Российская автомобильная промышленность: особенности развития и дальнейшие перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:30, дипломная работа

Краткое описание

Автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.

Содержание

с.
Введение 4
1. Современные тенденции развития и государственное регулирование автомобильной промышленности 7
1.1. Место и значение автомобильной промышленности в экономике РФ 7
1.2. Особенности размещения производительных сил и характерные особенности российской автомобильной промышленности 9
1.3. Характерные черты развития автомобильной промышленности на современном этапе 14
1.3.1. Общие тенденции развития автомобилестроения в РФ 14
1.3.2. Сегмент легковых автомобилей 17
1.3.3. Сегмент грузовых автомобилей 22
1.3.4. Сегмент автобусов 24
1.4. Государственная политика в области автомобилестроения 26
2. Обеспечение конкурентоспособности автомобильной промышленности 33
2.1. Конкурентоспособность российского автомобилестроения 33
2.1.1. Повышение конкурентоспособности в производстве автокомпонентов 39
2.1.2. Факторы роста конкурентоспособности отрасли 42
2.2. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной промышленности 47
3. Структура российского легкового автомобильного парка 53
3.1. Общие тенденции изменения автопарка 53
3.2. Структура автопарка по производителям 54
3.3. Структура автопарка по возрасту автомобилей 56
3.4. Распределение автопарка по федеральным округам и регионам 58
4. Автомобильная промышленность и автопарк Республики Башкортостан 63
4.1. Автомобилестроение в Республике Башкортостан 63
4.2. Общая структура автопарка Республики Башкортостан 69
4.3. Структура легкового автопарка Республики Башкортостан 70
4.4. Анализ деятельности ООО «Уфа – АВТОВАЗ» 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 5.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

 

Общие показатели

2005г.

Доля выручки от продажи  автомобилей всех производителей в  общей выручке в 2005г., тыс. руб.=

Доля выручки от продаж автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» в общей выручке =

=

 

Доля выручки от продаж автомобилей прочих производителей:

=

Наибольший удельный вес в общей выручке от реализации принадлежит семейству автомобилей «Самара»:

Доля выручки от продаж автомобилей семейства «Самара» в общей выручке от продаж автомобилей  ОАО «АВТОВАЗ»:

=

Среднедневной товарооборот =

= =

Среднегодовое количество автомобилей продаваемых каждый день =

в том числе производства ОАО «АВТОВАЗ» =

 

2004 год

Доля выручки от продажи автомобилей всех производителей в общей выручке в 2005г., тыс. руб.=

Доля выручки от продаж автомобилей  ОАО «АВТОВАЗ» в общей выручке =

=

Доля выручки от продаж автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» в общей выручке =

=

Наибольший удельный вес в общей выручке от реализации принадлежит семейству автомобилей «Самара»:

Доля выручки от продаж автомобилей семейства «Самара» в общей выручке от продаж автомобилей ОАО «АВТОВАЗ»:

=

Среднедневной товарооборот =

= =

Среднегодовое количество автомобилей продаваемых каждый день =

в том числе производства ОАО «АВТОВАЗ» =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Основной проблемой отечественного автомобилестроения на наш взгляд является постепенная потеря конкурентоспособности российских производителей. Техническое отставание российского легкового автомобилестроения имеет место в значительной степени.

Высокие пошлины на ввоз новых легковых автомобилей в  совокупности с ростом данного рынка  способствовали появлению проектов сборочных производств иностранных моделей. Поэтому основной тенденцией является развитие промышленной сборки иностранных автомобилей, которая постепенно вытесняет автомобили отечественных моделей.

Это вынуждает российские компании перейти к формированию стратегии выживания через сотрудничество с иностранными производителями. Наиболее динамично данное сотрудничество развивается на растущем рынке легковых автомобилей и наименее - в сегменте производства автобусов. Однако, как показывают тенденции, российским производителям придется либо уступить свое место зарубежным конкурентам, либо работать на отечественном рынке в рамках партнерства.

