Сравнительная характеристика хозяйств Владимирской и Ярославской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов развития Владимирской и Ярославской областей, их современное экономическое состояние и проблемы.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
-рассмотреть особенности экономико-географического положения;
- провести оценку природных ресурсов и условий областей;
- дать характеристику населению и трудовым ресурсам;
- рассмотреть уровень развития инфраструктуры;
-выявить хозяйственные отрасли, комплекс услуг; рассмотреть уровень развития сельского хозяйства района;
-выявить проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3.
Глава 1. Факторы развития Владимирской и Ярославской областей
1.1. Состав и ЭГП областей ………………………………………………..…4
1.2. Природные условия и природные ресурсы………….…………………..6
1.3. Население и трудовые ресурсы……………………………….…….…14
Глава 2. Современное состояние экономик регионов
2.1 Валовой региональный продукт регионов……………………………..…19
2.2. Промышленный комплекс…………………………………….………….22
2.3. Сельское хозяйство…………………………………………………..……30
2.4 Транспортный комплекс…………………………………………..…….…34
Глава 3. Проблемы развития регионов……………………………….…….…37
Заключение…………………………………………………………………...…41
Список литературы……………………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по рег эк.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Приобретено 2112 голов  племенного крупного рогатого скота  на сумму более 196,8 млн. рублей. Производство мяса в сельскохозяйственных предприятиях с начала года составил 51,1 тыс.тонн, против 44,3 тыс. тонн в 2010 году (рост 15,2 %). Производство яйца возросло с 900,3 млн. штук до 992,2 млн. штук (рост 10,2 %). В 2011 году заготовлено 107,5 тыс. тонн сена, что на 12% выше уровня 2010 года, силоса в готовом виде - 496,9 тыс. тонн (плюс 26% к 2010 году), заготовлено 153,6 тыс. тонн сенажа и зерносенажа (в 2 раза больше 2010 года). В целом заготовлено с учётом зернофуража по 25,2 ц.к.ед на 1 условную голову скота (на 44% больше 2010 года). Продолжается реализация мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». За январь-октябрь 2011 года из областного бюджета на финансирование мероприятий по строительству (приобретению) жилья  получено и перечислено в муниципальные районы 48,1 млн. рублей, (в том числе для молодых семей и молодых специалистов 28,0 млн. рублей). Из федерального бюджета получено 35,0 млн. рублей, перечислено в муниципальные районы 34,3 млн. рублей, рублей (в том числе 18,7 млн. рублей для молодых семей и молодых специалистов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Транспортный  комплекс

       Владимирская область. Во Владимирской области транспорт имеет большое значение, так как большинство отраслей хозяйства использует привозное сырье (топливо, энергию, конструкционные материалы). На территории  Владимирской области  получили  развитие железнодорожный, автомобильный, речной, трубопроводный, воздушный и электронный (линии электропередач) транспорт. Транспортная система области хорошо развита, отдельные виды транспорта выполняют в ней разную роль. Ключевое значение имеют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железные и автомобильные дороги области обеспечивают внутриобластные перевозки, межобластные связи и имеют большое значение для транспортировки транзитных грузов. Общая длина железных дорог составляет 1673 км. Наиболее важную роль играют электрифицированные дороги: Москва— Владимир—Нижний  Новгород   и  Москва—Муром—Казань, Москва—Александров—Ярославль—+ Архангельск.       Велико значение и железных дорог: Новки—Иваново, Ковров—Муром, Александров—Иваново—Кинешма,     Владимир-<-Гусь-Хрустальный—Тума. Имеется в области и ряд дорог местного значения, в т. ч. узкоколейных, которые идут к торфодобывающим предприятиям, местам лесозаготовок, заводам и фабрикам. Прибытие грузов по железным дорогам превышает отправление, потому что ввозят много сырья, топлива, необходимых материалов, а вывозят, в основном, продукцию обрабатывающей промышленности. Велика роль железнодорожного транспорта и в перевозках пассажиров. Ведущим  видом  транспорта  во  Владимирской  области является автомобильный. Длина автомобильных дорог составляет 8279 км, в т. ч. 7706 км с твердым покрытием. Автотранспорт выполняет местные и межобластные перевозки. Основной автомагистралью Владимирской области является дорога общегосударственного    значения    Москва—Владимир—Нижний Новгород—Казань.    Вторая    дорога    общегосударственного значения      Москва—Ярославль—Архангельск      пересекает область на северо-западе. Большую роль в области играют дороги регионального значения.  Владимир и большинство городов области связаны регулярными автобусными линиями с Москвой. Автобусные линии с регулярным сообщением связывают Владимир с Иваново, Нижним Новгородом, Ярославлем, Рязанью, Чебоксарами, со всеми районными центрами Владимирской области, многими городами, поселками и сельскими населенными   пунктами.   В   настоящее   время   большинство центров сельских микрорайонов имеют надежное автомобильное сообщение с районными и областными центрами. В 19 городах области работает внутригородской автобусный транспорт, в 10 – таксомоторный, а в двух — Владимире и Коврове – троллейбусный. Общая длина водных путей области — 330 км. Главной транспортной магистралью является Ока, которая протекает но восточной границе области. По ней перевозятся грузы и проходят пассажирские маршруты. Судоходна и Клязьма в нижнем течении до Коврова. Основными грузами на реках являются стройматериалы и лес.

