Региональная собственность - пути повышения эффективности ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы состоит в предоставлении путей повышения эффективности использования региональной собственности на примере Оренбургской области.

Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:

· определить понятие собственности, представить его юридическое и экономическое содержание;

· рассмотреть процесс управления региональной собственностью;

· выявить типы регионов по классификации прав региональной собственности;

Содержание

Введение

1. Теоретические основы изучения региональной собственности

1.1 Понятие собственности, его юридическое и экономическое содержание

1.2 Управление региональной собственностью

1.3 Типы регионов по классификации прав региональной собственности

2. Исследование региональной собственности в Оренбургской области

2.1Географическая и социально - экономическая характеристика Оренбургской области

2.2 Анализ использования региональной собственности Оренбургской области

2.3 Пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Регилнальная экономика (РЭиУ).docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

 

ь в областной бюджет 20% - 13 872,5 тыс. руб.

 

ь в городской бюджет 80% - 55 490 тыс. руб.

 

· от участков, находящихся в собственности Оренбургской области, в областной бюджет поступило - 5 433 тыс. руб.

 

Из 729 земельных участков, зарегистрированных на праве собственности Оренбургской области, по состоянию на 01.01.2013 г.:

 

· 10 земельных участков используются на праве постоянного (бессрочного) пользования;

 

· на 635 земельных участков заключены договоры аренды;

 

· 24 земельных участка передано в муниципальную собственность;

 

· 36 земельных участков выкуплено;

 

· на 1 земельный участок заключен договор мены;

 

· 1 земельный участок передан в собственность РФ;

 

· 7 земельных участков находятся в казне Оренбургской области;

 

· по 15 земельным участкам проводится работа по заключению договоров аренды.

 

В соответствии с обязанностями, возложенными на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области указом Губернатора области от 14.03.2011г. №120-ук, а также в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.07.2007 N 256-п «Об утверждении порядка определения размеров и условий внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области», Законом Оренбургской области от 13.12.2011г. № 637/152-V-03 «Об областном бюджете на 2012год и плановый период 2013 и 2014 годов», Министерство осуществляет администрирование платежей арендной платы за земельные участки.

 

Доходы, полученные от аренды земельных участков с неразграниченной госсобственностью, расположенных в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге, в 2012 году составили 66,0 млн. руб., в том числе согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в областной бюджет - 13,2 млн. руб., в бюджет г. Оренбурга - 58,8 млн. руб., что составило 127% от установленного годового консолидированного бюджетного задания (51,9 млн. руб.).

 

Доходы, полученные от аренды земельных участков государственной собственности Оренбургской области, по 184 договорам составляют 23513,2 тыс. руб. Это 187,12 % от установленного годового бюджетного задания (12 566 тыс.руб.). По сравнению с аналогичным периодом 2011 года (17772,7 тыс. руб.) сумма поступлений увеличилась на 5740,5 тыс. руб.

 

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808, Законом Оренбургской области от 16.11.2002 N 317/64-III-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» в 2012 году проведено 12 торгов по продаже права заключения договоров аренды земельных участков.

 

В рамках реализации курируемых мероприятий областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы, заключено 2 договора на выполнение кадастровых работ по 9 земельным участкам, 1 договор на выполнение работ по модификации программного продукта, 3 договора на проведение рыночной оценки 14 земельных участков, для последующего выставления на торги, на общую сумму 372 тыс. руб. Выполненные работы приняты и оплачены.

 

Во всех случаях, в соответствии с действующим законодательством, для предоставления земельных участков обеспечивалась необходимая предварительная градостроительная подготовка, осуществляемая органами местного самоуправления города во взаимодействии с Министерством.

 

При осуществлении полномочий по согласованию выбора земельных участков под размещение и строительство промышленных и иных объектов, в части охраны окружающей среды, за 2012 год министерством рассмотрено 217 запросов, из них:

 

· по 207 материалам выданы положительные согласования;

 

· по 10 отказано в соответствии с действующим законодательством.

