Социально-экономическая характеристика республики Бурятия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:08, реферат

Краткое описание

Для решения важнейших проблем в социальной сфере необходимо создание экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности Республики Бурятия.

Содержание

Географическое и административное положение субъекта Федерации………3
Общая характеристика региона ………………………………………………….3
Природно-ресурсный потенциал региона……………………………………….4
Экономический потенциал региона ……………………………………………..7
а) Основные отрасли материального производства……………………...7
б) Отрасли непроизводственной сферы…………………………………10
в) ЖКХ…………………………………………………………………….11
Социальное развитие региона…………………………………………………..14
Показатели экономической эффективности региона………………………….16
Бюджет региона………………………………………………………………….16
Система органов управления региона………………………………………….20
Проблемы и перспективы развития региона…………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

СЭХ Бурятии.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

Реконструкция и модернизация коммунальных объектов осуществляются на основе реализации Республиканской целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на 2002 – 2010 годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Социальное развитие региона

 

Для Республики Бурятия одним из перспективных направлений интенсификации регионального социально-экономического развития является более активное участие в приоритетных национальных проектах путем создания условий для их реализации на территории Республики Бурятия.

Механизмом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы, в которой есть ряд подпрограмм, позволяющих Правительству Республики Бурятия совместно с федеральными органами исполнительной власти разработать ряд мероприятий, направленных на достижение стратегических целей Республики Бурятия.

Так, необходимым элементом  реализации данной Стратегии является привлечение и закрепление способной  молодёжи в республике. Приоритетный национальный проект предусматривает оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий. При этом, бюджетные субсидии на приобретение жилья формируются на принципах софинансирования: за счет федерального бюджета  -  10% и не менее 25% от средней стоимости стандартного жилья за счет средств региональных или местных бюджетов.

Таким образом, для получения  федерального софинансирования по направлению  «Повышение доступности жилья» Республике Бурятия необходимо предусмотреть в республиканском бюджете соответствующие средства, размер которых в три раза больше запрашиваемых средств федерального бюджета на эти цели.

По направлению «Увеличение  объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы основными являются:

1. Обеспечение предоставления  местным властям государственных  гарантий и частичное субсидирование  процентных ставок заемщикам по привлеченным кредитам на оснащение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

В целях достижения синергетического эффекта с федеральными действиями в рамках приоритетного национального  проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Республика Бурятия предполагает в 2007 г. разработать план создания новых территорий застройки, определить исполнителя работ по обеспечению их инфраструктурой и подать заявку в Росстрой для получения средств на субсидирование процентных ставок по кредитам на эти цели с обеспечением необходимого софинансирования из республиканского и местных бюджетов.

2. Расширение социально-экономической  инициативы по развитию рыночных  отношений в жилищно-коммунальном  секторе. Что наряду с положительными социальными и финансовыми эффектами в данном секторе позволит обеспечить  модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

В части реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» Республика Бурятия значительно улучшила показатели  развития первичной медицинской помощи, оснащения диагностическим оборудованием и санитарным транспортом. В рамках приоритетного проекта Республика Бурятия планирует осуществление ряда пилотных проектов, в первую очередь в части развития медицинских стационаров, имеющих особое значение для реализации сценария «Эколого-технологическое развитие» и формирования новой схемы пространственного развития. Они должны стать основной системной частью преобразований, причем, одним из дополнительных преимуществ при отборе регионов может являться софинансирование реализации программы реформирования за счет средств регионального бюджета.

Развитие приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Бурятия предполагает осуществление программы комплексной модернизации образования также в рамках пилотных проектов, направленных, в первую очередь, на развитие  системы учебных заведений в сельской местности, введение новой системы оплаты труда работников общего образования, развитие региональной системы оценки качества образования, а также создание условий для поднятия уровня вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры

Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

К основным мероприятиям в рамках проекта относятся:

1. Увеличение и удешевление  привлекаемых кредитных ресурсов  ЛПХ и КФХ и создаваемыми  ими сельскохозяйственными потребительскими  кооперативами, что позволит повысить  товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан. Основной механизм – субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется 3,67 млрд. руб. в 2007 г., что позволит привлекать в личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства кредиты на сумму 20 млрд. руб. ежегодно.

2. Формирование инфраструктуры  земельно-ипотечного кредитования  позволит повысить доступность  кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков.

3. Осуществление хозяйствующими  субъектами (работодателями) строительства  (приобретения) жилья за счет субсидий  из федерального бюджета (не  более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности, что существенно важно для развития сети локальных поселений в рамках реализации сценария «Эколого-технологическое развитие».

