Северо – западный район РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:30, реферат

Краткое описание

Целью этой курсовой работы является изучение Северо-западного экономического, для этого было необходимо решить ряд задач: анализ его экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и трудовых ресурсов, хозяйственной специализации района, его транспортных сетей и перспективы развития. А также очень важной целью при написании этой работы послужило приобретение исследовательских навыков и навыков пользования учебной литературой, статистическими и картографическими источниками.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика района, особенности ЭГП 4
2. Природно-ресурсный потенциал и его хозяйственная
оценка 5
3. Население и трудовые ресурсы 8
4. Народнохозяйственный комплекс 12
Заключение 24
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

         В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.

         Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции., которые работают на привозном топливе – Печорском  и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.

         Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах.

         Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки – ГТУ.

        Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.

        Что касается металлургического комплекса, то почти весть материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий,  проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.

         Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место производство алюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.

        Сельское хозяйство занимает центральное место в  агропромышленном комплексе района и играет подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение потребности своего населения и легкой промышленности в сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область). Основные доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область.

         До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса.

         В АПК Северо-западного района рост производства связан с :

    • укреплением межрегиональных связей
    • развитием предпринимательства на селе
    • многообразием форм собственности
    • созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.

 

         Северо-Западный район располагает всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок.

         В настоящее время транспортная система ориентированна на решение трёх основных задач:

    •   выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ.
    •   выход к Балтике Белоруссии и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским.
    •   связь с Балтикой северных регионов России.

         Именно решение этих трёх задач делает Северо-запад наиболее перспективной зоной мирохозяйственных связей России.

Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал (через Череповец-Вологду), Белоруссию и Украину (через Витебск-Оршу-Харьков). Железные дороги связывают Северо-запад с Севером (С-Петербург-Петрозаводск-Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (С-Петербург-Талин, С-Петербург-Псков-Рига, С-Петербург-Псков-Вильнюс и далее - на Калининград).

          Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и "ввод" в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с её южными морями.

          По железным дорогам района перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и другая продукция. В вывозе преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Во ввозе - топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт.

         Для района характерно значительное преобладание ввоза над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным экономическим районом.

          Для Северо-запада также характерны многие процессы и проблемы: 

      1) реструктуризация хозяйства в результате резкого спада промышленного производства, с одной стороны, и развития сферы обслуживания и финансово-банковской сферы, с другой. Лидер в этом процессе Санкт-Петербург, повторяющий, хотя и с определенным отставанием, московский путь развития;

      2) депрессия в регионах, специализирующихся на отраслях обрабатывающей промышленности и ВПК (Ленинградская и Новгородская области);

      3)   кризисное положение в отстающих регионах (Псковская область) и небольших городах;

      4) потеря научных кадров, разрушение научного потенциала и культурно-исторических центров;

      5)    депопуляция населения и т.д.

        Основное преимущество Северо-запада - его приграничное и приморское положение. В настоящее время Санкт-Петербург и Ленинградская область стали основным "окном в Европу". Это предопределяет эффективность развития здесь транспортной и складской инфраструктуры международного уровня: расширение существующего и строительство морских портов, строительство скоростных автомобильных и железных дорог, международного аэропорта и т.п.

         Приграничное положение с Прибалтийскими странами Новгородской и Псковской областей обусловливает необходимость изменения специализации хозяйства с ориентиром на интенсивное приграничное сотрудничество в экономической сфере. Особого внимания заслуживает Псковская область, существенно отстающая по уровню экономического развития от сопредельных территорий.

         Для реализации преимуществ выгодного транспортно-географического положения потребуется шире практиковать создание на территории субъектов Федерации Северо-Западного района свободных экономических и таможенных зон, что позволит дополнительно привлечь иностранные и отечественные инвестиции.

          Санкт-Петербург - крупнейший порт страны и мира, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он вырос "в теле" крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность Петербургского порта после его расширения оценивается в 25-30 млн. т. грузооборота в год. А потребности России в этом регионе оцениваются в перспективе в 100-120 млн. т. ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике системы российских портов. Предполагается расширение уже существующих небольших портов в Выборге и Высокие и строительство новых крупных портов в устье реки Луги и в районе города Ломоносова.

         Существенно новой оценки заслуживает геополитическое положение региона. После прекращения существования СССР именно этот регион стал для России практически единственным непосредственным выходом в западную (атлантическую) сферу мирового рынка. И сразу выяснилось, что этот выход совершенно недостаточно обустроен для успешного выполнения своей новой роли - сказываются предпочтения прежних лет (по количеству портов, сухопутных путей за рубеж, инфраструктурному обеспечению, обустройству государственной границы). Но решать задачу неизбежно придётся, поскольку ни на черноморские порты, ни на порты государств Балтии Россия всерьёз рассчитывать не может. Необходимо особо подчеркнуть, что сформировать полноценный морской выход России в Европу - это чрезвычайно важная задача не только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а для всей России. Но главную роль, безусловно, должна играть сама Российская Федерация. Не исключено, что это и есть важнейший в будущем ресурс развития.

           Важнейшие перспективные направления реструктуризации и подъема экономики регионов Северо-запада:

   а) приоритетное не только в районе, но и для России в целом развитие транспортно-складского комплекса в петербургской агломерации, включая, с одной стороны, коренную реконструкцию и увеличение на Балтике мощностей морских портов и повышение пропускной способности коммуникаций, идущих из Финляндии, а, с другой стороны, развитие железных и автомобильных дорог в глубь России;

   6) сохранение ведущей роли района в развитии производств высоких технологий, в том числе точного приборостроения и средств связи, судостроения, химической продукции;

   в) усиление роли района в сфере транспортно-экспедиционных, кредитно-финансовых, информационных и туристических услуг;

   г) закрепление ведущих позиций в области науки и научного обслуживания, подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства;

    д) постепенное повышение роли местного производства в удовлетворении спроса населения на товары народного потребления.

         Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более интенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо просматривается неоднозначная проблема освоения Северного морского шельфа. В решении обеих проблем неизбежно придётся участвовать и Северо-западу.

          В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.

         В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).

          Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.

 

Заключение

 

         В ходе написания курсовой работы мы обращались ко многим экономико-географическим характеристикам Северо-Западного района, в результате чего, мы изучили его основные особенности и структуру.

         В итоге стало понятно насколько велика роль Северо-Западного района в экономике всей Российской Федерации. Ведь, благодаря выгодному экономико-географическому положению, именно этот район связал всю Россию с Балтикой и стал для нее практически единственным непосредственным выходом в западную (атлантическую) сферу мирового рынка. Кроме того, именно это послужило быстрому развитию в Санкт-Петербурге судостроения, по показателям которого Северо-Западный район занимает лидирующее место в России.

         Санкт-Петербург является вторым городом по численности в России, городом-миллионером, безусловно, крупным научным и культурным центром, что также положительно влияет на экономическую и социальную сферы Северо-Западного района.

         Таким образом, курсовая работа помогла нам не только систематизировать наши знания о Северо-Западном экономическом районе, но и выявить всю важность его влияния на экономико-географическое развитие всей России.

 

Список литературы

 

 

  1. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Е.В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2005.
  2. Сибикеев К.В. Регионоведение. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  3. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. – М.: Росстат, 2008.
  4. Региональная экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  5. Трёшников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. - М.: Дрофа, 2002
  6. Социально-экономическое положение Северо-Западного Федерального округа в 2004 году. – М.: Воланд, 2005
  7. Строев К.Ф. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. – М.: Аванта+, 2006

Информация о работе Северо – западный район РФ