Социально-экономическое развитие Архангельской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление и рассмотрение проблем функционирования социально-экономического комплекса Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Исходя из данной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить и проанализировать особенности и проблемы сложившегося социального - экономического комплекса в Архангельской области и в Ненецком автономном округе.
Показать значимость разработки стратегии развития социально – экономического комплекса в регионе .
Исследовать перспективы развития социально экономического комплекса Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Социально-экономический комплекс региона: современное состояние и проблемы……………………………………………………………………..5
1.1. Социально-экономический комплекс Архангельской области………………………………………………………………..………5
1.2. Специфика социально-экономического комплекса Ненецкого автономного округа..........…………………………………………………..15
1.3. Проблемы функционирования социально – экономического комплекса Архангельской области и Ненецкого автономного округа………………………………………………………………………...18
Перспективы развития социально – экономического комплекса региона……………...………………………………………………………..23
2.1. Разработка стратегии социально-экономического комплекса Архангельской области……………………………………………………..23
2.2. Воздействие мирового финансового кризиса на экономику региона……………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………….……..28
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РЭУ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Агропромышленный  комплекс. Сельское хозяйство области представлено 1281 хозяйствующим субъектом различных организационно-правовых форм. В структуре сельского хозяйства области почти две трети объема производимой с.х. продукции занимают личные подсобные хозяйства населения. В последние годы производство валовой продукции сельского хозяйства нестабильно. Объём производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за I квартал 2008 года составил 1 078,9 млн. рублей, или 88,7% к уровню I квартала 2007 г.                                        Численность крупного рогатого скота на 1 апреля 2008 года в хозяйствах всех категорий по сравнению с его численностью на 1 апреля 2007 года сократилась на 2,9% и составила 67,0 тыс. голов.

Рыбное  хозяйство. Рыбная отрасль является одной из основных отраслей пищевой промышленности, доля ее составляет свыше 50%. В составе рыбопромышленного комплекса Архангельской области насчитывается около 100 предприятий всех форм собственности. Улов рыбы и добыча других морепродуктов за январь-март 2008 года составили 19,0 тыс. тонн, что ниже уровня января-марта 2007 года на 13,1%.                                                          В настоящее время в области эксплуатируются сверх нормативного срока службы 33 судна (58 %). В ближайшие годы эти суда должны быть списаны, что приведет к значительному снижению объемов вылова и усилит социальную напряженность вследствие роста безработицы рыбаков.      Дорожное хозяйство. Работу транспортной системы области обеспечивают автомобильные дороги общего пользования протяженностью 8612,4 км. Из общей протяженности дороги с твердым покрытием составляют 7405,5 км, в т. ч. с усовершенствованным - 2605,6 км. Техническое состояние значительной части дорожной сети области по своим параметрам не отвечает современным требованиям.

Строительный  комплекс. В структуре жилищного строительства приоритет принадлежит предприятиям частной формы собственности: 77,6 % общего объема введенного жилья. Жилищный фонд области заметно ветшает. Однако, состояние дел в этой области начинает немного улучшаться. За январь-март 2008 года выполнено работ по виду деятельности «строительство» в объеме 3,6 млрд. рублей, что составляет 136,8% к уровню января-марта 2007 года.                                                                                        В январе-марте 2008 года введены в действие жилые дома общей площадью 23,0 тыс. м², ввод жилья к аналогичному периоду прошлого года вырос на 12,5%. За счет средств населения и кредитов банков построено 195 домов общей площадью 19,2 тыс. м², или 83,5% в общем вводе жилья       

Жилищно-коммунальное хозяйство. В городах расположено 71 % жилищного фонда, в сельской местности — 29 %. Частный жилищный фонд насчитывает 54,5, государственный 3,3, муниципальный 40,9 % всего жилья. Удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного централизованным водоснабжением, составляет 58,6, канализацией 56,3, центральным отоплением 60,2, ваннами 53,1, газом 55,7, горячим водоснабжением 51,6, напольными электроплитами 9,7 %. За 2003 жилищно-коммунальные услуги подорожали на 23,4 %. При этом отмечается наиболее значительный рост коммунальных услуг: по отоплению (на 37,2 %), проживанию в студенческом общежитии (33,8 %), водоснабжению и канализации (27,3 %), горячему водоснабжению (24,3 %).   Из общей численности занятых в экономике области доля работающих в ЖКХ составляет 5 %. Финансовое состояние предприятий ЖКХ остается сложным. 1                                                                                                              

