Свободные экономические зоны: структура и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся, причем как в России ,таки в других странах.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Свободные экономические зоны
1. 1.Структура СЭЗ
1. 2. Особенности функционирования СЭ
1.3. Законодательство регулирующее СЭЗ
ГЛАВА 2. Современное состояние СЭЗ России
2.1. СЭЗ и проблемы их функционирования в РФ
2.2. Перспективы развития СЭЗ в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

эконом.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Создание особых экономических  зон – важное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, направленное на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Рассмотрение  общесистемных характеристик СЭЗ позволяет идентифицировать ее как самостоятельный, но органически вписанный в экономическую систему элемент, задачей которого в этой общей системе является создание совокупности положительных экономичных и социальных эффектов. В результате анализа развития российской законодательной базы по вопросам функционирования ОЭЗ, был сделан вывод о присутствии ряда трудностей при организации ОЭЗ на территории Российской Федерации и установлено, что перспективы создания и дальнейшего развития СЭЗ в российской экономике во многом зависят от формирования и развития в сравнительно сжатые сроки эффективного законодательства, рассматривающего вопросы деятельности ОЭЗ. Одна из задач, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, – упрощение администрирования в ОЭЗ, устранение дублирующих функций между контролирующими органами, введение в полной мере принципа «одного окна». Анализ практики существования ОЭЗ также показывает, что в процессе их функционирования возникают проблемы с обменом информацией между контролирующими исполнительными органами, приводящие к замедлению процессов оформления и контроля товаров, находящихся в ОЭЗ.

Так как организационно-правовая база правовых институтов не стоит  на месте, а является гибким инструментом экономической и социальной политики государства, даже самые современные  законодательные акты не могут полностью удовлетворить потребности реальной действительности в связи с динамично развивающейся ситуацией в РФ. Повышению эффективности функционирования ОЭЗ будет способствовать постоянное совершенствование законодательства Российской Федерации, создание оптимальных методов контроля за его исполнением, а также обеспечение комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в РФ.

     Образование в РФ регионов ускоренного экономического роста, основой которых выступают ОЭЗ, должно подчиняться единой концепции развития ОЭЗ в РФ, которую предстоит разработать и сделать частью законодательной системы государства.

Однако в России механизм особых экономических зон пока находится  в стадии становления и отладки, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации.

       Можно отметить, что создание СЭЗ всего лишь маленькая составляющая развития российской экономики; жесткое разграничение ОЭЗ на 4 типа не вполне эффективно, а наиболее благоприятны сочетания промышленной и технико-внедренческой зон, туристской и портовой, портовой и промышленной, также эффективно создание комплексных ОЭЗ.

      Немаловажно,  что позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать следующие преимущества:

• агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;

• позитивные внешние  эффекты для предприятий, находящихся  вне особых экономических зон.

      Появление законодательства об ОЭЗ дало импульс к активизации осмысленной инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровне. Поэтому представляется целесообразной поддержка идеи создания не только федеральных, но и региональных или муниципальных особых экономических зон, так как на этом уровне можно обеспечить большинство преимуществ, предусмотренных механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента). Такие решения повысят ответственность регионов, снизят масштаб проблемы управления системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов отпадет жесткая необходимость победы на федеральном конкурсе для создания локальных точек роста. Некоторым такая победа объективно не по силам.

        В существующем законодательстве сделан явный акцент на создание ОЭЗ на пустой территории. Конечно, это упрощает задачи госструктур, однако далеко не всегда бывает эффективно. Это особенно актуально с учетом имеющихся в России сложностей с земельными вопросами (сложно найти крупный целостный участок с государственной собственностью в привлекательном месте). В результате, выбранные площадки могут требовать гигантских затрат в инфраструктуру, хотя рядом могут находиться значительные простаивающие мощности.

         Также при отборе площадок для особых экономических зон следовало бы учитывать не только финансовые возможности субъектов Российской Федерации, но и наличие на их территории сложившихся научно-промышленных комплексов. Закрепление данного предложения в практике работы конкурных комиссий позволило бы создать необходимые условия для максимальной реализации научного, человеческого и производственного потенциала депрессивных регионов страны, стимулировать приток в них инвестиций.

        Существующий в настоящее время механизм заключения соглашений с резидентами (инвесторами) и их отбор являются недостаточно прозрачными. Это особенно критично для ОЭЗ туристско-рекреационного типа, где фактор местоположения и согласование концепции проекта являются наиболее существенными. Представляется целесообразным более четко отрегулировать этот процесс, включая определение преимущественных прав инвесторов, заключивших соглашения о намерениях на стадии подготовки заявки на федеральный конкурс по отбору ОЭЗ.

      Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма как особые экономические зоны. При этом основная цель его применения – придание инновационного импульса экономическому развитию. Формирование таких зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях – эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему. К числу таких мер помимо прямых льгот для резидентов ОЭЗ относятся многочисленные примеры их косвенной поддержки – инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите, централизованный PR особой экономической зоны и т.д. Этот аспект остается в России совершенно непроработанным, хотя является очень важным.

В направлении создания в Российской Федерации особых экономических зон сейчас практически завершен первый этап – этап формирования нормативной правовой базы и открытия зон. С 2008г. мы начинается новая фаза деятельности – период активного проектирования и строительства объектов инфраструктуры во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты работы первых ОЭЗ покажут: насколько эффективным станет этот инструмент для диверсификации экономики и стоит ли его активно распространять по всей территории России. Однако первые результаты работы промышленно-производственных зон позволяют с оптимизмом смотреть на это направление.

Особые экономические  зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным  инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в г. Киото 18 мая 1973 года) // Сборник документов по международному частному праву. – М., 2007.

2. Российская Федерация. Конституция(1993). Конституция Российской Федерации[Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 63с.

3. Российская Федерация. Законы. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 22.07.2005. №116 – ФЗ / Российская Федерация. Законы.- Доступ из СПС Гарант (20.11.12)

4. Таможенный кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады. – 2002. – № 38-39. – Ст. 288.

5. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года № 401-II.

6. Таможенный кодекс Республики Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года

7. Авдокушин, Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны [Текст] / Е. Ф. Авдокушин. - М., 1993.

8. Агафонова, Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542с.

 9. Данько, Т. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве[Текст]: Учеб. пособие/ Т. Данько, З. Округ //Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова.- М.: Инфра-М, 1998. – 168 с.

10. Друзик,  Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства [Текст] : Учеб. пособие / Я.С. Друзик.- Мн.: «ФУАинформ», 2000. -368 с.

11. Коваленко, Е. Г. Региональная экономика и управление [Текст]:Учебное пособие/ Е.Г. Коваленко- СПб.: Питер,2005. - 288 с.

12. Максаковский,  В.П. Свободные экономические зоны: Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира». [Электронный ресурс] / В.П. Максаковский  // Форма организации производства.- Режим доступа:  http://geo.1september.ru/view_article.php ?id=200202310 (11.11.12).

13. Райзберг, Б. А. Курс экономики [Текст]: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга.— М.: ИНФРА, 1997— 720 с.

14. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / под ред. В.Е. Рыбалкина.– 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 591с.

15. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года) [Электронный ресурс] / Евразийская Экономическая Комиссия.–Режим доступа: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS /Pages/ soglsez.aspx (дата обращения: 13.11.12).

16. Особая экономическая зона [Электронный ресурс] / Материал из Википедии.–Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 9E%D1%8 1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0  (дата обращения: 11.11.12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Перечень СЭЗ федерального значения,

созданных на территории РФ в 1990—2002 гг.

СЭЗ

Год

создания

Нормативный акт

1

2

3

СЭЗ «Находка» в Приморском крае

1990

Резолюция ВС РСФСР

СЭЗ «Технополис Зеленоград»  СЭЗ в Калининградской области

 

Постановления ВС РСФСР

СЭЗ «Даурия» в Читинской  области

Свободная предпринимательская  зона в Санкт-Петербурге

Свободная предпринимательская зона в Выборге

1991

Указы Председателя Президиума ВС РСФСР

СЭЗ в Алтайском крае СЭЗ «Ева» в Еврейской АО СЭЗ  «Садко» в Новгородской области  СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской  области

   

 

 

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ  1

 

 

СЭЗ «Сахалин»

 

Постановление Президиума ВС РСФСР

Экологическая и экономическая  зона «Горный Алтай»

 

Постановление Совета Министров РСФСР

Зона свободной торговли «Шереметьево»

1992

Указы Президента РФ

Свободные таможенные зоны «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал»

1993

 

Специальная экономическая  зона в границах заповедного экологического района минеральных источников РФ — Кавказских минеральных вод

1994

Постановление Правительства РФ

СЭЗ «Кабардино-Балкария»

1995

Указ Президента РФ

Свободная таможенная зона на территории, прилегающей к аэропорту «Ульяновск- Восточный»

1996

Постановление Правительства РФ

Международный бизнес-центр  «Ингушетия»

Особая экономическая  зона в Калининградской области

1996

Федеральный закон


 

 

 

 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ  1

 

 

СЭЗ «Елабуга» Елабужского  автомобильного завода

Регион интенсивного экономического развития «Осетия»

 

Постановления Правительства РФ

СЭЗ в Республике Хакасия

 

Указ Президента РФ

Особая экономическая  зона в Магаданской области

1999

Федеральный закон


Источник: Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические  зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2004, № 12, с.126-140.

 

 


Информация о работе Свободные экономические зоны: структура и особенности функционирования