Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 18:35, реферат

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года.
Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия Сибири.docx

— 31.99 Кб (Скачать файл)

УТВЕРЖДЕНА 
распоряжением Правительства 
Российской Федерации 
от 5 июля 2010 г. № 1120-р

СТРАТЕГИЯ 
социально-экономического развития Сибири до 2020 года 

 

Введение

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее  -  Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года.

Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

В Стратегии понятие «Сибирь» включает в себя территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, - Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.

Основные положения Стратегии  представлены с учетом географического  деления Сибири на следующие 3 пояса развития:

Арктический пояс развития, включающий в себя север Красноярского края с прилегающими островами и акваториями;

Северный пояс развития, включающий в себя Средний Иртыш (север Омской области), Среднее Приобье (север Томской области), центральные районы Красноярского края (территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска), север Иркутской области, зону Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Забайкальском крае, север Республики Бурятия;

Южный пояс развития, включающий в  себя центральные и южные районы Омской и Иркутской областей, Республики Бурятия, южные районы Томской области, Забайкальского и Красноярского  краев, Алтайский край, Новосибирскую  и Кемеровскую области, Республику Алтай, Республику Тыва и Республику Хакасия.

Сценарий социально-экономического развития Сибири

В качестве стартового года в дальнейших расчетах использовался 2010 год, в котором по прогнозу экспертов показатели производства в целом по России вернутся на уровень 2007 года, а к 2012 году - на уровень докризисного 2008 года. При этом принято, что структура экономики России и регионов Сибири в 2010 году не будет отличаться от докризисной.

Для Сибири в целом в 2010 - 2011 годах среднегодовые темпы роста валового регионального продукта и промышленного производства составят 103,2 процента - немного ниже, чем по стране в целом (103,3 процента).

Более высокими темпами будут увеличиваться  конечное потребление (104,4 процента) и инвестиции в основной капитал (109,4 процента). Это связано со спецификой проявления экономического кризиса в сибирских регионах - при более низких (по сравнению с Россией в целом) темпах сокращения объемов промышленного производства в Сибири наблюдаются опережающие темпы сокращения показателей потребления (реальных доходов, розничного товарооборота).

Сценарий развития Сибири увязан с  инновационным сценарием Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Вместе с тем в период до 2020 года развитие региона по-прежнему будет связано с традиционными отраслями экономики Сибири и с расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта региона и инновационной направленности долгосрочного развития экономики.

Реализация сценария социально-экономического развития Сибири обеспечит следующие  результаты:

модернизация и технологическое  перевооружение отраслей традиционной специализации Сибири, которые позволят обеспечить повышение экологичности природопользования и безопасности труда при добыче природных ресурсов (особенно при подземных разработках), увеличение извлекаемости полезных компонентов, в том числе из месторождений сложного комплексного состава, экономически целесообразное использование природных ресурсов северных, полярных и арктических территорий;

развитие отраслей глубокой переработки  природного сырья на базе современных  наукоемких технологий: нефте-, газо- и лесопереработка, нефте-, газо- и лесохимия, широкое использование цветных и редкоземельных металлов, производство высококачественных строительных материалов, экологически чистых продуктов питания, экспорт из Сибири готовых продуктов с высокой долей добавленной стоимости;

переход к новым технологическим  схемам в черной и цветной металлургии, который не только увеличит технико-экономические  показатели металлургии до мирового уровня, но и позволит полностью  обеспечить современной металлопродукцией  потребности железнодорожного транспорта, электроэнергетики, нефтяной и газовой  промышленности, а также увеличить  эффективность экспорта Сибири;

модернизация и развитие транспортной, энергетической и строительной инфраструктуры, развитие газовой и ядерной генерации  энергии на базе современных технологий, реконструкция угольной генерации  и гидрогенерации, развитие мини- и микроэнергетики, альтернативной энергетики и возобновляемых источников энергии, опережающее развитие опорной транспортно-логистической системы, развитие транспортных и информационных сетей в регионах с малой и крайне малой плотностью населения, широкое использование новых конструкционных материалов в строительном комплексе, что позволит значительно продвинуться в решении проблем жилищного комплекса, городской и дорожной инфраструктуры (сибирскими инноваторами разработаны различные строительные материалы, которые соответствуют сложным и разнообразным условиям сибирского климата, почв и рельефов, их использование позволит снизить материало- и энергоемкость строительства при повышении экологических характеристик готовых объектов);

