Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Сибирского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель (задача) данной работы – охарактеризовать развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Северного федерального округа. При этом будет раскрыто социально-экономическое и экономико-географическое положение макрорегиона, рассмотрен его природно-ресурсный потенциал, определено развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства, а также освящены проблемы и перспективы развития округа.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. ЭКОНОМИКО-ГЕГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
1.1. Особенности географического положения и природные ресурсы...4
1.2. Население и трудовые ресурсы...........................................................12
Глава 2. СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
2.1.Размещение и развитие ведущих отраслей хозяйства...........................14
2.2.Внешнеэкономические связи Сибирского федерального округа.........19
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
3.1.Проблемы Сибирского Ф.О......................................................................21
3.2.Основные направления развития ............................................................24
Заключение............................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

РЭ курсовая СФО.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Начавшийся в 2008 году глобальный финансово-экономический кризис сформировал принципиально новые вызовы и угрозы для развития Сибири. В силу этого многие разделы ранее принятой стратегии устарели или не соответствуют текущей экономической, политической ситуации, а также отраслевым стратегиям и иным стратегическим документам, принятым в период с 2002 по 2009 год и определяющим стратегические приоритеты развития государства, пути, формы и сроки их реализации.

Наиболее важными из них являются: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского Региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 22 ноября 2008 года №1734-р, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением  Правительства Российской Федерации 17 июня 2008 года №877-р, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 13 ноября 2009 года, Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, утвержденная Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации 14 марта 2008 года, Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года и т.д.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации официально озвучили курс на ускоренное развитие экономики Сибири и Дальнего Востока в качестве одного из приоритетов государственной политики, в основе которого значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития общества. Необходимо создать все условия для изменений в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего для улучшения здоровья, экологии, образования, культуры, жилищных условий, безопасности.

 «Стратегия Сибири 2020» учитывает не только современное состояние экономики регионов Сибири (в частности, влияние кризиса на изменение траекторий ее развития), России, глобальной экономики и тренды их развития на перспективу, но и те последствия в социальной сфере, которые несет за собой реализация территориальных фрагментов транснациональных, национальных, межрегиональных и региональных проектов.

В данной Стратегии под термином «Сибирь» понимается территория субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Сибирского федерального округа.

Необходимо  отметить наличие устойчивых экономических связей регионов Сибирского федерального округа с регионами Дальневосточного и Уральского федеральных округов. Стратегические цели, приоритеты, задачи  и этапы развития данных регионов  нашли свое отражение  в Стратегии Сибири 2020 при описании общих тенденций социально-экономического развития.

Основные показатели масштаба и экономической эффективности производства к концу второго десятилетия XXI века должны начать соответствовать среднероссийским значениям, а по отдельным позициям – превосходить их. Среднегодовой темп прироста ВРП, начиная с 2012 года должен превышать среднероссийский темп роста ВВП на 0,2-0,3 процентных пункта.

Особенно заметным (по сравнению с регионами европейской части страны) должно стать преимущество развития регионов Сибири по показателям уровня жизни населения. Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью восполнения отставания развития социального сектора, допущенного в предыдущие годы, и превращение регионов Сибири в территории комфортного проживания и успешного ведения бизнеса. Начиная с 2016-2018 годов, население Сибири должно начать увеличиваться на 50-100 тыс. человек в год.

Основными приоритетами социально-экономического развития регионов Сибири, поддерживаемыми государством в 2010-2020 годах, будут являться:

Отраслевые приоритеты, реализуемые на основе высокотехнологичных и наукоемких производств, обеспечивающих модернизацию экономики сибирских регионов:

-  инновационные производства – информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;

-  машиностроение (буровое, горношахтное, трубопроводное оборудование, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное машиностроение), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;

-  добывающая промышленность (добыча нефти, газа угля, руды черных, цветных, благородных, редкоземельных металлов);

-  перерабатывающая промышленность – глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия, целлюлоза, бумага, высокотехнологичные ГСМ, продукты угле-, деревопереработки, металлургии);

-  агропромышленный комплекс (включая продукты питания органического производства);

-  энергетический комплекс (включая малую и нетрадиционную энергетику);

-  инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;

-  промышленность строительных материалов; строительство благоустроенного социального жилья, жилья экономкласса (в городах), а также индивидуальных домов (в сельской местности) для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса;

-  научное обеспечение, научное и сервисное обслуживание добывающей, перерабатывающей промышленности, строительства и агропромышленного комплекса;

-  высококачественные (включая экспортоориентированные) услуги транспорта, финансового сектора, науки и образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.

