Сущность и структура трудового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Страны с рыночной экономикой попали под влияние мирового финансового кризиса, это проявляется в снижение темпов экономического развития, спаде производства и безработице. Поэтому государство принимает вынужденные меры, которые необходимы для создания цивилизованного рынка труда. Для него характерно соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противостояние безработице, наличие развитого комплекса социальных услуг для подготовки человека к трудовой деятельности. В этом и заключается актуальность данной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

ККР по географии.docx

— 140.31 Кб (Скачать файл)

Если учесть перспективу развития демографии страны, которая связана со снижением численности населения способного трудиться, то стоит каждому пожилому человеку дать возможность работать и получать определенный доход, до тех пор пока они могут и хотят заниматься продуктивным трудом. Вышесказанное выполнить чаще всего не удается из-за безработицы и отсутствия хорошей эластичности рынка труда.

Население трудоспособного возраста, но которые являются безработными они - важный источник увеличения трудовых ресурсов страны. Использование методологического подхода МОТ к определению безработных по трем основным пунктам (не имевшие работы, занимавшиеся поиском работы, готовые приступить к работе в течение недели) обнаруживает в РФ около 5,8 млн. безработных, или 7,9% активного в экономике населения. Своей высшей точки количества безработного населения в России достигла в 1999 г., тогда под международное определение безработицы попадали 9,4 млн. человек или 13% активного в экономике населения РФ. Изменение конъюнктуры экономики в России, характеризуется возрастанием экономики после кризиса 1998 г., что привело к росту занятости в РФ и снижению количества безработных людей.

В РФ безработица отличается возрастанием среднего времени поиска работы безработными и увеличением среднего возраста безработного населения (сейчас 35 лет). Данные обстоятельства показывают то, что в России в общем, а в некоторых регионах , наиболее сильно выражена проблема застоя безработицы. Несколько рынков труда больше не имеют возможность сокращения безработных людей, это показывает, что нам необходимо профессиональное и территориальное перемещение работников. Социально-экономическая ситуация в РФ, включает так же состояние рынка труда, в которой имеются значительные территориальные особенности. Средний показатель уровня безработицы по России в 2008 г. составил 7%(Приложение Д, с.24), кроме того, была большая разница между высшим и самым низшим уровнем безработицы между регионами РФ составляет около 80 раз (Республика Ингушетия и город Москва).

В СССР уже был опыт организаций трудовых миграций населения. В то время внутренний миграционный поток России направлялся из Европейской части в регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока, что объясняется соответствующей политикой экономики, которая стремилась освоить северные территории, с помощью привлечения мигрантов на огромные стройки. Крупнейшие города РФ были довольно привлекательны, но там имелись значительные ограничения в приеме мигрантов из-за жестких систем, особенно прописки.

Сейчас главнейшая тенденция внутренней миграции состоит из притока населения в европейскую часть страны, особенно в столицу и её регионы, кроме того, перемещение населения  регионов восточной части страны, в основном из приграничной части. В курсовой работе показано , подобные ситуации опасны, особенно если рассматривать с геополитической точки зрения. В наше время тенденции приводят к возникновению «демографического вакуума» в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока, эти данные создают объективную предпосылку для замены населения иммигрантами из стран соседствующих с Россией. Стоит заметить, что если вскоре не распределить население по территории страны равномерно, превратить в жизнь устойчивые стратегии в области развития регионов, то Россия должна будет свыкнуться с мыслью, что ее свободное пространство будут заселять именно иммигранты.

Для решения данной проблемы для начала нужно заняться стимулированием занятости населения и повышением территориальной подвижности населения, имеющими трудовые избытки регионов России (Чеченская Республика, Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан, Ингушетия и пр.). Для этого необходимо создавать условия для работы населения в промышленных сферах, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, туризме и др.; уменьшить барьеры для развития малого бизнеса; заключить соглашения между регионами страны об организации поставок русской рабочей силы в регионы с близкой  экономической структурой и потребностями в трудовых ресурсах.

