Развитие культуры в Свердловской области на 2011-2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:12, доклад

Краткое описание

Свердловская область, несомненно, относится к числу наиболее развитых в культурном отношении регионов России. Здесь накоплен значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, формы бытования и ценности традиционной культуры живущих на Урале этносов, развитая сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов и управленцев региональным культурным процессом

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

6. Проблемы сохранения  и использования историко-культурного  наследия: руинизация и утрата части недвижимых памятников культуры, недостаточные масштабы их капремонта и реконструкции; неудовлетворительные (нередко – устаревшие) условия хранения, реставрации и охраны фондов культурных ценностей прошлого; недостаточный объем и качество поисковой и репродуктивной работы с объектами нематериального наследия; дефицит научного описания и анализа объектов культурного наследия, издания их качественных в научном и полиграфическом отношении каталогов и исследований, виртуальной презентации; ограниченное по объему, недостаточно активное и продуктивное использование и популяризация объектов культурного наследия в актуальной культурной и экономической деятельности: в культурных услугах населению, образовании и воспитании, культурном туризме, культурных обменах, имиджевых проектах и проектах по ребрендингу территорий и учреждений культуры. Источники проблем: несовершенство и, порой, несоблюдение законодательства; недостаточное финансирование сберегающей, ремонтно-реставрационной, охранной и научно-исследовательской деятельности; недостаточный мониторинг состояния недвижимых памятников и культурных ценностей прошлого, слабое развитие научных исследований и издательской деятельности во многих музеях, библиотеках, архивах документов по истории культуры; отсутствие имиджевых и (ре)брендинговых стратегий у руководства муниципальных образований, управлений и конкретных учреждений культуры; сохранившееся с советских времен узкое понимание социокультурных функций наследия и инерционно-пассивное к нему отношение руководителей и работников этих учреждений, их недостаточная профессиональная компетентность и креативность; низкий уровень взаимодействия и партнерских отношений культур охранных структур с бизнесом и институтами гражданского общества.

7. Проблемы распространения  и потребления культурных ценностей  – это, конечно же, прежде всего  проблемы ассортимента, количества, качества и доступности предлагаемых  культурных услуг и культурных  ценностей. Все проблемы данного  круга наиболее остро стоят  для периферийных населенных  пунктов, удаленных от культурных  центров (Екатеринбурга, прежде всего), где сосредоточен основной объем  творческого потенциала области, особенно для малых городов  и сел. Совершенно очевидна, на  сегодняшний день, неудовлетворительность  уровня реализации всех аспектов  культурного потребления в провинции  области: и ассортимента, и количества (частоты, интенсивности), и качества, и доступности культуры. Он закрепляет  социокультурное неравенство жителей  центров и периферии, предопределяя  низкий (сравнительно с первыми) уровень личностного развития  последних, качества их жизни  и социальной конкурентоспособности. Источники проблем: недостаточность  финансового обеспечения сферы  распространения и потребления культурных ценностей; существенное отставание от общественных потребностей уровня развития культурного потенциала свердловской провинции, инфраструктуры ее культурной сферы, неразвитость/упадок традиционных, в том числе нестационарных (гастроли, кинопередвижки, «поезда искусств», массовый выезд/вывоз в культурные учреждения других городов и т.п.), и современных форм культурной коммуникации и предоставления качественных культурных услуг, особенно на основе компьютерных технологий и интернета, отсутствие единого и активно работающего виртуального пространства культурной сферы; несоответствие облика, оснащения и функциональной организации многих учреждений культуры их современным функциям и запросам современного потребителя, их малоэффективная (по ассортименту, интенсивности, качеству и воздействию) деятельность, не использование ими ресурса IT-технологий и современных технологий социального продвижения; недостаточная профессиональная компетентность и креативность их кадров.

