Территориальная организация электроэнергетики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Значение электроэнергетики в экономике Российской Федерации, как и в общественной жизни трудно переоценить – это основа всей современной жизни. Это сердце экономики. Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Наличие доступной энергии всегда было необходимо для удовлетворения потребностей человека, увеличения продолжительности и улучшения условий его жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой ТОНХ.docx

— 9.20 Мб (Скачать файл)

Вместе с тем есть факторы, осложняющие экономическое и  геополитическое положение России. Основная часть территории расположена  в умеренном и холодном агроклиматических  поясах, и лишь 2/5 общей площади  относительно благоприятны для сельского  хозяйства и проживания населения. Исторически сложился территориальный  разрыв между размещением главных  природных богатств и основным массивом расселения. Например, районы европейской  части страны сосредоточивают 4/5 всего  населения и лишь 1/10 – топливно-энергетических ресурсов.

В связи с большой протяженностью территории – 9 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с севера на юг – обостряются  проблемы транспортной доступности  и издержек на перемещение товаров  и людей, а также обмена деловой  и культурной информацией.

Все эти факторы привели  к осознанию распределения властных полномочий по государственному управлению экономикой отдельных территориальных  образований, с централизованным контролем за ситуацией на местах.

Управление хозяйством регионов в России велось столетиями, но эпоха  конструктивных преобразований экономики  территорий и всей регионально-хозяйственной  структуры страны началась со времен Петра I.

Как отмечает профессор О. М. Рой, высшей единицей административного деления в России стала губерния, сформировавшаяся в XVIII веке в ходе Петровских реформ. В 1708 г. страна была разделена на семь губерний. Они были призваны стать передаточным звеном между уездами и центральными учреждениями в Москве. Губернии становятся центрами государственного управления в 1713 г. Сначала они были разделены на доли, затем с 1719 г. – на провинции, а провинции – на дистрикты. Никаких представительных органов власти в этот период не существовало. С одной стороны, губернаторы являлись представителями центра, сосредоточив у себя административную, судебную, финансовую и военную власть, а с другой стороны – администраторами крупных территорий.

Усиление местной власти осуществлялось по мере расширения границ Российской империи: уже к началу правления Екатерины II в России происходит резкое увеличение числа губерний до 40 единиц, а к концу – до 51. В  губернии выделяются уезды или округа, взявшие на себя функции проведения государственной власти на территории и возглавлявшиеся капитаном-исправником, избиравшимся местным Дворянским собранием. В каждой губернии насчитывалось  до 12–15 уездов. В вышедшем в 1775 г. «Учреждении для управления губерниями в Российской империи» подчеркивалась необходимость децентрализации власти в России, вызванная общностью границ губерний и нерациональностью централизованного управления. В результате реформы из триады «губерния – провинция – уезд» выпала провинция, что и привело к увеличению числа губерний. Среди критериев выделения территориальных единиц в тот период основными были такие, как численность населения (300–400 тыс. чел. на губернию), функции управления, сбора налогов, проведения рекрутского набора. Не принимались во внимание национальные принципы, компактное проживание национальности на определенной территории.

Губернии объединяются в  наместничества (по 2–3 губернии), подчинявшиеся  непосредственно Сенату и прокурорскому  надзору. Екатерина II высказывала намерение  образовать в каждой губернии правительства, которые взяли бы на себя всю полноту  власти на местах. Однако и Петру I, и  Екатерине II казалось невозможным предоставление права избрания губернатора непосредственно  населению, что делало губернаторское представительство прямым продолжением государственной власти. Наказом 1837 г. губернаторы наделялись дополнительно полицейскими, надзорными и административно-хозяйственными полномочиями.

В конце XIX в. число уровней государственного управления увеличивается на единицу. Самой низшей единицей власти на местах после губернии и уезда становится волость, являющаяся по положению реформы 1861 г. единицей сословного крестьянского управления. Несмотря на это, ее самостоятельность была потеряна вместе с введением в 1889 г. института земских участковых начальников.