Переориентация части  спроса на иномарки, в том числе  собранные в России, вызвана следующими факторами:

- ростом доходов населения  в совокупности с развитием системы автокредитования, повышающих спрос на более дорогие модели;

- гибкой ценовой и  сбытовой политикой дилеров иностранных  компаний, появлением на рынке умеренно дорогих (10-12 тыс. долл.) моделей иномарок;

- продолжающимся укреплением рубля и ростом цен на сырье и автокомпоненты, что вынуждает отечественных производителей повышать цены, теряя одно из своих важнейших преимуществ. В результате некоторые российские модели оказались в одном ценовом диапазоне с дешевыми иномарками более высокого качества (преимущественно корейских производителей);

- развитием сборочных  производств, способствующих удешевлению автомобилей иностранных марок.

В целом перспективы  отрасли определяются документом о  развитии автомобильной промышленности - Концепция развития автомобильной промышленности России до 2010 г., принятым Правительством РФ 19 мая 2005 г. Если следовать логике этого документа, то, вероятнее всего, к 2009 г. останется один крупный российский производитель отечественных автомобилей, а все остальное производство будет представлено СП с зарубежными компаниями.

С учетом текущих тенденций  производство российских автомобилей  существенно сократится, а вслед за ним возможно и остальные подотрасли автомобилестроения.

Российские производители  легковых автомобилей изначально были вертикально интегрированы, осуществляя как производство комплектующих, так и сборку автомобилей Основные фонды производителей автокомплектующих в России изношены более чем на 60%, а значит, чтобы соответствовать требованиям сборочных производств, компаниям понадобятся существенные инвестиции.

Для повышения конкурентоспособности автомобильной промышленности необходимо:

- осуществлять переход к гибкому производству (lean production), где большая часть комплектующих производится крупными независимыми поставщиками, а не заводом, количество которых невелико;

- производство  качественных комплектующих и  отлаженная работа огромной структуры поставщиков;

- участие поставщиков в проектировании продукции и разработке концепции производства, и поставка завершенных комплектующих, благодаря чему издержки производства становятся предсказуемыми уже на этом этапе;

- наличие развитых поддерживающих отраслей, в качестве сопутствующей отрасли особое значение приобретает электронная промышленность, так как в современных автомобилях возрастает количество всевозможных электронных систем;

- мотивировать производителей автомобильных компонентов мирового класса размещать их производства в стране, особенно для инновационных продуктов.

Полученные данные об автомобильном парке страны отражают общее количество автомобилей находящихся на руках у автовладельцев, а также его структуру, динамику изменений, возрастные данные автомобилей и т.д.

После распада Советского Союза парк легковых автомобилей  России вырос более чем в 2,5 раза. По данным российской Госавтоинспекции, к началу 2006 г., парк легковых автомобилей в России составил более 25 млн. шт.

Около половины легкового автотранспорта в стране приходится на долю марки LADA, причем 30% - это «классические» модели Волжского автомобильного завода. Доля всех остальных отечественных автомобилей вместе взятых составляет около 30%, иностранных около 20%.

С ростом парка легковых автомобилей в России менялась и  его структура, в первую очередь  – благодаря быстрому росту числа импортных автомобилей. В последнее время Россия превратилась из экспортера автомобилей в их импортера.

Следует отметить незначительные темпы обновления автопарка страны. Возраст почти половины всех легковых автомобилей в России – более 10 лет.

В Республике Башкортостан среди множества предприятий машиностроения, присутствует отрасль автомобилестроения. Предприятия занимаются не только выпуском автокомпонентов, но и производят автомобильную технику, в том числе спецтехнику.

В целом нужно отметить, что из всех этих предприятий наиболее важную и заметную роль в автомобилестроении играет ОАО «Нефтекамский автозавод», специализирующийся на выпуске автомобильной техники и обладающий полным и завершённым циклом производства.

Более половины легковых автомобилей находящихся в Республике Башкортостан – это продукция Волжского автомобильного завода. Из 702,7 тысяч легковых автомобилей, зарегистрированных в ГИБДД Республики Башкортостан только 6,4% - иностранных марок.

По численности легкового автомобильного парка Республика Башкортостан находится на четвёртом месте среди всех субъектов РФ.