Потребительский рынок. В области функционирует более 9 тыс. предприятий торговли и общественного питания, около 1,5 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Численность работников отрасли составляет порядка 70 тыс. чел. Основная масса организаций торговли и общественного питания являются частными (90,4 %). Оборот розничной торговли во всех каналах реализации в январе-марте 2008 года составил 21,3 млрд. рублей, что на 11,0% (в сопоставимых ценах) больше, чем за январь-март 2007 года. Предприятиями общественного питания реализовано продукции на 942,8 млн. рублей

 (100,4% к уровню января-марта 2007 года). Объем платных услуг населению увеличился на 1,2% и составил 7,0 млрд. рублей.                                                                                                    С ростом потребительского спроса в структуре оборота розничной торговли снизился удельный вес продовольственных и, соответственно, увеличилась доля промышленных товаров.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Архангельская область является экспортно-ориентированным регионом. Товарная структура имеет ярко выраженную сырьевую направленность. По-прежнему значительную долю в экспорте товаров составляют лесоматериалы и ЦБП (73 %), нефть (23 %). В товарной структуре импорта снизился объем ввоза продукции машиностроения и изделий из металлов и увеличился объем ввоза продукции химической промышленности, древесины и изделий из нее. Экспортные поставки в основном осуществляются в страны дальнего зарубежья - Нидерланды, Ирландию, Германию, Финляндию, Великобританию, Польшу. Доля в экспорте стран СНГ составляет 5,4 %. Основные страны, осуществляющие импорт товаров в Архангельскую область, - Финляндия, Великобритания, Германия, Норвегия, США, Швеция, Австрия и др. Ими ввозится в область около 88 % импортных товаров.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ. Основными сдерживающими факторами повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области остаются: большая зависимость экономики от внешнеэкономической конъюнктуры; дефицит собственных средств предприятий для реализации крупномасштабных проектов; высокая цена коммерческого кредитования; фактическое отсутствие системы страхования инвестиционных рисков; невысокая финансовая и операционная прозрачность; отсутствие эффективных механизмов трансформации в инвестиции сбережений населения. Объём инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за январь-март 2008 года составил 4 837,9 млн. рублей, или 116,1% к уровню января-марта 2007 года.                                     

СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Ситуация с загрязнением окружающей природной среды на территории области остается неблагоприятной.                                                                                                Качество атмосферного воздуха в Архангельской области снижается, особенно в г. Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и Коряжма. Особую тревогу вызывает загрязнение воздуха бензоперсном, формальдегидом, метилмеркаптаном. Так, среднегодовые концентрации бензоперена в городах превышают нормативы в 3-4 раза, а в отдельные месяцы отопительного сезона - в 6-8 раз. Основными источниками загрязнения воздуха в области являются целлюлозно-бумажные предприятия ОАО "Архангельский ЦБК", г. Новодвинск (54 тыс. т), ОАО "Котласский ЦБК", г. Коряжма (22,2 тыс. т) и ОАО "Соломбальский ЦБК" (14,8 тыс. т) - суммарный вклад этих предприятий в областной объем выбросов составляет 33%. Вклад автотранспорта в суммарные объемы выбросов в атмосферу в разные годы колеблется в пределах 10-15%, причем этот показатель растет из-за увеличения парка автомобильного транспорта. Химический состав воды в реках и озерах остается стабильным - не ухудшился, но и не стал лучше, хотя за последние пять лет количество вредных выбросов, например в Сев. Двину, снизилось на 40 %.                                                                                                                   

 