Так же, необходимо принимать и реализовывать программы по развитию транспорта в России (строительство и реконструкция железнодорожных путей, автомобильных дорог, аэропортов) поставив цель решения проблемы трудовой занятости людей, доступности отдаленных регионов и выгодного расположения России между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

Кроме того, нужно реализовывать программы развития экономики Дальнего Востока и Сибири, которые должны включать в себя пути развития экономического потенциала данных регионов. Воплощение в жизнь таких программ поможет создавать места для работников, стимулировать возрастание производства промышленности, остановить выезд населения.

Безусловно необходимо принимать и реализовывать программы по расселению населения в приграничные районы Сибири и Дальнего Востока. Для этого нужно создавать благоприятные условия выпускникам ВУЗов, которые готовы переселяться в регионы Сибири и Дальнего Востока; привлечение людей из стран СНГ для заселения и экономического освоения территорий Сибири и Дальнего Востока; выделение средств из федерального бюджета на льготы и безвозмездные ссуды на постройку жилья и ведение бизнеса (для мигрантов и местного населения) в зависимости от количества мигрантов, принятых регионом; освобождение от налогов на прибыль начинающие предприятия и индивидуальных предпринимателей - российских граждан, которые проживают в регионе на первые 2-3 года; предоставление возможностей получения земли на долгий срок в аренду для ведения производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также строительства домов для молодых специалистов.

В роли внешних компонентов трудовых ресурсов для РФ может быть международная трудовая миграция, или внешний «заемный труд». Трудовым мигрантам чаще всего предлагают временную работу, их привлекают в большом количестве из-за рубежа на конкретных условиях и на определенные регионы РФ, которые испытывают резкую нехватку рабочей силы. По данной информации ФМС число легальных трудовых мигрантов которые работают в РФ с каждым годом возрастает: в 2003 г. – около 380 тыс., в 2004 г. - 460 тыс., в 2005 г. – более 702 тыс. человек, в 2006 г. в России работали 1 млн. 150 тыс. иностранцев.

Привлечение иностранцев в Россию в качестве работников происходит за счет утвержденных квот. В общем по РФ, квота была превышена на 5,5%. Наравне с законной трудовой миграцией имеется и нелегальная трудовая миграция. Категория нелегальных мигрантов весьма объемна в неё входят люди, которые нелегально пересекли границу и, которые сделали это легально, но не зарегистрировали свой приезд и пребывание в России в соответствии с соблюдением законов. В случае с трудовыми мигрантами еще одним пунктом незаконности может отсутствие разрешения на работу или несоответствие деятельности заявленной при въезде и цели пребывания в стране.

Анализируя текущую ситуацию и обобщая опыт регулирования трудовой миграции в разных государствах мира, базовой основой для создания политики по отношению к трудовой миграции из-за границы должно быть определение четких потребностей в рабочих. Они должны быть основаны на экономических и геополитических интересах нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Приложения

 

Приложение А. Матрица методов оценки трудового потенциала региона.

 

 

Приложение Б. Результаты вычисления индексов трудового потенциала Луганской области за 2010 год.

 

Индекс, I

       Значение, индекса, М

Индексный

потенциал, р

Взвешенный индекс I=Мр

IДП

0,47

0,49

0,97

IРС

0,90

0,82

1,10

0,96

0,57

1,69

IКВ

0,62

0,64

0,97

0,20

0,21

0,96

IТМ

0,93

1,01

0,92

0,78

1,33

0,59

0,98

0,97

1,01

ИТП

   

1,03




 

 

 

Приложение В. Сводные показатели трудового потенциала Луганской области за 2010 год.

Составляющие трудового потенциала

Обозначение

Результат

Трудовой потенциал натуральный, тыс. чел-мес.

ТПН

9982,8

Трудовой потенциал стоимостной, тыс. грн.

ТПВ

9768080,6

Индекс трудового

потенциала

ИТП

1,03

Интегральный трудовой потенциал натуральный,

тыс. чел-мес

ИТПН = ИТП х ТПН

10234,5

Интегральный трудовой потенциал стоимостной,

 тыс. грн.

