Российская автомобильная промышленность: особенности развития и дальнейшие перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:30, дипломная работа

Краткое описание

Автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.

Содержание

с.
Введение 4
1. Современные тенденции развития и государственное регулирование автомобильной промышленности 7
1.1. Место и значение автомобильной промышленности в экономике РФ 7
1.2. Особенности размещения производительных сил и характерные особенности российской автомобильной промышленности 9
1.3. Характерные черты развития автомобильной промышленности на современном этапе 14
1.3.1. Общие тенденции развития автомобилестроения в РФ 14
1.3.2. Сегмент легковых автомобилей 17
1.3.3. Сегмент грузовых автомобилей 22
1.3.4. Сегмент автобусов 24
1.4. Государственная политика в области автомобилестроения 26
2. Обеспечение конкурентоспособности автомобильной промышленности 33
2.1. Конкурентоспособность российского автомобилестроения 33
2.1.1. Повышение конкурентоспособности в производстве автокомпонентов 39
2.1.2. Факторы роста конкурентоспособности отрасли 42
2.2. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной промышленности 47
3. Структура российского легкового автомобильного парка 53
3.1. Общие тенденции изменения автопарка 53
3.2. Структура автопарка по производителям 54
3.3. Структура автопарка по возрасту автомобилей 56
3.4. Распределение автопарка по федеральным округам и регионам 58
4. Автомобильная промышленность и автопарк Республики Башкортостан 63
4.1. Автомобилестроение в Республике Башкортостан 63
4.2. Общая структура автопарка Республики Башкортостан 69
4.3. Структура легкового автопарка Республики Башкортостан 70
4.4. Анализ деятельности ООО «Уфа – АВТОВАЗ» 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 5.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

ОАО "Белебеевский завод "Автонормаль" - современное машиностроительное предприятие, специализирующееся на выпуске крепежных и нормализованных изделий для автомобильной и строительной отраслей промышленности. Завод входит в число крупнейших предприятий в России, занятых в этой сфере производства.

Основными потребителями  продукции ОАО "БелЗАН" являются крупнейшие российские автозаводы - "АвтоВАЗ" и "КамАЗ". Поставки крепежных изделий на эти предприятия составляют более 50% от общего объема изготавливаемой на ОАО продукции. Также в число предприятий, получающих продукцию "БелЗАН", входят и другие автосборочные заводы - "Завод микролитражных автомобилей" в Набережных Челнах, Нефтекамский завод самосвалов "СеАЗ", Ульяновский автозавод "УАЗ", ОАО "РосЛада" (г.Сызрань) и АМО "ЗИЛ" (г.Москва). В 2001 году к их числу прибавилось ОАО "Иж-Авто" (г. Ижевск).

В настоящий момент площадь  производств завода составляет 180 000 кв. метров. Число работников - более 6500 человек. Производство осуществляется на высокотехнологичном оборудовании, в основном методом холодной объемной штамповки - одним из самых производительных способов изготовления крепежных изделий, обеспечивающим, по сравнению с обработкой резаньем, значительное повышение прочности металла. В области технологий холодной штамповки ОАО "БелЗАН" остается ведущим предприятием не только в России, но и на всей территории СНГ.

В номенклатуре завода более четырех тысяч типоразмеров различных изделий: болты, шпильки, гайки, винты, пальцы, заклепки, штифты и оси, кольца шайбы, пружины, шипы противоскольжения шплинты. Завод имеет сертификат соответствия системы качества международному стандарту ISO 9002 [21].

Открытое акционерное  общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - самое крупное в России двигателестроительное предприятие, основанное в 1925 году.

Вся история ОАО "УМПО" свидетельствует о том, что основной задачей предприятия был и  остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования  предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов. В настоящее время из авиационной тематики УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30, Су-35 со всеми их модификациями,Р-95Ш и Р-195 для семейства самолетов Су-25, Д-436Т1 для Ту-334 и Д-436ТП для самолета-амфибии Бе-200, колонки несущих винтов на вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов Ми-26.

Значительную долю составляет выпуск высокотехнологичной гражданской  продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. Объединением изготовлено свыше 8 млн. автомобильных двигателей, свыше 140 тыс. комбайновых моторов, более 3 млн. малолитражных бензиновых двигателей, более 146 тыс. мотоблоков, около 13,5 тыс. снегоходов.

На сегодняшний день предприятие выпускает из авиационной  продукции: турбореактивные двигатели, узлы вертолетов; из гражданской продукции: бензиновые двигатели, газотурбинный привод АЛ-31СТ, мотоблок "Агрос", снегоходы "Рысь", станки токарно-винторезные [25].

ОАО "Салават - стекло" входит в тройку крупнейших предприятий стекольной промышленности России. Основным видом производимой здесь продукции является листовое стекло, которое находит широкое применение в самых различных отраслях народного хозяйства. География рынка сбыта предприятия охватывает более 60 субъектов федерации, а также дальнее и ближнее зарубежье.