8. Проблемы художественного  образования и воспитания: неблагополучное  состояние материально-технической  базы образовательных учреждений  художественного образования, в  том числе существенный дефицит  общежитий; недостаточная укомплектованность  штатов и квалификация их педагогических  кадров; рост доли платных услуг  и стоимости обучения; несовершенство  механизмов поиска художественно  одаренных детей и форм специальной  работы с ними; недостаточное  присутствие художественного образования  и воспитания в образовательных  учреждениях общего среднего, начального  и среднего профессионального (нехудожественного) образования; неэффективность и/или  отсутствие просветительской и  воспитательной работы с детьми  и молодежью в учреждениях  культуры (библиотеки, музеи). Источники проблем: недостаточное финансирование сферы художественного образования, прежде всего, капстроительства и технической базы ДШИ, училищ и колледжей искусств; низкие зарплата, социальная защищенность (законодательно закрепленная дискриминация по учебной нагрузке) и престиж педагогов в сфере художественного образования; недостаток форм повышения квалификации, обмена педагогическим опытом и организации педагогических инноваций; ведомственная разобщенность сфер культуры и образования, соответствующих муниципальных управлений и областных министерств; отсутствие (у субъектов разных уровней) понимания полифункциональной роли современных учреждений культуры (в том числе культурно-формирующей функции) и четкой программы их реализации.

9. Проблемы формирования  позитивного имиджа Свердловской  области и его территориальных  образований средствами сферы  культуры : дефицит произведений, культурных событий, проектов мирового и российского уровня; недостаточный объем и масштаб международных культурных обменов, художественной продукции, участия в значительных международных и российских культурных проектах (фестивалях, конкурсах, изданиях, акциях), проведения гастролей творческих коллективов области в столице и регионах РФ; нерегулярность, незначительный масштаб и невысокий качественный уровень PR-кампаний и культурной рекламы, отсутствие целенаправленной систематической работы по утверждению высокого престижа культуры и искусства, их традиций, достижений и субъектов; скромная и несистемная (отрывочная) представленность культуры Свердловской области в мировой сети. Источники проблем: ограниченный объем бюджетного финансирования и спонсорской поддержки имиджевых проектов; отсутствие имиджевой культурной стратегии и значительных творческих и глобально-репетиционных амбиций; дефицит субъектов («знаковых фигур») и творческих коллективов мирового и/или российского масштаба и уровня; непрезентабельное (мало эстетичное) и нефункциональное (не включенное в культурную деятельность и мифологию территории) состояние многих потенциально имиджевых объектов и культурных ландшафтов; слабая освоенность культурной сферой (на всех ее уровнях) современных технологий связей с общественностью и продвижения культурных институций и продуктов; не разработанность собственного виртуального пространства культурной сферы области и механизмов ее проникновения в иные виртуальные пространства (отечественные и зарубежные интернет-порталы, сайты, социальные сети и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи развития культуры в Свердловской области в 2011-2015 гг.

Напомним: цель культурной сферы - реализация жизненно необходимых для общества функций культуры. Ее достижение обеспечивается всем организованным системным «телом» сферы культуры, связывающим в единое целое субъектов с их способностями, знаниями и умениями, используемые ими программы, инструменты («материально-техническая база»), способы (технологии) и организационные формы (учреждения, или институции) культурной деятельности. Во всем этом и заключен культурный потенциал, т.е. функциональные возможности сферы культуры, реализуемые в этой самой деятельности производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей, а вместе с ними – в разнообразных личностных и социальных эффектах – результатах воздействия культуры на конкретных людей и общество в целом.

Отсюда, развитие сферы культуры есть не что иное, как развитие (количественное и качественное обогащение, умножение, рост) всех составляющих ее системы и, конечно же, развитие самой деятельности: ее технологического совершенства (мастерства) и рациональной организации, производительности и внутреннего разнообразия, качества, разнообразия и доступности ее продуктов, результативности их воздействия на умы, сердца и поступки людей, на состояние общества. Все эти «выросшие» в процессе развития сферы культуры свойства деятельности и ее результатов, включая доступность и влияние, можно объединить общим понятием «эффективность».