ИТПВ = ИТП х ТПВ

10014354,2


 

 

 

Приложение Г. Расчет экономической эффективности использования ресурсов рабочей силы

Показатель

Уровень

показателя

Отклонение

Отношение, %

 

2008г.

2009г.

   

1.Объем

произведенной продукции,

тыс. руб.

33275

33555

298

100,90

2.Среднесписочная численность

персонала , чел.

310

312

2

100,65

3.Средняя 

трудоемкость ед-цы продукции,

чел./тыс.руб.

0,009387

0,009316

-0,000071

99,24

4. ФОТ

 включаемый в издержки  пр-ва, тыс. руб.

6358

6847

489

107,69

5. Средняя оплата

 труда 1раб-ка,

тыс.руб.

20,6428

22,0871

1,444

107,00

6. Начисления на ФОТ,%

38,5

38,5

0

100,00

7.Общая сумма

затрат, относящаяся

к

трудовым ресурсам, т.руб.

8805,83

9483,095

677,265

107,69

8. Изменение общей величины  издержек

-

677,265

-

-

9. Влияние

объема

произведенной

продукции, т.руб.

-

123,9842

-

-

10. Влияние 

изменения трудоемкости,

тыс.руб.

-

-66,8035

-

-

11.Влияние 

изменения

среднегодовой 

оплаты труда

-

620,0843

-

-

12. Влияние 

изменения коэффициента нарастания затрат в связи с применением нормативов

начислений на ФОТ

-

0

-

-


 

 

Приложение Д. Статистика уровня безработицы в России по годам. Уровень безработицы (отношение общей численности безработных к экономически активному населению, %)

Заключение

 В наше время ограничение  демографии на рынке труда в России является настоящим барьером для экономического роста; благодаря возрастающей трудовой занятости женщин в общественном производстве пополняется численность активного в экономике населения, однако этому противопоставлено то, что это является одной из главных причин снижения уровня рождаемости; изменения структуры возраста населения – повышения людей в пожилом и пенсионном возрасте предполагает несколько серьёзных проблем. Одна из которых - необходимость усиленного увеличения роста трудовой производительности, из-за довольно быстрого роста «демографической нагрузки», а другая проблема – необходимость создавать условия для того, чтобы пожилые могли учавствовать в общественной жизни своей страны.

Качество профессионального и образовательного уровня трудового потенциала не соответствуют условиям современного рынка труда, а образование пока не ориентировано на кадровое обеспечение новой стратегии экономического развития. Россия имеет перенасыщенность рынка труда работниками некоторых профессий, и кроме того, работа не по специальностям довольно сильно у выпускников российских ВУЗов. Главная направленность на повышение качеств трудового потенциала предполагает создание инновационных систем подготовок и переподготовок кадров, которые бы были адаптированы к современным условиям новых стратегий экономического развития, которые связаны с расширением возможностей свободного предпринимательства.

 Сейчас, как и в прошлом, возникает большой спад уровня трудового потенциала, по причине ослабевания здоровья и преждевременной смертности населения, особенно в рабочем возрасте. Причем снижение трудового потенциала показывается не только в численном возрастании потерь из-за преждевременной смертности, но и в качественных изменениях этих потерь в результате их заметного омоложения, Возрастание потерь за счет смертности от болезней и социальных причин. Трудовой потенциал населения в трудоактивных возрастах снижается благодаря тому, что некоторое количество людей становится инвалидами. В динамике инвалидности имеется довольно сложное взаимодействие неких факторов, которые в одном случае показывают ухудшение здоровья населения, а в другом инвалидность является неким способом защиты за счет ухудшения условий жизни и проблем на рынке труда.

 Развитие экономики страны должно основываться на применении собственной рабочей силы, а привлечение трудовых мигрантов в нашу страну из-за границы должно быть строго ограничено и в четко выделенные регионы страны, испытывающие настоящую нехватку работников. В итоге основные задачи воспроизводства трудового потенциала в России и повышение его размеров, благодаря труду мигрантов состоит в том, чтобы сохранить и повысить рост экономики в условиях долгой депопуляции, устроить решение всех социальных проблем и поддержать национальную безопасность России. 

Информация о работе Сущность и структура трудового потенциала