В результате проведения в 1890 г. реформы в 34 губерниях создаются земские органы управления. Институт земства заменил в деревнях ростки крестьянского самоуправления после отмены крепостного права. На земства возлагалась реализация следующих функций: заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщений; меры по обеспечению «народного продовольствия»; мероприятия по благотворительности; взаимное земское страхование имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры; участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. В ходе реформы около 200 крупных сел были преобразованы в города. Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом. Судопроизводство в городах осуществлялось губернским магистратом. Судопроизводство было сословным: для каждого сословия был образован свой собственный орган, отправлявший правосудие.

К началу XX века в России насчитывалось 8 генерал-губернаторств, 78 губерний, 18 областей, 4 градоначальства, 2 военных губернаторства (Николаев и Кронштадт), а также округа, уезды, волости и станы.

В послереволюционный период в территориальном делении России происходят существенные изменения. К  началу советского периода в развитии России сложились следующие административно-территориальные  единицы: губернии, края, области, округа, города, поселки, уезды, волости, районы. В Конституции РСФСР 1925 г. перечень административно-территориальных единиц явно еще не оговаривается.

В течение 1929–1930 гг. губернии, уезды и волости были полностью ликвидированы. На их месте была создана совершенно новая система административно-территориального деления, в основу которой были положены национальный и экономический признаки. В соответствии с этими критериями в России на муниципальном уровне были созданы следующие административно-территориальные единицы: города, поселки, станицы, районы, села, сельские округа (сельсоветы).

В 1929 г. районы компактного проживания людей одной национальности объединяются в одну территориальную единицу – республику или округ. Однако уже в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. приводится конкретный перечень административно-территориальных единиц страны, который включает в себя 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик, 6 автономных областей. В Конституции СССР 1977 г. уже выделяется 6 краев, причем статус края, закрепленный за ним Конституцией 1936 г., сохранил, только Красноярский край. Число областей увеличилось до 49 единиц, а число автономных республик сократилось на одну – прекратили свое существование в составе РСФСР Крымская республика и Республика немцев Поволжья. Прибавилась Тувинская республика. Кроме того, сохранился статус автономных областей – их насчитывалось пять. Появились категории городов республиканского подчинения, а также автономных округов.

С принятием Конституции  РФ в 1993 г. территория страны была разделена на 89 регионов-субъектов Федерации. Среди них – республики, края, области, два города федерального значения и одна автономная область. Таким образом, на 1 января 1999 г. в состав РФ входили 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения, 10 автономных округов, 1 867 районов, 1 091 городов, 329 городских районов (округов), 1 922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Примечательной особенностью административно-территориального деления России на рубеже веков стало то, что девять из десяти автономных округов входили в более крупные территориальные образования.

Административно-территориальными единицами, обретшими в результате проведенных в период с 1991 по 1997 гг. государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов, стали территориальные образования (поселения) – исторически и пространственно сформировавшиеся общности людей, населяющие определенную территорию и формирующие схожие геополитические ориентации. Территориальные образования в России формируются в пределах административно-территориального деления страны, предполагающего последовательное разделение территории государства на таксоны (ячейки) административной ответственности.

Таким образом, в настоящее  время на обширной территории России выделяется 11 экономических районов, различающихся по географическому  положению, природным условиям и  ресурсообеспеченостью, численностью населения, специализацией и структурой хозяйства: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Каждый из них выполняет определенные хозяйственные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны, решает конкретные хозяйственные задачи на международном уровне. Во всех без исключения районах страны преобладает электроэнергетическая отрасль, но не во всех районах она определяет ведущую роль. Наиболее важными по выработке электроэнергии и расположению крупных электростанций на территории Российской федерации, можно выделить пять экономических районов: Центральный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский.

Центральный экономический район.

Центральный экономический  район имеет довольно выгодное экономическое  положение, но не обладает значительными  энергетическими ресурсами. Запасы топливных ресурсов крайне малы, но по их потреблению район занимает одно из первых мест в стране. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном. Условия добычи в нем неблагоприятны, а уголь  невысокого качества. Балансовые запасы угля составляют 4,5 млрд. т. угля. Сами угли имеют невысокую калорийность, многозольные, содержат серу и переувлажнены, а значит, малотранспортабельны, но важны для электроэнергетики района. До последнего времени затраты на их использование в ЦЭР были выше, чем на потребление Кузнецкого угля. Однако с изменением экономической ситуации и системы ценообразования, с резким увеличением энергетических и транспортных тарифов прежние оценки значительно поменялись. Кроме залежей угля Центральный экономический район богат ресурсами торфа, запасы которого составляют около 35 млрд. куб. м. Но к настоящему времени месторождения значительно выработаны.