В современных условиях задача ремонта и содержания в надлежащем состоянии автомобильных дорог приобретает первостепенное значение, поскольку обеспечивает их сохранность, долговечность и надежность, эффективность обслуживания пользователей и оптимизацию бюджетных средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

Бюджетная политика в  области транспорта направлена на обеспечение  доступности транспортных услуг для пассажиров и улучшения их качества. В 2010 году доля расходов департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области составила 67,9% или 87158,5 тыс. руб.

Ярославская область. Транспорт железнодорожный. Доля железнодорожного транспорта в структуре грузоперевозок Ярославской области составляет порядка 70%. Дорога является не только грузоперевозчиком, но и стабильным налогоплательщиком. В 2009 году налоговые отчисления магистрали в региональный бюджет и фонды выросли на 800 млн. рублей (общая сумма отчислений составила около 3,2 млрд. рублей). Вклад Северной железной дороги в развитие экономики Ярославской области не ограничивается выполнением обязательств по выплате налогов. Ежегодно на территории области Северная магистраль реализует инвестиционные проекты. За последние десять лет на развитие железнодорожных объектов региона было направлено около 10 млрд. рублей.

Речной транспорт. Основой  судоходной системы Ярославской  области является река Волга - важнейшая  артерия единой глубоководной воднотранспортной  системы европейских районов  России. Система внутренних водных путей имеет протяженность 823 км.

Общая протяжённость автомобильных дорог в районе 513,7 км, из них с асфальтобетонным покрытием — 410,96 км.

Автомобильный транспорт. По территории Ярославской области  проходят федеральные дороги, являющиеся основой автодорожной сети области. Протяженность дорог общего пользования в Ярославской области составляет около 8 тыс. км. Воздушный транспорт: На территории Ярославской области открыты внутрироссийские пассажирские и международные грузовые авиалинии. В области имеется 2 авиапредприятия: ОАО «Авиация Ярославля» и ОАО «Аэропорт «Туношна».

На втором месте по объёмам находится трубопроводный транспорт:

• Две нитки нефтепровода Нижний Новгород — Рязань и две  нитки Нижний

Новгород — Ярославль (суммарно не менее 45 млн т/год), обеспечивающие транзит западно-сибирской и волго-уральской нефти к Московскому, Ярославскому, Рязанскому и Киришскому НПЗ, и к порту Приморск на экспорт. (ОАО АК «Транснефть»).

• Газопроводы Нижний Новгород — Центр (КС Муром) и Нижний Новгород —Щёлково с отводами на Иваново  и южные районы области, суммарный транзит более 6млрд м./год. ОАО «Газпром».