Поэтому, более коротко и ясно говоря, интегральная цель развития культурной сферы области – это развитие ее культурного потенциала и эффективности культурной деятельности. Такова же, естественно, и цель областной культурной политики, призванной управленчески обеспечить условия для развития культурной сферы. Эта большая интегральная цель включает в себя, также достаточно объемные и сложные, но все же более конкретные цели («подцели») развития:

1. Развитие культурного  потенциала и эффективности продуктивной  творческой деятельности: создания  современных культурных ценностей  высокого качества (в идеале –  мирового уровня), сохранения, умножения  и развития содержательного, языкового  и видового разнообразия культурного  творчества и ее продуктов; увеличение  производительности культурного  производства;

2. Развитие культурного  потенциала и эффективности деятельности  по сохранению и функционированию  культурного наследия народов  России, региональных культурных  традиций, памятников, ценностей прошлого  и настоящего.

3. Развитие культурного  потенциала и эффективности деятельности  по распространению (оказанию культурных  услуг) и освоению (потреблению) населением  культурных ценностей.

Следует учитывать также, что прогрессивное развитие – это всегда, кроме роста количества и сложности, еще и модернизация и совершенствование системы, т.е. ее обновление, освобождение от устаревших (материально и морально) элементов, устранение негативных характеристик и дефицитов, решение (снятие с повестки дня) проблем и разрешение существующих противоречий, нахождение наилучших, или оптимальных, в данных условиях и при данном потенциале способов деятельности, ее организации и управления. Без этого не понять конкретных задач (содержания) развития, не определить его направлений, способов и средств.

Содержание сформулированных целей развития основных функциональных сфер культуры определяет систему задач по развитию этих сфер (они объединяют обеспечение условий развития самой творческой деятельности и ее результатов).

1. Задачи, вытекающие из  цели развития сферы производства  культурных ценностей:

- обеспечение развития  материально-технической базы культурного  производства и ее эффективности;

- обеспечение развития  программной (духовно-мировоззренческой  и методологической) основы культурного  творчества и ее эффективности;

- обеспечение развития  субъектов культурного творчества  и их эффективности;

- обеспечение развития  институций (учреждений) культурного  производства: модернизации, совершенствования  и развития организационно-управленческой  структуры (механизма) уже существующих  и создания новых эффективно  работающих институций;

- развитие системы управления (областного и муниципального) сферой  культурного производства: управленческого  обеспечения и стимулирования  модернизации, совершенствования и  развития творческих процессов, роста их интенсификации, разнообразия  и ценностного качества.

Критерии оценки развития сферы и управления ей: количество, разнообразие и качество созданных произведений, их востребованность и социально-духовное влияние.

2. Задачи, вытекающие из  цели развития сферы сохранения  и использования культурного  наследия, как и предыдущие, предполагают (чтобы не повторяться):

- модернизацию, совершенствование  и развитие компонентов обеспечивающего  эту сферу культурного потенциала; а также

- развитие системы управления (областного и муниципального) данной  сферой.

Критерии оценки: физическое, функциональное и эстетическое состояние сохраняемых объектов культурного наследия, интенсивность, разнообразие и качество практик его культурно-актуализирующего использования, что предполагает существование соответствующих нормативов.

3. Задачи, вытекающие из  цели развития сферы распространения  и потребления культурных ценностей, повторяют предыдущие в части  развития культурного потенциала  выполняющих данную деятельность  учреждений. Здесь, однако, следует  конкретизировать результативный  аспект развития, поскольку он  завершает и «венчает» цепочку  социального функционирования всей  сферы культуры и непосредственно  реализует (либо не реализует  или реализует недостаточно, некачественно, негативно) воздействие культуры  на людей, ее социальные функции:

- обеспечение развития  ассортимента (разнообразия), количества  и качества предоставляемых населению  культурных услуг и культурных  ценностей, их реальной доступности, востребованности и духовно-психологического  воздействия на людей;

- развитие системы областного  и муниципального управления  достижением желаемых результатов  развития данной сферы. Критерии оценки: число видов (жанров) предлагаемых учреждением (сетью) культурных услуг; количество и качество конкретных публичных культурных событий, их регулярность (частота проведения в единицу времени) и число зрителей; сила воздействия: аншлаги, устные и письменные отклики зрителей, повторение по их просьбе, приглашение на другие площадки, резонанс в СМИ, существование зрительских объединений друзей-волонтеров учреждения и/или проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие культуры в Свердловской области на 2011-2015 годы