Ныне Центральный экономический  район стал первым базовым регионом, где осуществляются российские экономические  реформы – необходимое условие  построения социально-ориентированной многоукладной экономики и формирования рыночных отношений. В свою очередь базовую роль в развитии экономики района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность. ЦЭР – самый крупный в России  из  производителей электроэнергии и тепла. В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, а так же уголь. Каширская и Шатурская ГРЭС, ранее использовали в качестве топлива местный торф, с промышленных торфяников, расположенных в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях, а теперь работают на на природном газе, более экономичном и экологически чистом топливе. На углях Подмосковного буроугольного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская, Щекинская ГРЭС в Тульской области. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Не так давно, пущена в эксплуатацию гидроаккумулирующая Загорская ГАЭС, расположенная в районе Сергиева Посада. Ее роль заключается в снятии пиковых нагрузок в энергосистеме Центра. В след за первой в стране атомной электростанцией – Обнинской (в настоящее время недействующая), в районе построены крупные АЭС:  Смоленская, мощностью 3 млн.кВт и Калининская, 2 млн.кВт. Все электростанции объединены  в Центральную энергетическую систему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы – ЕЭС России, а так же стран СНГ. Но в настоящее время, возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены, не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасного технологического оборудования, особенно АЭС.

Приложение 2 контурная карта ЦЭР – электроэнергетическое хозяйство района.

Уральский экономический район

Индустриальный комплекс Урала – один из мощнейших в  стране. Отраслями рыночной специализации района являются черная металлургия – 23%, цветная металлургия – 9%, машиностроение – 18%. Не менее важной отраслью Урала является топливно-энергетический комплекс. Современное развитие теплоемких и энергоемких производств  требует большого количества топлива и энергии.  Для получения данной энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей Кизеловского, Копейского, Кумертаусского бассейнов. Но эти запасы незначительны и с каждым годом их добыча сокращается. Поэтому в большинстве своем Урал получает электроэнергию и топливо из других районов. Коксующиеся угли сюда полностью завозятся из Кузбасса и Караганды. Основные топливные ресурсы нефть и природный газ поступают из Западной Сибири. Но это не значит, что Урал не обладает своими нефтяными запасами, здесь добыча нефти составляет 11% от общероссийского уровня. Урал – крупный центр нефтеперерабатывающей промышленности. Основные центры сосредоточены в Республике Башкортостан, Оренбургской и Пермской областях. Добыча природного газа составляет 4,5%. Основными газодобывающими субъектами района являются Оренбургская и Пермская области. Оренбургский газ дает возможность создать в районе мощную энергетическую базу, включающую Ириклинскую ГРЭС, Оренбургскую ГРЭС, Самарскую и Каргалинскую ТЭЦ. По общей мощности электростанций Уральскому экономическому району принадлежит второе место в РФ. Здесь производится электроэнергия на душу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом. Крупнейшей тепловой электростанцией является Кармановская ТЭЦ – 1,8 млн.кВт, в Башкортостане. В регионе действуют три крупных ГРЭС: Рефтинская – 3,8 млн.кВт, Троицкая – 2,4 млн.кВт – работают на угле; Ириклинская ГРЭС – 2,4 млн.кВт – работающая на газе и мазуте. Отдельные города обслуживают Пермская, Магнитогорская, Яйвинская, Южноуральская ТЭЦ. Гидроэлектростанции на Уфе – Павловская ГЭС и Каме – Камская, и Воткинская ГЭС. Вблизи Екатеринбурга построена Белоярская АЭС, мощностью 0,6 млн.кВт.

Основная часть электростанций сконцентрирована в центре экономического района. Уральская энергосистема  входит в состав Единой энергетической системы Европейской части России.

Приложение 3 – контурная карта электрохозяйства Урала.

Восточно-Сибирский  экономический район

Восточная Сибирь – один из наиболее богатых топливно-энергетическими  ресурсами районов страны. В нем  сосредоточено 30% балансовых запасов  угля, 44% экономически эффективных гидроэнергетических  ресурсов.

Информация о работе Территориальная организация электроэнергетики в России