 

6. Показатели экономической эффективности региона

 

Республика Бурятия  за последние годы характеризуется динамичным развитием практически всех видов деятельности. За этот период прирост валового регионального продукта составил 33,7%, по сравнению с 2001 г. объем выпуска промышленной продукции за 2001-2005 годы увеличился на 58,8%, сельского хозяйства на – 2,4%.

 

Индексы основных показателей  социально-экономического развития Республики Бурятия 1999 – 2005 гг., в % к предыдущему  году.

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Валовой внутренний продукт

108,0

104,8

106,4

106,4

106,7

103,7

106,8

Инвестиции в основной капитал

103,8

99,0

137,2

101

140,5

74,2

105,1

Объем работ в строительстве 

119,7

86,6

132,4

85,4

135,0

80,2

101,4

Промышленное производство

112,0

108,0

113

116

110

105

104,9

Сельское хозяйство

99,4

100,5

100,2

100,4

98,1

103,3

101,3

Оборот розничной торговли

90,1

105,7

112

114,1

112,7

110,7

114,9

Платные услуги населению 

104,2

116,3

110,7

109,1

103,8

106,8

110,4

Реальные денежные доходы населения

96,5

111,7

111,0

122,7

106,9

103,8

108,9


 

 

7. Бюджет региона

 

В период с 2000 по 2005 гг. ежегодный  темп прироста собственных доходов  консолидированного бюджета республики составлял  20 – 30%, несмотря на ежегодный  рост доли перераспределения доходных источников в пользу федерального бюджета. В структуре доходов сохраняется значительная доля финансовой помощи из федерального бюджета. При этом, начиная с 2003 г., доля  безвозмездных перечислений из федерального бюджета ежегодно уменьшается (с 55,5% в 2002 г. до 46,9% в 2005 г.). Уровень собственных доходов в республике в 2005 г. составил 8,5 тыс. руб. на душу населения с ростом в 3,7 раза к уровню 2000 г.

 

Уровень бюджетной обеспеченности Республики Бурятия

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы, всего

4288,4

7480,2

10988,0

12611,2

14297,8

15557,6

Темп роста к предыдущему  году в %

 

174,4

146,9

114,8

113,4

108,8

Собственные средства

2375,4

3954,0

4894,0

5698,0

7450,1

8254,0

Темп роста к предыдущему  году в %

 

166,5

123,8

116,4

130,7

110,8

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

1913,0

3526,2

6094,0

6913,2

6847,7

7299,6

Доля безвозмездных перечислений в общей сумме доходов, %

44,6%

47,1%

55,5%

54,8%

47,9%

46,9%

Бюджетная обеспеченность собственными доходами, тыс. руб. на человека*

2,3

3,9

5,0

5,8

7,7

8,5

Справочно: Население (среднегодовая, тыс. чел.)

1029,1

1003,75

980,4

976,95

971,7

966,2


* доходы республиканского  бюджета без учета финансовой  помощи из федерального бюджета  в расчете на душу населения

 

Ситуация с бюджетной  обеспеченностью для муниципальных образований Бурятии очень неравномерна: бюджеты районов составляют примерно десятую часть бюджета г.Улан-Удэ, собственные средства в бюджетах районов составляют немного более 10%, в г.Северобайкальск и г.Улан-Удэ эта цифра увеличивается приблизительно до 50%.

 

Финансовая характеристика районов

 

Доходы

в т.ч., собственные

Расходы

2004

2005

2004

2005

2004

2005

Баргузинский

293

210

32

28

297

213

Баунтовский

277

178

24

24

276

172

Бичурский

231

187

22

23

230

187

Джидинский

285

215

36

28

284

217

Еравнинский

197

157

19

14

195

158

Заиграевский

494

318

67

54

495

308

Закаменский

403

281

37

32

399

282

Иволгинский

233

167

26

20

230

167

Кабанский

577

362

140

101

567

371

Кижингинский

223

158

18

18

222

162

Курумканский

268

181

24

23

268

170

Кяхтинский

297

206

54

48

299

206

Муйский

290

159

132

64

294

166

Мухоршибирский

295

212

60

42

290

215

Окинский

107

84

37

21

106

81

Прибайкальский

250

201

48

40

250

206

Северобайкальский

341

197

73

54

340

199

Селенгинский

528

306

149

88

517

329

Тарбагатайский

142

98

18

16

154

98

Тункинский

246

175

26

24

225

158

Хоринский

189

187

17

14

191

151

г.Северобайкальск

402

267

192

108

334

259

г.Улан-Удэ

3570

2538

1597

1302

3735

2807

Информация о работе Социально-экономическая характеристика республики Бурятия»