 

По состоянию на 01.01.2013 г на территории Оренбургской области деятельность в сфере недропользования в соответствии с лицензиями осуществляют 105 организаций на 77 участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.

 

В 2012 году подготовлены и проведены 6 аукционов по предоставлению права пользования недрами 4 месторождениям общераспространенных полезных ископаемых (по двум месторождениям аукцион проводился 2 раза). Из них по двум аукционам определены победители, четыре аукциона признаны несостоявшимися.

 

Проведено 5 заседаний комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области, рассмотрены заявочные документы по 86 участкам недр. По результатам заседания комиссии приняты решения о:

 

1) выдаче лицензий на  право пользования недрами по 8 участкам недр, в том числе:

 

· по факту открытия лицензий- 6 лицензий;

 

· по гос. контракту- 2 лицензии.

 

2) внесении изменений и дополнений - по 47 участкам недр,

 

3) переоформлении лицензий по 2 лицензионным объектам,

 

4) восстановлено пользование  недрами по 2 объектам,

 

5) приостановлено право  пользования недрами по 1 лицензии;

 

6) прекращено право пользования  по 9 участкам недр.

 

Кроме того, проведено 1 заседание комиссии по изменению границ участков недр Новоорского месторождения светложгущихся глин.

 

Таким образом, в региональной собственности Оренбургской области на 2012 год находится 8 стратегических предприятий, 23 предприятия лесхозы, 13 прочие. Чистая прибыль от деятельности предприятий в 2012 году составила 130 млн. руб. На 01.01.2013 Оренбургская область является собственником акций (долей) в 28 хозяйственных обществах, из них 22 открытых акционерных общества, 3 закрытых акционерных общества и столько же обществ с ограниченной ответственностью. Суммарная номинальная стоимость пакетов акций и долей хозяйственных обществ, находящихся в собственности Оренбургской области на 01.01.2013 составила более 4 млрд. рублей. В областной бюджет поступило дивидендов в размере 10 млн. руб. Увеличиваются доходы от аренды земельных участков с неразграниченной госсобственностью, расположенных в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге, также от аренды земельных участков государственной собственности Оренбургской области. В целом региональная собственность Оренбургской области используется эффективно, но все же есть некоторые недочеты, но органы власти пытаются использовать все средства, чтобы собственность использовалась рационально и с минимальными негативными последствиями.

 

2.3 Пути повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области

 

 

Многие экономисты связывают эффективность управления и использования собственности с той или иной ее формой. Однако, что было бы наивным представлять эту зависимость прямолинейной. В сущности, все решает механизм управления.

 

Рассмотрим общеэкономическую эффективность управления собственностью (на уровне народного хозяйства страны). Как правило, интересы народного хозяйства учитываются, когда речь идет об эффективности того проекта управления, в котором участвуют регионы, отрасли, организации и предприятия.

 

Сравнение проектов (вариантов), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта, производится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта.

 

При его расчетах в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

 

· конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретений, «ноу-хау», программ для ПК и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

 

· социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

 

· прямые финансовые результаты;

 

· кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления импортных пошлин и т.п.

 

Однако не всегда учитываются косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта, изменением доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затрат на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, восстановление природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) государственной поддержке проектов.

 

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:

 

· региональные (отраслевые) - выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта - предприятиями региона (отрасли), за вычетом производственного потребления;

 

· социальные и экологические - достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли);

 

· косвенные финансовые - получаемые предприятиями и населением региона (предприятиями отрасли).

 

При расчетах показателей экономической эффективности на предприятии (фирме) в состав результатов проекта включаются:

 

· производственные - выручка от реализации произведенной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;

 

· социальные - в части, относящейся к работникам предприятий и членам их семей.

 

С позиций государства целесообразно ввести понятие синергического эффекта, представляющего собой часть общеэкономического (народнохозяйственного) эффекта управления собственностью, измеряемого разностью между эффектом функционирования предприятий как целостной системы и суммой эффектов их изолированного взаимодействия.