развитие машиностроения в качестве технологической базы модернизации и инновационного развития сибирской  экономики, основой которой является синтез новых производственных технологий и новых материалов. В Сибири имеются  разработки по указанным направлениям (производственные технологии и новые  материалы). Строительство новых  заводов ориентировано на гибкое производство, способное быстро обновлять  продукцию на основе многофункционального оборудования и информационных технологий, а также на интеграцию логистических  сетей;

распространение инновационных практик  и технологий в агропромышленном комплексе Сибири. Это позволит не только обеспечить продовольственную  безопасность Сибири, но и получить уникальные конкурентные преимущества за счет производства новых, экологически чистых продуктов питания, которые  превосходят зарубежные аналоги. Такие  технологии и продукты разработаны  и апробированы в Сибири, планируется  их массовое производство.

 

 

 

 

 

Красноярский край

Ведущими отраслями промышленности Красноярского края являются цветная  металлургия, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая и  лесная промышленность.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Красноярского края являются:

  • высокий уровень индустриального развития;
  • высокая инвестиционная активность;
  • многоотраслевая система высшего образования и научно-исследовательских учреждений;
  • богатый природно-ресурсный потенциал;
  • выгодное географическое и геополитическое положение в системе международных связей;
  • развитый топливно-энергетический комплекс;
  • высокий уровень развития сельского хозяйства;
  • развитая транспортно-коммуникационная инфраструктура центрального и южного районов края;
  • развитый строительный комплекс.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Красноярского  края в 2010 - 2020 годах являются комплексное освоение месторождений полезных ископаемых, развитие топливно-энергетического комплекса с внедрением инновационных технологий, а также развитие инновационного производства и научно-образовательного комплекса.

В Красноярском крае реализуется проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», перспективы которого связаны с добычей и переработкой  полезных ископаемых (железных, свинцово-цинковых руд, золота, нефти, газа, титана, ниобия, магнезитов, бокситов, нефелинов, угля, сурьмы и пр.), использованием лесных и гидроэнергетических ресурсов Ангары, включая освоение нефтегазовых месторождений Юрубчено-Тохомской группы, разработку Куюмбинского нефтегазового месторождения, освоение золоторудных месторождений Благодатное и Титимуха, увеличение добычи и переработки свинцово-цинковых руд Горевского месторождения, строительство Богучанского алюминиевого завода, Богучанского лесоперерабатывающего комплекса, Богучанской ГЭС, строительство инфраструктурных объектов.

Перспективы развития Красноярского  края также связаны с освоением  Ванкорской группы нефтегазовых месторождений, характерной особенностью которого является использование передовых технологий разработки, бурения и эксплуатации месторождения.

Получит развитие Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, который основывается на ресурсной базе Канско-Ачинского  буроугольного бассейна.

В перспективе предусматривается  сохранение топливно-энергетической специализации  Канско-Ачинского топливно-энергетического  комплекса (добыча угля и производство электроэнергии на твердом топливе). В более отдаленной перспективе  возможно развитие углехимии на базе сырья Канско-Ачинского бассейна.

В г. Железногорске будет реализован проект «Развитие коллаген-хитозановых нанокомплексов в г. Железногорске», включающий выпуск новейших раневых покрытий на основе коллаген-хитозанового нанокомплекса для использования в здравоохранении (офтальмология, стоматология, акушерство и гинекология, раневые покрытия и матрицы для стволовых клеток).

Получит дальнейшее развитие Сибирский  федеральный университет.

В господдержке нуждается  машиностроительный комплекс Красноярского  края

В рамках обсуждения проекта Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года состоялось заседание круглого стола по теме «Машиностроительный комплекс», передает администрация Красноярского края.

За последние 20 лет машиностроительный комплекс края претерпел существенные изменения - снизились объемы производства и его роль в промышленном комплексе  края. Тем не менее, на сегодня в  составе машиностроительного комплекса  края действуют более 300 крупных, средних  и малых предприятий. Комплекс характеризуется  высоким уровнем территориальной  концентрации - крупнейшие машиностроительные и сервисные предприятия преимущественно  расположены в краевом центре - г.Красноярске (80%), а также в городах края - Норильске, Железногорске, Сосновоборске, Минусинске, Дивногорске, Ачинске, Бородино, Боготоле, Назарово и Канске. Участники круглого стола обсудили причины и факторы, сдерживающие развитие машиностроительного комплекса края и снижающие его конкурентоспособность. В целом приоритеты развития машиностроительного комплекса края участники круглого стола одобрили. 
 