В июне 2004 года на ОАО "Салават-стекло" состоялось официальное открытие нового производства автомобильного безопасного стекла. Впервые данная продукция сошла с конвейера завода ещё в 1980 году. До этого из-за отсутствия такого участка предприятие выпускало только лобовое и заднее плоское автостекло для классических моделей автомобилей, что не могло полностью удовлетворить спрос российского потребителя. Происшедшее  летом 2004 года событие позволило предприятию выйти на новый рынок - в Салавате начали производить стекло для ОАО "Автозавод" (г. Тольятти), ОАО "ГАЗ" (г. Н.Новгород), ЗАО "ЗМА" (г. Набережные Челны) и многих других российских автомобилестроителей.

Интерес автомобилестроителей к новым производителям стекла понятен. Автозаводы не хотят зависеть от монополиста в этой области - Борского стекольного завода. Уже несколько крупных автомобилестроителей выразили желание сотрудничать с башкирским предприятием. В настоящий момент осуществляются поставки опытно-промышленных партий стекла. Надо отметить, что это длительный процесс, он требует тщательной подготовки и имеет несколько предварительных стадий: оценка технической документации, прохождение опытных партий, заключение договоров.

На протяжении многих лет ОАО "Салаватстекло" успешно  сотрудничает с ОАО "Иж-маш" (г. Ижевск), ОАО "КамАЗ" (г. Набережные Челны), ОАО "УАЗ" (г. Ульяновск). В  настоящее время активно ведутся  переговоры с автозаводом "УралАЗ" (г. Миасс) по поставке стеклопакетов с безопасными стеклами, так как автомобили, производимые на этом предприятии, эксплуатируются в условиях Крайнего Севера. Уже сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что ввод в эксплуатацию новой линии по производству безопасного стекла является в России одним из самых успешных производственных проектов последнего времени [26].

Открытое акционерное  общество “Машиностроительная компания “Витязь” является одной из мировых лидеров по производству наземных транспортных средств высокой проходимости, предназначенных для перевозки грузов и людей в особо сложных дорожных и климатических условиях.

Основанный в 1977 году, завод вот уже в течение 25 лет  является единственным в России производителем уникальных двухзвенных гусеничных транспортеров семейства ДТ. Выпускаемые ОАО “Витязь” десяти-, двадцати - и тридцатитонные вездеходы, прекрасно зарекомендовавшие себя в качестве единственного надежного транспортного средства в условиях сплошного бездорожья, болот, снежной целины, низких и сверхнизких температур Российского Севера, Сибири, Арктики и Антарктики, а также высоких и сверхвысоких температур песчаных пустынь Средней Азии и Аравии, сверхвысокой влажности тропиков и разреженного воздуха высокогорья.

Заводом освоены и  серийно выпускаются ведущие  мосты для городских автобусов большого класса, а также отопительные водогрейные котлы [23].

ОАО «Башкирский Троллейбусный  Завод» выпускает качественно новые  троллейбусы с торговой маркой БТЗ-5276, БТЗ-52761, БТЗ-52762 различных моделей  и модификаций. Троллейбусы БТЗ успешно эксплуатируются в тридцати пяти городах России и СНГ. ОАО «Башкирский троллейбусный завод» является лидирующим предприятием в России среди производителей троллейбусов по объемам производства и реализации [27].

ОАО “Туймазинский завод  автобетоновозов” основанный в 1980 году, является крупным российским производителем бетонотранспортной техники. Он производит: автобетоносмесители, бетоносмесители на полуприцепе, автобетононасосы, авторастворовозы, бетононасосы и пожарные пеноподъемники [24].

В целом нужно отметить, что из всех этих предприятий наиболее важную и заметную роль в автомобилестроении играет "Нефтекамский автозавод". Только он выпускает непосредственно  автомобильную технику, обладает полным и завершённым циклом производства. Остальные заводы занимаются производством автокомпонентов и автокомплектующих. При этом объёмы производства автомобильного стекла у ОАО «Салават-стекло» пока достаточно малы, а ОАО УМПО в данный момент к автомобилестроению не имеет отношения, поскольку его сотрудничество ОАО "Иж-маш" (г. Ижевск) по производству двигателей для автомобилей «ИЖ» прекратилось. В республике также существует множество малых частных предприятий, занимающихся производством различных мелких деталей и запасных частей к автомобилям.

 

 

4.2. ОБЩАЯ СТРУКТУРА АВТОПАРКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