• Продуктопровод (МНПП) Кстово — Рязань (не менее 2 млн т/год  в основном дизельного топлива) с отводами на Судогду и Вязники.

 

 

 

Глава 3. Проблемы развития регионов

Владимирская  область. В настоящее время внутренняя производственно-территориальная организация региона не обеспечивает конкурентоспособность Владимирской области на глобальном рынке. В регионе пока не сформирован ни один полноценный конкурентоспособный территориальный кластер как динамичная и внутренне конкурентная сеть близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для региона, отдельных видов экономической деятельности и самих предприятий. Имея полиотраслевую структуру экономики, регион зависит от небольшого количества крупных предприятий, дающих основной прирост валового регионального продукта (ВРП) Владимирской области.

В совокупности основными  проблемами промышленного сектора экономики являются: 
-  преобладание в структуре промышленности предприятий ОПК, что затрудняет возможность быстрой адаптации к конкурентной рыночной экономической среде: нестабильность их работы объясняется небольшим объемом государственного оборонного заказа; 
-  наличие предприятий с устаревшим оборудованием, высоким уровнем износа основных фондов и недостатком собственных средств на их модернизацию; 
-  сложности внедрения новейших технологических разработок в серийное производство; 
-  наличие дефицита высококвалифицированных кадров в промышленности; 
-  наличие серьезной конкуренции со стороны импортных аналогов, низкий уровень конкурентоспособности произведенной продукции.

Обладая значительным научным  потенциалом, Владимирская область  отличается невысоким уровнем "инновационности" экономики, которая определяется объемом коммерциализации и внедрения в производство научно-технических разработок.

Отсутствие энергетических топливных ресурсов и значительного  транзита энергоресурсов через территорию области не позволяет региону "стягивать" на себя проектные мощности, квалифицированную и мобильную рабочую силу.

Значительная часть  инвестиций по видам экономической  деятельности распределяется в обрабатывающих производствах, при этом, несмотря на значительный рост инвестиций во Владимирской области в последние годы, их величина не соответствует потребностям производственного сектора экономики и, в особенности, инфраструктуры. Также ощущается недостаток инвестиций в сельское хозяйство, что негативным образом сказывается на общей экономической ситуации в сельской местности. Незначителен объем инвестиций, направляемых в торговлю, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, что также является причиной серьезных диспропорций в социальном развитии Владимирской области.

Одной из основных проблем  является рост расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, что связанно с изначальной неэффективной пространственной организацией Владимирской области. Наиболее "слабым" сектором инженерной инфраструктуры региона является энергоснабжение.

В настоящее время невысокий уровень обновления дорожной инфраструктуры является фактором, сдерживающим развитие экономики. Владимирская область характеризуется неустойчивостью  сельскохозяйственного производства, обусловленной природными условиями и общим кризисным состоянием сельского хозяйства. В сельском хозяйстве фиксируется крайне низкий уровень заработной платы и уровень жизни сельского населения. Низкая плотность населения на селе отражает не столько количественный, сколько качественный дефицит трудовых ресурсов для крупнотоварного производства.

В сфере туризма и  рекреации основными проблемами являются:

недостаточно развитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ  существующей материальной базы, малое  количество комфортабельных средств размещения, дефицит гостиничного фонда эконом-класса; слабый поток инвестиций в туристскую сферу, особенно ресурсов малого и среднего бизнеса; формирующийся спрос на туристические услуги в области опережает темпы развития сектора, который представлен узким ассортиментом предложений, недостаточно развитой материально-технической базой, низким уровнем обеспечения информационными технологиями в особенности для делового туризма;

Проблемы социальной сферы.

Основная проблема- снижение численности населения, в том числе и сельского. Уровень среднедушевых доходов Владимирской области демонстрирует главную тенденцию - отставание от уровня ЦФО и среднероссийского уровня.

Низкий уровень оплаты труда и доходов населения  Владимирской области обуславливает  невысокую покупательную способность населения и стимулирует развитие маятниковой миграции, главным образом в Московский регион, что требует принятия решений и реализацию действий, направленных на сглаживание межрегиональных и внутрирегиональных диспропорций в уровне доходов.

