Структура машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что машиностроение:
- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и, тем самым, создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

Содержание

Введение.
I. Структура машиностроения.
II. Место машиностроения в народном хозяйстве.
III. Экономика размещения предприятий.
IV. Концентрация производства.
V. Машиностроение в Республике Татарстан.
VI. Перспективы развития машиностроения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли Сдача.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

12.1 В Центральных районах развито  автостроение с многочисленными  “смежниками”; локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства.

12.2 Северо-Запад и Север концентрируют  энергетическое и электротехническое машиностроение; морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных машин и приборов; производство промышленного оборудования.

12.3 В Поволжье развиты станкостроение  и приборостроение, производство  подшипников; автостроение; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности.

12.4 На Северном Кавказе представлено  сельскохозяйственное машиностроение; локомотивостроение; энергетическое машиностроение.

12.5 На Урале выпускается горное, металлургическое и химическое оборудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение; автостроение, производство станков и инструмента.

12.6 В Западной и Восточной  Сибири производится горное и  металлургическое оборудование; представлены  тракторостроение и сельскохозяйственное  машиностроение; энергетическое машиностроение; станкостроение; электротехника и  приборостроение; вагоностроение и речное судостроение.

12.7 Дальний Восток Район морского  и речного судостроения, производства  станков и промышленного оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Машиностроение в Республике Татарстан.

 

Республика  Татарстан - одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик в России, сложившаяся как крупнейший научный, образовательный и промышленный центр.

Машиностроительная  отрасль - составляющая в общем объеме промышленного производства Республики Татарстан 24,5% - базовая отрасль, определяющая развитие топливно-энергетического, транспортного, строительного, химического и нефтехимического комплексов республики.

Ведущими отраслями  машиностроения Татарстана являются авиа- и автомобилестроение, а также  производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, судостроение и судоремонт, ремонт автомобилей и тракторов.

Ведущими отраслями  машиностроения Татарстана являются авиа- и автомобилестроение. В республике представлено также производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, оборудования для топливной и нефтехимической промышленности, судостроение и судоремонт, коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, производство оборудования для лесного хозяйства и строительства, ремонт автомобилей и тракторов.

Авиационные предприятия, расположенные в республике, в  последние годы при организационном  и финансовом содействии Правительства  Республики Татарстан провели крупные  мероприятия по созданию и освоению новой техники.

   "Казанькомпрессормаш" - авиационное, моторостроительное, вертолетостроительное производственное объединение (Казань);

Продолжается  строительство среднемагистральных  пассажирских самолетов Ту-214, начата реализация долгосрочной программы  лизинга этих самолетов. Осуществляется подготовка производства других самолетов марки Ту. Освоено производство четырех модификаций вертолета Ми-8, вертолета "Ансат", ведется освоение вертолетов Ми-38 и "Актай".

Крупнейшим  представителем автомобилестроения Татарстана является акционерное общество "Камский  автомобильный завод" (КамАЗ, Набережные Челны). Сегодня группа ОАО "КамАЗ" - это единый производственный комплекс, расположенный в городе Набережные Челны, состоящий из 9 крупных специализированных заводов, включающих все технологические переделы современного машиностроения.

Основная продукция  ОАО "КАМАЗ" - широкая гамма  грузовых автомобилей и дизельных  двигателей, которые эксплуатируются  более чем в 60 странах.

Важную составляющую продукции предприятия в последние  годы представляют микролитражные автомобили "Ока". Автомобили особо малого класса "Ока", выпускаемые ОАО "Завод малолитражных автомобилей", пользуется стабильным спросом в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перспективы развития машиностроения.

 

Оценивая ситуацию в отраслях общего машиностроения, можно констатировать, что одной из главных ее особенностей остается глобальная деформация производства, сферы товарно-денежного обращения и социальных отношений. Как и в прошлые годы, сохраняются обширные структурные диспропорции, снижение общего уровня эффективности и усиление неустойчивости большинства предприятий отрасли.

Сейчас в экономике отрасли  образовался неиспользуемый потенциал, который составил по занятости — почти четверть, а по мощности — более половины реальных возможностей производства. Затраты, связанные с поддержанием этого потенциала, значительно увеличивают издержки выпускаемой продукции и не способствуют укреплению ее конкурентоспособности.