1.2.Сцецифика социально-экономического комплекса Ненецкого автономного округа

Ненецкий автономный округ является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где  из года в год увеличивается объем промышленного производства.                                                                              Высокой динамики удается достичь в основном благодаря развитию топливной промышленности. Ее доля, в общем промышленном производстве в 2006 году составила 98,8%.                                                                                     Добыча нефти в Ненецком автономном округе давно стала ведущей отраслью, от которой зависит социально-экономическое положение региона. Поэтому, неудивительно, что Администрация НАО озабочена развитием нефтедобывающей промышленности и всячески поддерживает нефтяные компании, инвестирующие в экономику округа собственные средства. В 2006 году добыча «черного золота» на территории Ненецкого автономного округа составила 12,9 млн. тонн. В 2007 году этот показатель ожидается на уровне 13,6 млн. тонн, что на 5,6% больше уровня прошлого года. К 2010 году в округе планируется добывать до 23,3 млн. тонн нефти в год. Это станет возможным с вводом новых месторождений и строительством нефтепроводной системы.                                                                           Положительная динамика роста наблюдается и в объеме отгруженных товаров собственного производства, а так же выполненных работ и услуг. В 2006 году по этому направлению округ заработал 77 300,9 млн. рублей, что составило 129,1% от уровня 2005 года.                                                            Увеличивается в округе и количество малых предприятий. В структуре деятельности малых предприятий доля торговли, ремонта транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования занимает свыше 30% от общего числа предприятий. Удельный вес предприятий занимающихся промышленной деятельностью и строительством невелик. Остальная доля приходится на предприятия транспорта, связи, сельского хозяйства, предоставления различных видов платных услуг, издательской и полиграфической деятельности, производства неметаллических минеральных продуктов и т.п. Объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, зарегистрированных на территории региона, также стабильно растет на 5%-10% в год.                                           Общий объем платных услуг, оказанных населению за январь-декабрь 2006 года, составил 1040,8 млн. рублей, индекс физического объема услуг вырос на 21,2 % от уровня 2005 года.                                                                                   

Динамика уровня жизни населения:                                                                

По оценке Управления финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа среднемесячная начисленная заработная плата в 1 полугодии 2007 года составила 31 254 рубля, что на 18,74 % выше, чем  за аналогичный период 2006 года. Самая высокая заработная плата в добывающих отраслях, в финансовой деятельности, на транспорте и в строительстве. Начиная с 2005 года, увеличивается заработная плата бюджетников и, с учетом реализации национальных проектов, в 2007 году темпы ее роста будут выше, чем в среднем по округу.

                                                                                                         Таблица 1

Среднемесячная начисленная заработная плата

Единица
измерения
2005
2006
2007
руб.
23017
28592
31602

 

 

          Позитивным моментом является и то, что темпы роста денежных доходов опережают темпы роста прожиточного минимума в Ненецком автономном округе. На сегодняшний день прожиточный минимум на одного человека составляет 6,4 тыс. рублей. Этот показатель, как и в предыдущие годы, почти в 2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, что связано с высоким уровнем цен в округе из-за стоимости транспортных расходов при завозе товаров в округ.

Инвестиционный  потенциал НАО

Бесспорным лидером  в привлечении инвестиций является нефтедобыча. На её долю в течение последних лет приходилось от 87% до 96% инвестиций. Ресурсный потенциал Ненецкого автономного округа отличается значительными запасами углеводородного сырья, подготовленными к освоению и мало освоенными до настоящего времени.       Округ расположен в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, которая по запасам нефти, занимает 4-е место в России. Небольшая глубина залегания, хорошие физико-химические свойства нефти и компактное размещение нефтегазоносных площадей только усиливают привлекательность округа для инвесторов.                                        Кроме того, особую роль играет выгодное географическое положение округа – вдоль побережья северо-востока Европейской части России, а это  - близость Северного морского пути и европейских рынков сбыта. Недра округа привлекательны и тем, что степень выработанности разведанных запасов нефти достигла лишь 8 %, свободного газа 0,7%.                          Всё это позволяет Ненецкому автономному округу гордо носить звание одного из самых перспективных регионов России для инвестирования средств. Накопленный инвестиционный потенциал, позволяет Ненецкому округу решать и социальные проблемы. В 2006 году было реализовано порядка 70 программ и мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, коммунальной сферы.1

 

1.3.Проблемы в социально – экономическом комплексе Архангельской области и Ненецкого автономного округа

