Региональное управление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение системы регионального управления экономикой в условиях развития рыночных отношений, роли органов власти разных уровней в управлении региональной экономикой, а также оценка деятельности Министерства экономического развития Ставропольского края.
Для достижения данной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 изучить понятие, виды, методы и принципы управления региональной экономикой и систем управления;
 рассмотреть участие центральных органов власти в регулировании региональной экономики на современном этапе;
 выявить влияние региональных органов государственной власти на экономику края;
 исследовать деятельность Министерства экономического развития Ставропольского края;

Содержание

Введение 4
1. Принципы организации региональных органов государственной власти.
6
2. Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе.
24
3. Вопросы регулирования экономического развития регионов РФ 28
4. Особенности и проблемы регионального управления экономикой в Ставропольском крае.
36
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложение 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Э.Г..doc

— 2.96 Мб (Скачать файл)

2)                 назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае;

3)                 согласовывается назначение первых заместителей председателя Правительства Ставропольского края;

4)                 согласовывается назначение должностных лиц федеральных органов власти в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

5)                 согласовывается назначение на должность прокурора Ставропольского края;

6)                 утверждается соглашение об изменении границ Ставропольского края;

7)                 принимается Регламент Государственной Думы Ставропольского края и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;

8)                 назначается дата выборов в Государственную Думу Ставропольского края, а также дата выборов Губернатора Ставропольского края;

9)                 назначается референдум Ставропольского края в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края;

10)            оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края и законами Ставропольского края к ведению Государственной Думы Ставропольского края.

Право законодательной инициативы в Государственной Думе Ставропольского края принадлежит депутатам Государственной Думы Ставропольского края, Губернатору, Правительству, представительным органам местного самоуправления в Ставропольском крае, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Ставропольского края, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Ставропольского края.

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу Ставропольского края Губернатором Ставропольского края, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Ставропольского края, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Ставропольского края, рассматриваются Государственной Думой Ставропольского края по представлению Губернатора Ставропольского края либо при наличии заключения Губернатора Ставропольского края. Данное заключение представляется в Государственную Думу Ставропольского края в двадцатидневный срок со дня направления законопроекта Губернатору Ставропольского края. Порядок принятия законов Ставропольского края устанавливается законом Ставропольского края.

Устав (Основной Закон) Ставропольского края, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственной Думы Ставропольского края.

Законы Ставропольского края принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

Полномочия Государственной Думы Ставропольского края прекращаются с момента начала работы Государственной Думы Ставропольского края нового созыва.

Полномочия Государственной Думы Ставропольского края могут быть прекращены досрочно в случае:

1)                 принятия Государственной Думой Ставропольского края решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законом Ставропольского края;

2)                 роспуска Государственной Думы Ставропольского края Губернатором Ставропольского края по основаниям, предусмотренным частью второй настоящей статьи;

3)                 вступления в силу решения Ставропольского краевого суда о неправомочности данного состава депутатов Государственной Думы Ставропольского края, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

4)                 роспуска Государственной Думы Ставропольского края по инициативе Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы назначаются внеочередные выборы в Указанные выборы проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственной Думы Ставропольского края.

Правосудие на территории Ставропольского края осуществляется только судом. Судебная власть в Ставропольском крае осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принципы, форма, порядок осуществления правосудия, процессуальные гарантии, требования, предъявляемые к судьям, устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Прокуратура Ставропольского края входит в единую централизованную систему прокуратуры Российской Федерации с подчинением прокурора Ставропольского края Генеральному прокурору Российской Федерации.

Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.

С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Этим принципом обеспечивается легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам.

Соответствующие органы и должностные лица становятся носителями государственной власти в результате свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа на основе волеизъявления большинства и осуществляют свои полномочия в пределах и формах, определяемых Конституцией Российской Федерации и законами, причем право на осуществление властных полномочий предоставляется только на определенный срок (срок легислатуры). Возобновление этих полномочий в противоречие с требованиями Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов, а также конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации явилось бы нарушением статьи 3 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, законодательством субъектов Федерации может быть установлено формирование и других государственных органов. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РФ. Ни министры, ни лица без гражданства не могут принимать участие в государственной службе, которая, помимо прочего, строится на принципах профессионализма.

Принцип приоритета прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции).

Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РФ.

Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.

И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы «сдержек и противовесов», отработанной мировым конституционным опытом.

В рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны. Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Российской Федерации создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти.

С этих позиций, очевидно, что осуществление государственной власти на основе ее разделения не может и не должно быть абсолютизировано, что неизбежно привело бы к полной независимости ее ветвей, т.е. фактически к вторжению одной ветви власти в сферу другой.

 


2.      ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Конституция РФ предусматривает два уровня государственной власти -федеральный и субъекта РФ, с четко обозначенным разграничением полномочий.

Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями независимо от его вхождения в какую-либо другую территорию РФ.

Субъектам РФ предоставлено право - самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений. В отсутствие других необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ.

Региональное и внутрирегиональное управление осуществляется через разветвленную сеть различных органов, основным звеном которых являются органы государственного и муниципального управления.

Классифицируются эти органы по следующим признакам:

      государственному устройству;

      видам организационно-правовых форм;

      объему и характеру компетенции;

      территориальной сфере деятельности;

      порядку принятия управленческих решений.

Власть в регионе делится на законодательную и исполнительную.

Основной целью исполнительной власти субъектов Федерации является реализация воздействия на объект управления для его перевода в состояние, обеспечивающее производство и воспроизводство жизненноважных факторов и свободное развитие человека.

В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неиз­бежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:

      поддержание производства на еще жизнеспособных дейст­вующих предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложения потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напря­женности и предотвращения конфликтов;

      обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой се­лективной помощи приоритетным (с точки зрения регио­на) направлениям развития и предприятиям;

      организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;

Информация о работе Региональное управление в Российской Федерации