За 2004 год количество автотранспортных средств в Башкирии увеличилось более чем на 51,6 тысячу единиц или на 6,5%. На долю легковых автомобилей к началу 2005 года пришлось 83% всего республиканского автопарка, грузовых - 12%, специальных - 2,8%, автобусов - 2,2%. При этом наблюдается увеличение количества автомашин, находящихся в частной собственности и сокращение их у юридических лиц. Об этом ИА REGNUM со ссылкой на Управление ГИБДД МВД Республики Башкортостан сообщил Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Стоит отметь, что около 97% всех легковых автомобилей республики принадлежит частным владельцам. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения составляет 165 штук (в 2000 году эта цифра составляла 125). По обеспеченности легковыми автомобилями по Приволжскому федеральному округу Башкирия последние пять лет, занимала третье место, уступая лишь Самарской и Оренбургской областям. Каждый второй легковой автомобиль, находящийся в индивидуальной собственности, относится к марке ВАЗ (59% общего наличия легковых), причем каждый девятый из них - к последним модификациям ВАЗ 2110, 2120 (в 2000 году к этой категории относился каждый тридцать шестой автомобиль). Что качается легковых иномарок, их количество из расчета на 1000 человек населения возросло с 2000 года на 27 и составило 64 автомобиля. Структура грузового парка республики по типам и грузоподъемности в соответствии с условиями рынка изменилась в сторону увеличения количества автомобилей малой грузоподъемности, таких типов как: "Газель", "Соболь", "Иж-2715" и их модификаций, предназначенных для перевозки грузов небольшими партиями. В настоящее время они составляют третью часть грузового парка, причем более 60% из них находятся в собственности граждан. По сравнению с 2000 годом их наличие возросло более чем на 5 тысяч единиц или на 19%. На начало 2005 года отмечено, что каждый третий автобус в республике находился в собственности физических лиц (в 2000 году таким был каждый четвертый автобус, в 1995 году - каждый восьмой), причем по сравнению с 2000 годом количество автобусов марки ГАЗ увеличилось в 10 раз, ПАЗ - в 3 раза [27].

 

 

4.3. СТРУКТУРА ЛЕГКОВОГО АВТОПАРКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

Из 702,7 тысяч легковых автомобилей, зарегистрированных в ГИБДД республики Башкортостан только 44,8 тыс.шт. (6,4%) - иностранных марок. Это существенно меньше, чем в среднем по России (19,4%) и вообще, одна из самых маленьких процентных долей иномарок среди российских регионов. Как и в других соседних с Башкирией регионах, традиционно, лидирующее положение в парке занимают автомобили марки "Лада" классических моделей, на долю которых приходится 38,1% от общего количества автотранспорта. На втором месте в парке региона с долей 13,6% находятся автомобили "Лада" семейства "Самара". Третью строчку по-прежнему удерживает "Москвич" -12%. Далее по мере убывания идут вазовские "десятки" (5,9%) и "Нивы" (5,6%), а также российские марки "ГАЗ" (5,3%), "УАЗ" (3,3%), "Ока" (2,3%) и "Иж" (1,2%). На долю украинских "Запорожцев" и "Таврий" приходится чуть менее 4% парка республики. За 2004 год парк легковых автомобилей Башкортостана вырос на 50,1 тысячу автомобилей, а "выбраковка" транспортных средств по их технической непригодности для дальнейшей эксплуатации составила 15,2 тысячи автомобилей, отмечают аналитики LADAONLINE [20].

 

 

4.4. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ООО «УФА – АВТОВАЗ»

 

 

ООО «Уфа – АВТОВАЗ» - крупнейший в республике Башкортостан официальный дистрибьютор ОАО «АВТОВАЗа» г. Тольятти, работающий с 1974 года. ОАО «АВТОВАЗ принадлежит доля в размере 51% уставного капитала компании, 49% принадлежит генеральному директору ООО «Уфа – АВТОВАЗ» Асееву А.Н.

Основные виды деятельности: купля-продажа автомобилей, запасных частей, предпродажная подготовка, гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей, оказание автосервисных услуг, комиссионное оформление автотранспорта.

Имеется два автосалона, на одном продаются автомобили марки ВАЗ, а на другом «Шевроле», в том числе «Шеви- нива»

Компания имеет одиннадцать филиалов по республике Башкортостан. В автосервисном центре, признанном лучшим в столице в 2004г. осуществляется гарантийное обслуживание всех новых автомобилей ВАЗ, зарегистрированных в республике Башкортостан. Численность работников составляет около 360 человек.

 

 

Анализ хозяйственной  деятельности

Наименование показателя

Формула расчёта

Значение

Экономический смысл

   

2004г.

2005г.

 

1.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,01

0,06

Показывает, какая часть  краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена за счёт имеющихся денежных средств, средств на депозитных счетах.

2.Коэффициент быстрой ликвидности

0,37

0,61

Характеризует способность  предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства

3.Коэффициент текущей ликвидности

1,07

1,07

Даёт общую оценку ликвидности предприятия.

4.Коэффициент наличия собственных средств

0,11

0,15

Показывает долю собственных  средств предприятия в общем объёме средств предприятия

5.Коэффициент оборачиваемости

11,61

15,5

Количество оборотов совершённых оборотными средствами за год

6.Длительность 1-го оборота дня

31,54

23,54

За столько дней возвращаются вложенные денежные средства

7. Коэффициент загрузки средств в обороте

8,63

6,45

Копеек нужно вложить, чтобы получить 1 рубль выручки

8.Оборачивае-мость оборотных активов

63,87

32,31

 

9.Оборачивае-мость дебиторской задолжности

13,5

10,65

 

10.Оборачиваемость запасов

14,33

17,77

 

11.Рентабельность хозяйственных ресурсов (основных фондов)

14,83%

24,12%

 

12.Рентабильность продаж

0,01

0,02

 

Информация о работе Российская автомобильная промышленность: особенности развития и дальнейшие перспективы