности структуры топливно-энергетического  баланса страны. Ответ состоит  в неизбежном повышении цен на энергию и в налоговом стимулировании инвестиций.

Речь идет не о ценах  на нефть, они более или менее  адекватны при сложившейся организации  нефтяного рынка, и не о ценах  на уголь — они иногда еще превышают  разумные уровни, но это только вследствие неразвитости рыночных отношений (парадокс в том, что когда начнется повышение  цен газа, то на определенном этапе  цены угля упадут, поскольку уголь  вынужден будет реально конкурировать  с газом, чего сейчас не происходит).

Ценовую политику нужно срочно менять в двух естественных монополиях: в газовой отрасли, дающей половину приходной части топливно-энергетического  баланса страны, и в электроэнергетике  с централизованным теплоснабжением, на которые приходится 60 % его расходной части. Проводимая в последние годы государственная политика искусственного сдерживания цен на продукцию естественных монополий в целях поддержки отечественных товаропроизводителей вызвала перекос ценовых пропорций, грубо нарушивший объективные экономические соотношения. Подрывая финансовую устойчивость энергетических компаний, перекос цен заставляет их отдавать предпочтение внешним рынкам по сравнению с внутренним и поощряет утечку капитала. Одновременно он лишает экономических стимулов меры по экономии топлива и энергии и порождает перекосы в потреблении энергетических ресурсов в пользу искусственно удешевленного природного газа и в ущерб использованию угля и ядерного горючего, имеющих на порядок большие разведанные запасы. Наконец, перекос цен тормозит те направления научно-технического прогресса (экологически чистые угольные и безопасные ядерные технологии, нетрадиционные возобновляемые источники энергии и др.), которые во всем мире признаны перспективными, а при сложившихся в России ценах не оправдываются экономически и поэтому, не реализуются.

Главное же, при искусственно заниженных ценах энергетические компании лишаются возможности накопления собственных  и тем более — привлечения  внешних инвестиций. Между тем, предусмотренное  Энергетической стратегией наращивание  добычи газа и особенно производства электроэнергии требует инвестиций, соизмеримых и даже превышающих  осуществлявшиеся в плановой экономике. Инвестиционные потребности производственной сферы электроэнергетики при  благоприятном сценарии развития экономики представлены в табл. 1.8.

Таблица 1.8. Инвестиционные потребности электроэнергетики

Показатель

2001—2005 гг.

2006—2010 гг.

2011— 2015гг.

2016— 2020гг.

Капиталовложения, млрд. долл. — всего

19—23

39—47

50—64

52—64

В том числе:

       

ГЭС и ГАЭС

3,1—3,5

5,5—7

6—7

6—7

АЭС

3—3,8

7,5—8

7—12

6—12

ТЭС

8,8—10,5

18—22

27—33

31—33

Электрические сети и подстанции

4,4—5,2

8—10

10—12

9—12


 

  

Согласно Энергетической стратегии, для обеспечения финансовыми ресурсами газовой отрасли необходимо, чтобы к 2007—2008 году цены газа увеличились относительно их уровня в 2000 г. в 3,7—4 раза. С учетом этого цены электроэнергии при включении инвестиционной компоненты, обеспечивающей потребности отрасли (табл. 1.8.), должны вырасти по сравнению с 2000 г. в 3,3—3,5 раза. Без этого не удастся создать источники финансирования производственной базы ТЭК, но главный вопрос состоит в том, какими темпами повышать цены. Дело в том, что в 1996—1997 гг. уже был прецедент трехкратного роста цен газа и электроэнергии. Следствием стали неплатежи, и в какой-то мере это вызвало финансовый кризис 1998 г. Значит нельзя делать резкие скачки цен, но недопустимо и слишком медлить, учитывая длительность инвестиционных проектов в этих отраслях. А в 2004—2005 гг. положение может стать критическим. Поэтому Энергетическая стратегия предусматривает рост цен газа к 2005 г. в 3—3,2 раза и электроэнергии в 2,4—2,5 раза относительно их уровня в начале 2000 г. (табл. 1.9.).

 

Таблица 1.9. Прогноз цен промышленности на основные энергоносители (без учета инфляции)

Энергоноситель

Центральные европейские  районы

Центральная Сибирь

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Нефть, долл/т 

46—48

65—75

100—120

42—44

60—70

95—110

Природный газ, долл/тыс м3

13—14

40—45

48—55

10—11

32—36

40—45

Уголь, долл/т у.т.

16—18

23—26

35—38

10—12

14—17

23—27

Электроэнергия, цент/(кВтч)

1,1—1,15

2,7—2,9

3,6—3,9

0,75—0,8

0,9—1,1

1,1—1,35


 

В этом кратком введении приведены основные аргументы для обоснования казалось бы достаточно очевидного, но уже не всеми разделяемого тезиса, что электроэнергетика (в широком смысле слова) и в ближайшие десятилетия сохранит свою роль мощного (хотя и не доминантного) стимула социально-экономического развития России.

Информация о работе Территориальная организация электроэнергетики в России