Свертывание инвестиций практически  во всех отраслях народного хозяйства  лишило предприятия общего машиностроения возможности широкого маневра в процессе адаптации к рыночным отношениям и условиям открытости экономики. Для большинства товаропроизводителей ключевой проблемой выступает не столько качественное обновление фондов, технологий, продукции, сколько экономия на всем, в том числе инвестициях. Недоинвестирование, принявшее макроэкономические масштабы, обусловливает массовый сброс мощностей, а там, где резервы снижения капиталоемкости невелики и нет экспортных возможностей,— свертывание производства.

Под воздействием осуществляемых экономических  преобразований в машиностроительном комплексе России сложилась принципиально  новая ситуация. Производство все  более ориентируется на платежеспособный спрос. Однако особенность тут такова: со стороны прежнего основного потребителя — государства — он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения, особенно на сложную продукцию, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию.

Состояние развития машиностроительного комплекса России предопределяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию на качественной основе с приращением конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции. Спад капитальных вложений в несколько раз превысил уровень, предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и научно-технических заделов, а также для функционирования инвестиционного комплекса.

При оценке состояния товарооборота  со странами дальнего и ближнего зарубежья учтена определенная тенденция к стабилизации, наметившаяся в отдельных отраслях общего машиностроения в результате адаптации многих предприятий к условиям товарного рынка, а также положительные сдвиги в восстановлении кооперационных связей со странами СНГ и бывшего СЭВ. В то же время в значительной степени сохранилось действие таких негативных факторов, как кризис платежеспособности предприятий, невысокий технический уровень основной массы выпускаемой продукции и, как следствие, ее низкая конкурентоспособность, нерешенность до настоящего времени вопросов государственной поддержки экспортно-ориентированных производств, отсутствие в стране системы страхования экспорта и предоставления банковских кредитов, а также систематизированных маркетинговых исследований структуры спроса на продукцию общего машиностроения во внешнеэкономической деятельности.

Во многих экономических районах удельный вес машиностроительной продукции снизился.

Между тем в отдельных экономических  районах (Волго-Вятском и Поволжском) наметился рост этого показателя, в основном за счет индустрии Нижегородской, Самарской, Ульяновской областей и Республики Татарстан, где предприятия машиностроения лучше адаптируются к рыночным отношениям.

 

 

Республика, значительную часть экспорта которой составляет продукция нефтедобывающего и нефтехимического комплекса, имеет огромные потенциальные возможности развития машиностроительной отрасли. Однако, в настоящее время, они используются не в полной мере, в связи с этим особое внимание уделяется продвижению инвестиционных и инновационных проектов, а также созданию совместных проектов с иностранными компаниями. Развитие машиностроительного комплекса - одна из наиболее приоритетных задач экономики Татарстана на ближайшие годы.

Сегодня деятельность предприятий направлена на повышение потребительских свойств продукции, ее конкурентоспособности, рентабельности, на освоение новых видов продуктов для внутреннего и внешнего рынка с учетом жестких международных требований по экологии, модернизацию производства, освоение новых форм реализации продукции и работы с потребителями автомобильной техники.

Объемы промышленного  производства таких отраслей, как  нефтедобыча и нефтехимия, авиастроение, машиностроение и приборостроение, позволяют Татарстану устойчиво  занимать одно из лидирующих мест в первой десятке российских регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Общее машиностроение — это одна из основных отраслей промышленности России. И от того, как будет развиваться общее машиностроение, в немалой степени зависит и развитие экономики страны. В настоящее время отрасли общего машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации.

Интенсивный путь развития в общем машиностроении подразумевает, прежде всего, качественно новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклатуры выпускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переориентировано на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.

Интенсификация машиностроительного  комплекса должна рассматриваться  в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят  от положения дел внутри машиностроительного  комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Анализ состояния и перспектив развития отечественного машиностроения показывает, что судьба данного комплекса, а значит — индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов.

Пора подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И, прежде всего, продуманную систему структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Промышленность России. Статистический справочник. Госкомстат России, М., 1999.
  2. В. Борисов - Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. /Экономист, № 7, 1999.
  3. Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г.Морозовой. -М.: ЮНИТИ, 1995.

Информация о работе Структура машиностроения