«Органам государственной власти рекомендовано направить усилия на содействие модернизации машиностроительного комплекса, смену технологических укладов, повышение инновационности машиностроения, интенсификацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание новых технологий и образцов техники, стимулирование создания современных инжиниринговых и сервисных центров по продвижению и обслуживанию новых видов техники», - заявили «Веку» в администрации Красноярского края. 
 
В работе круглого стола приняли участие министр промышленности и энергетики края Денис Пашков, директор института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета Евгения Бухарова, заведующий сектором института экономики и организации промышленного производства СО РАН Александр Соколов, председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Гражданской ассамблеи края Юрий Муравьев, руководители предприятий, отраслевых профессиональных объединений, других заинтересованных ведомств, представители Союза промышленников и предпринимателей, Союза товаропроизводителей и предпринимателей, Федерации профсоюзов, союза машиностроителей.

Разработка проекта Стратегии  социально-экономического развития края

Продолжается подготовка разделов проекта Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года. Очередное заседание круглого стола по теме "Лесопромышленный комплекс" прошло под председательством заместителя Губернатора края - заместителя председателя Правительства края Виктора Томенко.

С докладом выступил министр  экономики и регионального развития края Анатолий Цыкалов. Он предметно охарактеризовал ситуацию в лесопромышленном комплексе края, подробно остановившись на факторах, сдерживающих его развитие, мерах государственной поддержки лесной промышленности и прогнозе развития лесного комплекса.

Красноярский край занимает 1 место в стране по запасам леса (14,3% общероссийского запаса леса), оставаясь  при этом на 12 месте по объему лесопромышленной продукции. Одной из главных проблем, сдерживающих развитие ЛПК, остается транспортная обеспеченность лесного фонда. Доступными в транспортном отношении являются только около 16% лесных земель. Помимо этого, проблемными вопросами остаются - высокая энергоемкость производства при энергодефицитности лесосырьевых зон, опережающий рост транспортных тарифов и цен на энергетические ресурсы по сравнению с ценами на продукцию ЛПК, удаленность предприятий от основных российских и зарубежных рынков сбыта. Реализация перечня конкретных мер, прозвучавших в докладе, поможет обеспечить высокую конкурентоспособность лесного комплекса края и со временем сформировать в крае инновационный лесной кластер.


Топливно-энергетический комплекс края сохранит свои лидирующие позиции, считают специалисты

В рамках обсуждения разделов проекта Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года, под председательством министра экономики и регионального развития края Антолия Цыкалова состоялось заседание круглого стола по теме "Топливно-энергетический комплекс".

Среди регионов страны Красноярский край выделяется высокой обеспеченностью  топливно-энергетическими ресурсами. В угольных бассейнах края сосредоточено  более 45% ресурсов и 24% разведанных запасов  страны. По объёмам добычи угля край занимает 2-ое место в стране (12,8%), уступая только Кемеровской области. Гидропотенциал края составляет около 23% от общероссийского. По суммарной установленной мощности энергетических станций наш регион является одним из лидеров в России, его доля в мощности всех станций страны сегодня составляет 6,2 %.

Вместе с тем, ТЭК края имеет свои "проблемные узлы". В ряде быстро развивающихся территорий, в частности, в районах нового освоения, ощущается дефицит электроэнергии, несмотря на то, что в целом край является энергоизбыточным. Дефицит электроэнергии связан, главным образом, с ограниченными возможностями магистральных и распределительных систем. Отмечается дефицит тепла в растущих урбанизированных территориях края. Проблемой остаётся низкий технический уровень и старение генерирующих мощностей, существенный износ электро- и теплосетевого хозяйства.

Внутренняя потребность  в развитии энергетики края будет  определяться развитием, в первую очередь, цветной металлургии, нефтегазового  и лесопромышленного комплексов. Наряду с развитием традиционных производств, потребность во вводе  новых энергетических мощностей  будет формироваться в результате развития производства новых материалов и технологий в соответствии с  запросами инновационной экономики. Прогноз развития ТЭК края предусматривает: модернизацию действующих тепловых станций; развитие западного крыла  КАТЭК; достройку Богучанской ГЭС и строительство Нижне-Курейской ГЭС; развитие малой энергетики на местных топливных ресурсах для локального энерго- и теплообеспечения отдалённых и северных территорий.

По мнению специалистов, в перспективе ТЭК края сохранит свою лидирующую роль, как в экономике  региона, так и в энергетическом комплексе страны.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года