Пространственные приоритеты:

- в Сибирской Арктике, полярных и приполярных областях – интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов (нефть, газ), восстановление и развитие Северного морского пути (СМП), сохранение природной среды, языков и культуры коренных и малочисленных народов Севера, повышение качества их жизни;

- в Северо-Сибирском широтном поясе нового хозяйственного освоения (Средний Иртыш – север Омской области, Среднее Приобье – север Томской области, центральные районы Красноярского края – территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска, север Иркутской области, зона БАМа в Забайкальском крае, север Республики Бурятия, юг Республики Саха (Якутия) – энергетические проекты, строительство северо-российского транспортного коридора (Северо-Сибирская железнодорожная магистраль с выходом на Ивдель через Ханты-Мансийск, железная дорога Новоильинский-Озерный-Таксимо), добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, цветные, благородные и редкоземельные металлы) в размерах, обеспечивающих мировое ресурсное лидерство России, строительство экспортного трубопроводного транспорта и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки; строительство и реконструкция перерабатывающих производств (нефте-газо-углехимия, гелиевая промышленность, глубокая переработка древесины);

- в промышленной зоне Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития (центральные районы Омской области, южные районы Томской области, Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская области, южные районы Красноярского края, центральные и южные районы Иркутской области, Республики Бурятия, южные районы Забайкальского края) – строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, современных агрегатов, приборов, машин, оборудования и конструкций для добывающей, перерабатывающей и энергетической промышленности Сибири, Дальнего Востока и экспорта за рубеж; предприятий металлургического и лесного комплексов, химической промышленности, промышленности стройматериалов, осуществляющих выпуск новых конкурентоспособных материалов; предприятий, работающих в области информационных, телекоммуникационных технологий, наноиндустрии и биотехнологий. Формирование промышленной, технологической и научной опорной базы хозяйственного освоения северных, полярных и арктических территорий Сибири. Формирование опорной сети предприятий, обеспечивающих сервисное обслуживание техники и технологий, применяемых в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики Сибири. Формирование в административных и промышленных центрах регионов Сибири крупных городских агломераций, выполняющих функции конкурентоспособных транспортно-логистических, торгово-финансовых, научно-образовательных, культурных, инновационных и промышленных центров.

- в агропромышленной зоне Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития (республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская области, южные районы Иркутской, Омской, Томской областей, Республики Бурятия, Красноярского и Забайкальского краев) – формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна и продуктов его переработки).

Строительство магистральных элеваторов на территории Сибири и портовых элеваторов (зернового терминала) на Дальнем Востоке. Строительство современных животноводческих комплексов, объектов кормопроизводства, тепличных овощеводческих комплексов. Развитие направлений по переработке льна, льноволокна, шерсти, кож сельскохозяйственных животных на основе формирования и выполнения государственного и муниципального заказа.

Строительство нового энергосберегающего жилья для специалистов агропромышленного комплекса и работников вахтовых смен на добывающих предприятиях Арктики, полярных, приполярных областей и Северо-Сибирского широтного пояса хозяйственного освоения. Формирование опорной структуры поселений, обеспечивающих агропромышленный и добывающий комплексы высокопрофессиональной рабочей силой на постоянной основе и в форме вахт.

Целесообразность применения «широтного зонирования» при формулировании межрегиональных приоритетов социально-экономического развития регионов Сибири определяется множественностью исторически сложившихся сходных по структуре и размерности характеристик развития существующей и перспективной ресурсной специализации отдельных районов нескольких субъектов Российской Федерации, находящихся примерно на одинаковой географической широте.

В дальнейшем, в зависимости от целей, формулируемых в том или ином разделе «Стратегии Сибири 2020», пространственная структура будет рассматриваться как на основе «широтного зонирования», экономического районирования, утвержденного в Общесоюзном классификаторе экономических регионов ОК 024-95 и Изм.№1(ИУС 9-98), так и в привязке к существующему административно-территориальному делению. И в первом, и во втором, и в третьем случаях расчеты индикаторов социально-экономического развития опираются на официальную статистику, что обеспечивает их сравнимость и сопоставимость.

 Основные социально-экономические показатели 
развития регионов Сибирского федерального округа 
в январе-апреле 2010 года 1)

таблица 4

 

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, в действующих ценах, млн. руб.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб.

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Сибирский федеральный округ

243940

561341

167745

65658

Республика Алтай

120

372

650

736,4

Республика Бурятия

2389

9647

6129

933,5

Республика Тыва

563

115

1082

309,5

Республика Хакасия

5391

14318

5562

1636,5

Алтайский край

1007

41548

12544

2051,4

Забайкальский край

7870

2549

5736

2194,3

Красноярский край

76762

151521

33072

17393,6

Иркутская область

12580

71844

27291

6104,5

Кемеровская область

98611

82429

29433

13603,8

Новосибирская область

4776

50015

23449

6264,9

Омская область

2398

113827

13608

5638

Томская область

31473

23158

9186

8791,7


 
продолжение таблицы 4

 

Строительство жилых домов, тыс.кв.м. общей площади

Оборот розничной торговли, млн. руб.

Объем платных услуг населению, млн. руб.

Число зарегистрированных преступлений, единиц

Сибирский федеральный округ

1536,8

522422,5

144293,2

155373

Республика Алтай

40

3713,2

844,5

2023

Республика Бурятия

60,9

26944,4

5820,6

8759

Республика Тыва

11,4

3455

987,4

1920

Республика Хакасия

34,4

8522,5

3200,9

3852

Алтайский край

187

48476,3

15639,9

16439

Забайкальский край

42,7

28514,8

6652,9

10157

Красноярский край

310,3

93688,4

24545

23848

Иркутская область

170

60163,5

18628,4

22309

Кемеровская область

258,6

79165,1

19865,7

21547

Новосибирская область

208,5

89780,2

22001,8

23862

Омская область

125,1

53357,3

15566,2

12291

Томская область

87,9

26641,8

10539,7

8366

Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Сибирского федерального округа