Структура машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что машиностроение:
- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и, тем самым, создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

Содержание

Введение.
I. Структура машиностроения.
II. Место машиностроения в народном хозяйстве.
III. Экономика размещения предприятий.
IV. Концентрация производства.
V. Машиностроение в Республике Татарстан.
VI. Перспективы развития машиностроения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли Сдача.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.

    1. Структура машиностроения.
    2. Место машиностроения в народном хозяйстве.
    3. Экономика размещения предприятий.
    4. Концентрация производства.
    5. Машиностроение в Республике Татарстан.
    6. Перспективы развития машиностроения.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Машиностроение — ведущая отрасль  промышленности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что машиностроение:

- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и, тем самым, создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

- обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

- выступает как районообразующий фактор;

- является отражением степени развития производительных сил в регионе;

- дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика  всей страны напрямую зависит от состояния  данного промышленного комплекса.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.

В развитии машиностроения приоритетными  являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Современное состояние общего машиностроения, подотрасли машиностроительного комплекса, достаточно точно отражает нынешнее положение предприятий всего машиностроения. Сегодня, после неудачного процесса приватизации в нашей стране наблюдается снижение объемов производства в общем машиностроении, вследствие чего с каждым годом усиливается зависимость от импорта по многим видам продукции.

Для решения этой проблемы необходимо подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И, прежде всего, продуманную систему структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура машиностроения.

 

С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения  технологического процесса отрасли  машиностроения классифицируются следующим  образом:

  • тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое
  • общее машиностроение (без автомобилестроения)
  • локомотивостроение
  • судостроение
  • вагоностроение
  • с/х машиностроение (без тракторостроения)
  • среднее машиностроение
  • автомобилестроение
  • тракторо-, в том числе танкостроение
  • станкостроение
  • наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов)

В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин  оно делится на тяжелое, легкое и  среднее.

Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг)

Энергетическое машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы.

Производство турбин:

  1. Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы)
  2. Москва (Динамо)
  3. Екатеринбург
  4. Новосибирск (турбины ТЭЦ)
  5. Волгодонск – “Атоммаш” (Ростовская область)
  6. Под Санкт-Петербургом – в Колпино – “Ижорский”

Производство котлов:

                 Таганрог, Белгород, Подольск, Барнаул

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки:

                 Коломна, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск  

 

           Общее машиностроение.

Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а

электровозы – в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске).

Тепловозы:

  • Коломна – магистральные тепловозы
  • Людиново (Калужская область)
  • Муром + электровозы (Владимирская область)
  • Брянск

Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале.

  • Грузовые вагоны – Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ
  • Цистерны – Нижний Тагил, Саранск
  • Вагоны-рефрижераторы – Брянск, Тверь
  • Пассажирские вагоны – Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические)
  • Вагоны метро – Мытищи, Санкт-Петербург 

Электропоезда:

Торжок (Калининградская область)

Демихово (под Орехово-Зуевым)

Трамваи:

Усть-Катав (Челябинская область)

Троллейбусы:

Энгельс

Контейнеровозы:

Абакан

Тверь – двухъярусные вагоны-платформы – перевозка автомобилей

Судостроение – привязано к морским побережьям или устьям рек. Заводы специализируются на выпуске судов определенного типа и назначения (танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, пассажирские суда, рефрижераторы, паромы)

Судостроение


 

морское                                                                                 речное


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления.

Производство зерноуборочных комбайнов:

Ростов-на-Дону – “Россельмаш”

Тагонрог, Сызрань, Омск, Красноярск

Производство льноуборочных комбайнов: 

Бежецк (Тверская область)

Картофелеуборочные комбайны:

Рязань, Тула

Сахарнотростниковые и  силосоуборочные комбайны:

Люберцы

Рисоуборочные комбайны:

Краснодар, Биробиджан

Среднее машиностроение.

Автомобилестроение четко специализируется на выпуске отдельных машин. Производство легковых автомашин составляет 80% и, соответственно, 20% – грузовых. В перспективе эта пропорция будет сохраняться.

Грузовые машины:

Москва – ЗИЛ

Нижний  Новгород – ГАЗ

Набережные  Челны (Татарстан) – КАМАЗ

Миасс (Челябинская  область) – Урал-ЗИЛ

Ульяновск – УАЗ

Легковые автомашины:

Москва – ЗИЛ, ПО Москвич

Нижний  Новгород – ГАЗ, FIAT

Тольятти  – ВАЗ – 70% производства легковых автомобилей по стране  

Ижевск – ИЖ

Илабуга (Татарстан) – ОКА, OPEL ASTRA

Серпухов – ОКА  

Ростов-на-Дону – DAEWOO

Автобусы разной вместимости:

Ликино – ЛИАЗ

Галицино – Мерседес

Тушинский – Икарус

Завод ЗИЛ – BMW, Неоплан

Павлово -  ПАЗ

Курган – КАЗ

Краснодар – “Кубань”

Станкостроение – техническая база машиностроения, ориентирующаяся на квалифицированные кадры. В то же время это трудоемкое производство, размещающееся почти повсеместно.

Производит крупные станки-автоматы, полуавтоматы, токарные, винторезные, фрезерные, шлифовальные, агрегатные станки, станки с программным управлением, станочные линии и др.

Предприятия размещены в крупных  областных центрах:

Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск        

Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на металл.

Первые заводы были построены в  Челябинске, Волгограде, Харькове.

Для с/х выпускаются тракторы специальных типов и модификаций для различных природных зон:

Липецк, Владимир (легкие), Чебоксары (тяжелые), Рубцовск (Алтайский край),

Казань (садово-огородные тракторы)

Треловочные:

Санкт-Петербург, Петрозаводск

Наукоемкое машиностроение:

  1. Электротехническое – телевизоры
  2. Приборостроение
  3. Электротехника – ЭВМ и другие сложные машины

Н/м размещается в центрах  с высокой квалификацией труда  и научно-исследовательскими базами. Это – трудоемкое и наукоемкое производство. Центры:

         Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Александров (Владимирская область), Муром (Владимирская область), Киржал (Владимирская область), Рязань, Орел, Смоленск, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск

Авиационная промышленность – общее машиностроение:

         Москва, Воронеж, Самара, Казань, Ульяновск, Смоленск, Саратов, Таганрог, Омск, Новосибирск.

 

 

 

    1. Место машиностроения в народном хозяйстве.

 

Промышленность состоит из целого ряда отраслей, тесно взаимосвязанных между собой.

Отрасль промышленности — это исторически  сложившаяся совокупность предприятий, характеризующаяся рядом признаков: выпуск продукции одного экономического назначения, однородность сырья и  материалов, общность технической базы и технологических процессов и т.д.

Машиностроение является ведущей  отраслью всей промышленности. Продукция  предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно  выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).

2. Общее машиностроение (18% продукции).

3. Среднее машиностроение (15 % продукции).

Общее машиностроение — эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся  средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.

Общее машиностроение отличается широким  развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного хозяйства, оно реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.

Для развития транспорта, торговли и  сельского хозяйства особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономика размещения предприятий.

 

Машиностроение относится к  числу наиболее распространенных в  территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет  профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов.

Информация о работе Структура машиностроения