 

Кроме приведенных показателей можно оценивать эффективность управления собственностью посредством использования других общесистемных показателей.

 

Высококачественный менеджмент, эффективность управления организационными системами ориентированы или характеризуются категориями результативности (эффективности) организации - действенности, экономичности, качества продукции (конкурентоспособности), производительности, качества жизни работников, прибыльности, инноваций.

 

Известно, что эффективное использование собственности напрямую связано с проблемой риска. Возникают необходимость и возможность организации специальной подсистемы управления риском. Конкретнее, речь идет об оценке риска, которая требует идентификации проблемных ситуаций, могущих нанести экономический ущерб предприятию, отрасли, региону и государству в целом. Процедуры, связанные с управлением риском, должны включать в себя оперативную деятельность, направленную на уменьшение вероятности нежелательных ситуаций.

 

Система других процедур ориентирована на оценку степени риска и финансирование мер по предотвращению возможностей появления проблемных ситуаций, чреватых отрицательными для объекта последствиями.

 

Процедуры первого типа включают:

 

· оценку надежности основного оборудования (с учетом проведения текущих среднесрочных и капитальных ремонтов);

 

· ретроспективный анализ производственно-хозяйственной деятельности объекта собственности, помогающий найти причины возникновения непредусмотренных ситуаций;

 

· осуществление конкретных мероприятий, уменьшающих вероятность появления источника таких ситуаций.

 

Процедуры второго типа предусматривают финансовую оценку риска. Содержание таких процедур связано опять-таки с ретроспективным анализом текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности объекта собственности. Такой анализ необходим для определения того экономического ущерба, к которому приведет возникновение той или иной непредусмотренной ситуации.

 

Можно привести следующие виды рисков, встречающиеся при управлении собственностью.

 

1. Внешние предсказуемые (но неопределенные) - рыночный риск в связи с ухудшением возможностей получения сырья и повышением его стоимости, изменением требований потребителей, экономическими изменениями, усилением конкуренции, потерей позиций на рынке; изменение валютных курсов; нерасчетная инфляция; налогообложение.

 

2. Внутренние нетехнические - срывы планов работ из-за недостатка  рабочей силы, нехватки материалов  и их поздней поставки, изменения  возможностей заказчиков и подрядчиков, ошибок планирования, изменений  в руководстве, нереального планирования; слабого управления, перерасход  средств из-за срывов планов  работ; неквалифицированного персонала, неправильных смет.

 

3. Внутренние технические - изменение технологии, ухудшение  качества и производительности.

 

4. Страхуемые - прямой ущерб имуществу (транспортные инциденты, оборудование; материалы, имущество подрядчиков), косвенные потери (демонтаж и передислокация поврежденного имущества, перестановка оборудования), повреждение имущества, нарушение графика работ.

 

На основе результатов анализа формируется программа управления хозяйственным риском, предусматривающая конкретные меры и размеры расходов.

 

Затраты на разработку рассматриваемой подсистемы управления риском по сравнению с теми непредвиденными потерями, которые испытывает каждый объект собственности, окажутся ничтожными и самое главное обеспечат его рациональную производственно-хозяйственную деятельность.

 

Для повышения эффективности использования региональной собственности Оренбургской области, прежде всего, необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, имеющими государственную долю капитала.

 

По нашему мнению, следует четко наладить работу подсистемы информационно-аналитического обеспечения данными о количестве акций, закрепленных в федеральной собственности; финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; пакетах акций, находящихся в федеральной собственности (в настоящее время отсутствует информация о поступлении доходов в федеральный бюджет и дивидендов по акциям, закрепленных в государственной собственности).

 

Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом имеет все возможности совместно с соответствующими территориальными и муниципальными комитетами принять необходимые меры по уточнению состава имущества на территории области, совершенствованию методики оценки объектов недвижимости, земельных ресурсов и других элементов, образующих собственность области.

Информация о работе Региональная собственность - пути повышения эффективности ее использования