В целом нужно отметить, автомобильная промышленность России на современном этапе находится в переходном состоянии. С одной стороны отечественные заводы продолжают выпускать некоторые модели автомобилей, разработанных ещё в конце семидесятых годов, которые давно морально устарели. При этом новое поколение российских автомобилей уступает по всем параметрам иностранным автомобилям.

С другой стороны в  России налаживается производство современных автомобилей иностранных производителей мирового уровня. При этом между ними возрастает конкуренция. Всё это, безусловно, выгодно для конечного потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Концепция развития автомобильной промышленности России (одобрена распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2002 г. N 978-р) // официальный сайт Правительства РФ www.goverment.ru.

2. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы / Погребняк Л. П., Белоусов А. В., Погребняк Е. В. И др. - Институт комплексных стратегических исследований, 2002 с.252.

3. Агибалов А., Моржаретто И. Автопарк России: от прошлого к настоящему // За рулём 2004. - № 10. – С. 22 – 27.

4. Атюшов А. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2001 году. (Обзор.) // Экономист – 2001 - №1.- С. 35.

5. Добринский Е.С. Программа «Российское качество в системе повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения // Автомобильная промышленность 2005. - № 10. – С. 2 – 3.

6. Зубов М.С.Современное состояние российского легкого автомобилестроения // Авто Ревю - 2002. -№ 1.- С.19 – 23.

7. Канунников С.Т. Национальный парк // За рулём 2000. - № 5. – С.10-15.

8. Моржаретто И.Н. Автомобильный клондайк // За рулём 2005. - № 12. – С.108 – 109.

9. Моржаретто И.Н Каждая пятая машина автопарка – иномарка // За рулём 2004. - № 4. – С.73.

10. Пименов Г.В. Автопром в развитии. Кластер и конкурентоспособность автокомпонентов // Волга-Бизнес 2004. - № 12 – С.65 – 68.

11. Сан-Чжун Ли Российская автомобильная промышленность: конкурентоспособность и привлечение иностранного капитала // Вопросы экономики - 2000. - № 2.- С.76 – 89.

12. Синцеров Л.М. Россия: Автомобильная промышленность и рынок // География - 2003 - № 29 – С. 3.

13. Шашкина Е.А. Поехали! Тенденции развития автомобильной промышленности // Рынок ценных бумаг 2006. - № 2. – С. 26-30.

14. Амамура К. Перспективы российского автомобилестроения при современной политике Минпромэнерго // http://www.autosphere.ru/.

15. Амамура К. Будет жить российская автомобильная промышленность? // http://www.autosphere.ru/

16. Богданов П.М. Стратегия развития автомобильной промышленности // http://www.ecfor.ru/index.php?pid=research

17. Глазьев С.Ю. Проблемы  отечественной промышленности в  свете присоединения России к ВТО // http://www.mediatext.ru/docs/12812.

18. Маликов Р.Г. Здесь рождаются НефАЗы // http://www.rbtl.ru/vatandash_www/links.htm.

19. Автомобили Hyundai вновь стали в 2005 г самыми популярными новыми иномарками в России // http://www.automen.ru/.

20. Информационно – аналитическое агентство LADAONLINE // http://www.ladaonline.ru/.

21. Официальный сайт ОАО "Белебеевский завод "Автонормаль" http://www.autonormal.ru/index.shtml.

22. Официальный сайт ОАО «НефАЗ» // http://www.nefaz.ru/.

23. Официальный сайт ОАО Машиностроительная компания «Витязь» http://www.bolotohod.ru/main.htm.

24. Официальный сайт ОАО “Туймазинский завод автобетоновозов” http://tza.com.ru/index.php?module=ContentExpress&func=display&ceid=52.

25. Официальный сайт ОАО «УМПО» http://www.umpo.ru/article.php?id=2.

26. Официальный сайт ОАО "Салават-стекло" http://www.salstek.ru/glass/.

27. Информационное агентство ИА REGNUM http://www.gai.ru/print.phtm?dep=news&id=6279.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Карта

 

 

 




Информация о работе Российская автомобильная промышленность: особенности развития и дальнейшие перспективы