Сеть учреждений образования  Владимирской области характеризуется  сокращением учреждений "начального уровня" - дошкольных образовательных  учреждений (ДОУ) и ростом числа средних  специальных учебных заведений (ссуз) высших учебных заведений (вуз). Вместе с тем, в последние годы наблюдается рост численности детей в возрасте до 7 лет, что может привести к острому дефициту мест в ДОУ в кратко- и среднесрочной перспективе.

Ярославская область. Несмотря на достаточно развитый научный комплекс, экономика Ярославской области характеризуется низким уровнем инноваций. В научно-образовательной сфере создано всего 3 постоянно действующих инновационных предприятия, что явно не соответствует имеющемуся научному потенциалу. Удельный вес инновационной продукции, осваиваемой промышленностью региона, составляет лишь около 4,5%.

Основными направлениями  развития области являются: развитие традиционных отраслей экономики Ярославской  области (машиностроение, химия и  нефтехимия), модернизация производств, создание и выпуск новых конкурентоспособных продуктов, содействие развитию передовых предприятий, привлечение инвесторов в промышленный сектор. Также перспективным направлением для региона является развитие малого и среднего бизнеса, что будет способствовать созданию новых рабочих мест и сокращению издержек при выпуске продукции. Развитие въездного туризма в Ярославскую область может стать также одним из ключевых направлений стратегического развития.

Социальные проблемы:   сокращение численности населения и занятых в экономике;   растущая конкуренция за квалифицированные образованные кадры с московским рынком труда;  понижение качества и ухудшение доступности социальных услуг, особенно в сферах здравоохранения и образования.

Проблемы в промышленности: трудности модернизации машиностроительных производств индустриальной эпохи, созданных еще в середине 20 века в городах области; высокая энергоемкость промышленности и коммунального хозяйства; сжатие экономического пространства на сельских территориях, особенно на северо-востоке; недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры; сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности и транскационных издержек.

Проблемы охраны окружающей среды:недостаточность реальных инвестиций в природоохранную сферу; нарастание разнообразия экологических рисков, усугубление проблем отходов и прошлых загрязнений; низкий уровень переработки ресурсов леса; в связи с нерешенностью отношений собственности под угрозой находится существование системы региональных ООПТ; сокращение зеленых насаждений в городах области, особенно в г. Ярославле.

 

Заключение.

Подводя итог, можно сказать  о том что Владимирская и Ярославская области имеют выгодное ЭГП. Во Владимрской области основными природными ресурсами являются торф, известняк, огнеупорные и кирпичные глины, строительные, кварцевые пески и камни, флюсовые материалы, железная руда, гипс. В ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. Лес является так же важным ресурсом области. По уровню населения Владимирская область(1430,1тыс. чел. ) находится впереди Ярославской 1306,3 тыс. чел.). В обоих регионах наблюдается естественная убыль населения, однако во Владимирской области этот показатель выше , чем в Ярославской области. Так же для обих регионов характерна безработица.Объем ВПР в Ярославской области выше, чем во Владимирской. Основной отраслью в регионах является промышленность. Владимирская область в отличие от Ярославской является энергодифицитной. . Ведущей отраслью сельского хозяйства в областях является животноводство. На территории  Владимирской области  получили  развитие железнодорожный, автомобильный, речной, трубопроводный, воздушный и электронный (линии электропередач) транспорт. Транспортная система Владимирской области хорошо развита. В Ярославской области доля железнодорожного транспорта в структуре грузоперевозок составляет порядка 70%. Основными проблемами регионов являются: естественная убыль населения, сокращение сельского населения, отличается невысоким уровнем "инновационности" экономики. Во Владимирской области наблюдается сокращение числа дошкольных образовательных учреждений. В Ярославской области наблюдается недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, трудности модернизации машиностроительных производств.

Информация о работе Сравнительная характеристика хозяйств Владимирской и Ярославской областей