Практически все негативные тенденции развития, характерные для России, оказывают влияние и на развитие Архангельской области. На ситуацию в регионе влияют также региональная специфика и неблагоприятные природно-климатические условия.1                                                                                                                                     Основные проблемы социально-экономического развития-области, которые носят общесистемный характер: существующий уровень транспортной инфраструктуры не позволяет эффективно использовать все виды транспорта; рост издержек производства предприятий реального сектора экономики и ухудшение их финансового состояния, вызванные опережающим ростом цен и тарифов на энергоносители, продукцию и услуги естественных монополий и добывающих отраслей; невысокие темпы модернизации к обновлениям производства; не получило должного развития жилищное строительство (в жилом фонде области значительный рост, доли ветхого и аварийного жилья); демографические проблемы - естественная и миграционная убыль, высокая смертность в трудоспособном возрасте ведут к увеличению демографической нагрузки; невысокий уровень жизни населения при значительной социальной и экономической дифференциации (в Архангельской области ниже черты бедности проживает пятая часть населения); проблема занятости и квалифицированных кадров (имеет место несоответствие между потребностями в кадрах реального сектора экономики и предложениями на рынке труда); проблемы состояния окружающей среды.1 Кроме вышеперечисленных, существуют проблемы, характерные для отдельных отраслей экономики и социальной сферы. Лесопромышленный комплекс: низкие темпы модернизации ЛПК, недостаточное использование ресурсосберегающих технологий; высокий удельный вес продукции с невысокой степенью механической переработки; неравномерное освоение расчетной лесосеки; неразвитость транспортно-технологической инфраструктуры; проблема транспортировки сырья и продукции по железной дороге и через морской порт; Агропромышленный комплекс: снижение плодородия земель с.-х. назначения и их деградация; снижение технической оснащенности сельского хозяйства; отсутствие эффективных государственных и негосударственных систем регулирования продовольственного рынка; низкая конкурентоспособность продукции местных сельхозтоваропроизводителей; социальные и кадровые проблемы. Рыбное хозяйство: старение промысловых судов; отсутствие финансирования на продолжение строительства рыболовных судов; кадровое обеспечение рыбной отрасли; недостаточное развитие инфраструктуры прибрежных территорий Архангельской области. Транспорт и связь: старение транспортного и пассажирского флота; недостаток ледокольного флота для гарантированной проводки судов в зимнюю навигацию и круглогодичной работы морского порта в Архангельске; обмеление судоходных рек; низкий технический уровень существующих автомобильных дорог области; недостаточная обеспеченность населения, особенно сельского, услугами связи. Энергетика: существование в области высокозатратного энергетического комплекса, ориентированного на топочный мазут и уголь; во всех отраслях остро стоит проблема энергосбережения; проблема диверсификации производства тепловой и электрической энергии, создания надежных и недорогих энергоисточников. Жилищно-коммунальное хозяйство: кризис в ЖКХ, старение системы жизнеобеспечения и нарушение процесса их воспроизводства; наличие большого количества аварийного и ветхого жилищного фонда; значительный износ оборудования коммунальных объектов. Строительный комплекс: недостаточность земельных участков под строительство, обеспеченных инженерно-коммунальной инфраструктурой; отсутствие генпланов в большинстве регионов области; технологическая отсталость производственной базы строительной индустрии, высокая степень износа основных средств; отсутствие оптимального режима1 кредитования. Здравоохранение: рост заболеваемости и смертности; рост злоупотребления психоактивными веществами (алкоголь, токсичные вещества, наркотики); морально и физически устаревшая материально-техническая база ряда лечебно-профилактических учреждений; низкий уровень заработной платы медицинских работников; дефицит медицинских кадров. Образование: недостаточное развитие и старение материально-технической базы для получения школьниками качественного образования, особенно в сельской местности; низкий уровень заработной платы работников образования; несовершенство системы непрерывного профессионального образования; отсутствие областного заказа на подготовку специалистов в системе профессионального образования. Торговля: слабая развитость потребительского рынка в отдаленных и труднодоступных местностях области; наличие «теневого оборота»; низкая социальная защищенность работников отрасли. Социальная защита населения: низкий уровень жизни многодетных семей; недостаточное развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, слабая материально-техническая база этих учреждений; недостаточно развит сектор нестационарной социальной помощи, не снижается очередность в дома-интернаты, отсутствие патронатной формы обслуживания для одиноких инвалидов; проблемы трудоустройства 2инвалидов. Семья и молодежь: жилищная проблема молодежи и молодых семей; неразвитость системы социальных служб и клубов для молодежи; рост наркомании среди молодежи. Культура: недостаточное развитие и старение материально-технической базы; снижение уровня социальной доступности культурных благ; сокращение информационной доступности населения к базовым информационным услугам и знаниям.    Вышеперечисленные проблемы, а также социально-экономические показатели в совокупности формируют обобщенную картину состояния социально-экономической системы области и определяют состав задач, решение которых позволит создать устойчивое развитие экономики и общества.1

Информация о работе Социально-экономическое развитие Архангельской области