Северо-Западный район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:41, доклад

Краткое описание

Основные хозяйственные функции Северо-Запада – производство наукоемкой и трудоемкой продукции, осуществление международных связей, подготовка высококвалифицированных кадров, руководство наряду с Москвой культурной жизнью российского общества.
Три аспекта истории населения и хозяйства Северо-Запада сыграли определяющую роль в формировании его современного облика:
заселение территории района древними славянскими племенами, послужившими составной частью основы, на которой сложилась русская народность;

Вложенные файлы: 1 файл

Severo-Zapadny_ekonomichesky_rayon.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

                                Северо-Западный район

Состав: Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области, Санкт-Петербург (город федерального значения).

Основные хозяйственные функции  Северо-Запада – производство наукоемкой и трудоемкой продукции, осуществление международных связей, подготовка высококвалифицированных кадров, руководство наряду с Москвой культурной жизнью российского общества.

Три аспекта истории населения  и хозяйства Северо-Запада сыграли  определяющую роль в формировании его современного облика:

  • заселение территории района древними славянскими племенами, послужившими составной частью основы, на которой сложилась русская народность;
  • развитие ремесел и торговли, что уже в период раннего феодализма вывело Новгородскую республику на международную арену;
  • концентрация в Санкт-Петербурге промышленности и торговли, особенно международной, что обусловило его ведущую роль в жизни страны. В настоящее время роль Санкт-Петербурга хотя и менее значима, чем Москвы, но весьма существенна.

Основные черты географического положения Северо-Запада – приморское положение и близость к крупнейшим промышленным центрам – обусловили его развитие как важнейшего индустриального и транспортного очага.

Экономико-географическое положение – выгодное, т. к. район расположен между развитыми европейскими государствами: Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей, Литвой,  Белоруссией. Район также граничит с Центральным и Северным районами России.

Население района – 8,5 млн. человек (2007 г.), из них 7,3 млн. – городское и 1,2 млн. – сельское. Площадь района составляет 211,3 тыс. км2. Средняя плотность населения – около 40 чел. на 1 км2, однако в периферийных районах плотность сельского населения составляет всего лишь 2-4 человека на км2. По этническому составу население многонационально, но представлено в основном русскими.

Основные социально-экономические  предпосылки развития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская  база.

Северо-Запад – индустриальный район с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориентируется на привозное сырье и топливо.

Машиностроение района подразделяется на три ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающиеся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в районе, а темпы их роста определяются потребностями страны в их продукции. Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного и полиграфического машиностроения, а также производящие строительно-дорожные машины и электротехнические изделия. Третья ветвь – металлическое судостроение, создание которого обусловлено приморским положением Северо-Запада. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами района, в первую очередь Санкт-Петербурга. Предприятия судового оборудования имеются и в городах, удаленных от моря. Они работают на основе кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами Санкт-Петербурга.

Второстепенные отрасли:

- добывающие (район обладает небольшим количеством природных ресурсов, поэтому добывающая промышленность не получила широкого развития,  обрабатывающая промышленность северо-западного экономического района ориентируется, в основном, на привозное сырье и топливо) Исключение: крупнейшие разведанные запасы янтаря в Калининградской области, небольшие запасы нефти и газа; торф

- обрабатывающая промышленность:

  • металлургическое производство (почти весть материал для производства привозится из других районов)   представлено выпуском сортового проката, стальных и чугунных труб , крепежных изделий,  проволоки. Особое значение имеет переработка цветных металлов:  производство проката из меди и никеля, выпуск алюминия.
  • обработка и переработка леса, которая представлена практически всеми отраслями с явным преобладанием целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей. Собственного сырья не хватает и большая часть потребностей в древесине обеспечивается поставками из Карелии и других районов Европейского Севера. Практически повсеместно в районе производят пиломатериалы, мебель, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты, спички, фанеру.
  • химическая промышленность представлена разными отраслями с преобладанием выпуска полимерных материалов - синтетических смол, пластмасс, резинотехнических и резинобитовых изделий, реактивов, лаков, красок, фарм. препаратов. Хим. промышленность в основном функционирует на привозном сырье, но также развита и основная химия работающая на местных фосфоритах и апатитах.
  • рыбная промышленность (т. к. район обеспечен Район водными ресурсами многоводные реки, 7 тыс. озёр) развито рыболовство и рыбно-консервная промышленность.
  • Развита легкая промышленность (ведущее место здесь занимает обувная, текстильная, пищевая).
  • развивается промышленность строительных материалов, в том числе и стекольная. здесь следует выделить производство огнеупорных изделий.
  • Ядро электроэнергетики района образует Ленинградская АЭС в городе Сосновый Бор - одна из мощнейших в России. Действует несколько крупных ТЭЦ и небольших ГЭС (Волховская, Свирская и др.). Из топливных ресурсов добываются горючие сланцы и торф, но основная часть топлив поступает по трубопроводам из других районов страны.

Агропромышленный  комплекс

Сельское хозяйство  в силу особенностей развития производительных сил и природно- климатических условий имеет второстепенную роль в структуре хозяйства района. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение потребностей местного  населения и легкой промышленности в сырье. Преобладает выращивание кормовых и зернофуражных культур, на юге района выращивают лен. Пойменные заливные луга (вдоль рек) издавна служат, в той же южной части района, базой для развития молочного животноводства. Развита маслодельная промышленность.

Животноводство и ныне преобладает над растениеводством, оно является ведущей отраслью сельского хозяйства и дает 70 % продукции. Преобладает молочно-мясное и молочное скотоводство, развивается свиноводство и птицеводство.

 

Транспорт

Хорошо развиты  все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи. Плотность железных и автомобильных дорог с твердым покрытием здесь в 5 раз выше, чем в среднем по стране.

Район владеет  всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Нагрузка на санкт-петербургский порт значительно возросла после потери балтийских портов.

Основной вид  транспорта – железнодорожный, плотность  железнодорожной сети  очень велика, она обеспечивает межрайонные и  внутрирайонные связи и отличается высокой концентрацией грузовых и пассажирских потоков в санкт-петербургском  транспортном узле. Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом.

Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности.  Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой.

Северо-Западный район имеет огромное значение во внешней торговле России. Он располагает  развитым портовым хозяйством, осуществляя  экспортно-импортные функции России на Балтийском море.

Экономическое развитие района связано с выгодным экономико-географическим положением на Балтийском море и соседством с  развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией, Беларусью  и Центральным экономическим  районом России. Огромна роль в районе г. Санкт-Петербурга - крупнейшего морского порта, индустриального центра страны.

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи  с Центральным районом, так же поддерживаются экономические связи с такими европейскими государствам как Финляндия, Германия, Норвегия.

Через Санкт-Петербург и  Калининградскую область проходит вся торговля со странами ЕС.

В настоящее время  транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности.


Информация о работе Северо-Западный район