Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Сибирского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель (задача) данной работы – охарактеризовать развитие и размещение ведущих отраслей хозяйства Северного федерального округа. При этом будет раскрыто социально-экономическое и экономико-географическое положение макрорегиона, рассмотрен его природно-ресурсный потенциал, определено развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства, а также освящены проблемы и перспективы развития округа.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. ЭКОНОМИКО-ГЕГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
1.1. Особенности географического положения и природные ресурсы...4
1.2. Население и трудовые ресурсы...........................................................12
Глава 2. СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
2.1.Размещение и развитие ведущих отраслей хозяйства...........................14
2.2.Внешнеэкономические связи Сибирского федерального округа.........19
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
3.1.Проблемы Сибирского Ф.О......................................................................21
3.2.Основные направления развития ............................................................24
Заключение............................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

РЭ курсовая СФО.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2.Внешнеэкономические  связи Сибирского федерального  округа

 

Международная и внешнеэкономическая деятельность регионов Сибирского федерального округа является составной частью внешней политики России и реально влияет на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, наполняя конкретным содержанием международные связи.

В сфере внешнеэкономической деятельности основные перспективы связаны с расширением торговли с Китаем, Казахстаном, Украиной, Киргизией и Монголией, а также с развитием сотрудничества деловых кругов Сибири с предпринимателями из Италии, Франции и ФРГ.

Сибирский федеральный округ уже не первый год демонстрирует колоссальную диспропорцию между экспортом и импортом товаров, 15 млрд. и 2,5 млрд. долларов соответственно (за январь-октябрь 2004г.). Своего пика положительное сальдо достигает в Кемеровской области - 94% экспорта на 6% импорта. Наиболее мощные составляющие экспорта «Норильский никель», алюминиевая промышленность и лесопромышленный комплекс. Начинают наращивать обороты угольная и химическая промышленности. Вес остальных отраслей не столь значим. Кроме того, экономика, построенная на вывозе сырья - признак слаборазвитой страны.

В экспорте сибирской продукции учитывается тот факт, что все сибирские ресурсы очень транспортоемки: руда, уголь, нефть, газ требуют высоких затрат на перемещение. Эго утяжеляет продукцию по стоимости. Конкурентоспособность сибирских ресурсов, несмотря на их востребованность, достигается с большим трудом - в основном, путём снижения издержек за счет больших объемов. При этом, чем меньше будет транспортная составляющая в цене этих ресурсов, тем они будут конкурентоспособнее. Таким образом, экспортерам СФО приходится ориентироваться со временем все больше не на рынок США, Европы или Японии, а на значительно более близкий Китай - страну с растущей экономикой, которая нуждается в угле, лесе, нефти и полезных ископаемых.

 

 

 

 

3. Экспорт и импорт по субъектам  РФ Сибирского федерального округа

Название субъекта РФ и группы стран

Экспорт

Импорт

Стоимость, тыс. долларов

Удельный вес, %

В % к соответств. периоду прошлого года

Стоимость, тыс. долларов

Удельный вес, %

В % к соответств. периоду прошлого года

ВСЕГО по СФО

7 245 909.5

100.0

120.3

1 259 475.5

100.0

103.8

страны дальнего зарубежья

6 393 109.0

88.2

117.8

848 154.2

67.3

95.4

страны СНГ

852 800.5

11.8

142.2

411 321.3

32.7

127.1

в том числе по субъектам РФ:

           

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

136 824.8

1.9

57.2

104 147.1

8.3

234.5

страны дальнего зарубежья

40 015.6

29.2

24.7

63 285.7

60.8

245.1

страны СНГ

96 809.1

70.8

125.4

40 861.4

39.2

219.8

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ

27 386.6

0.4

67.5

71 518.9

5.7

113.5

страны дальнего зарубежья

19 205.8

70.1

47.9

69 752.2

97.5

110.7

страны СНГ

8 180.8

29.9

в17.9р

1 766.7

2.5

в 245р

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

1 082 141.8

14.9

114.6

199 587.4

15.8

90.3

страны дальнего зарубежья

1 030 531.2

95.2

116.1

160 039.7

80.2

93.9

страны СНГ

51 610.6

4.8

90.6

39 547.7

19.8

78.3

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

2 590 758.1

35.8

131.9

143 110.5

11.4

97.2

страны дальнего зарубежья

2 302 797.2

88.9

128.7

77 077.5

53.9

69.2

страны СНГ

287 960.9

11.1

164.6

66 033.0

46.1

184.2

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

733 865.8

10.1

89.2

258 377.3

20.5

84.5

страны дальнего зарубежья

694 471.1

94.6

89.5

193 647.0

74.9

72.5

страны СНГ

39 394.7

5.4

84.0

64 730.3

25.1

166.8

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

312 770.6

4.3

220.3

180 312.1

14.3

104.3

страны дальнего зарубежья

203 221.1

65.0

234.3

156 091.7

86.6

105.3

страны СНГ

109 549.5

35.0

198.3

24 220.4

13.4

98.6

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

96 827.1

1.3

138.5

72 906.8

5.8

125.9

страны дальнего зарубежья

57 877.3

59.8

160.3

34 087.7

46.8

156.4

страны СНГ

38 949.7

40.2

115.2

38 819.1

53.2

107.5

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

9 210.9

0.1

в 6.2р

715.2

0.1

146.2

страны дальнего зарубежья

9 199.2

99.9

в 6.4р

715.2

 

155.7

страны СНГ

11.7

0.1

30.3

-

-

-

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

51 282.9

0.7

61.2

32 298.6

2.6

150.3

страны дальнего зарубежья

49 949.6

97.4

63.5

15 831.8

49.0

257.2

страны СНГ

1 333.3

2.6

25.8

16 466.9

51.0

107.4

РЕСПУБЛИКА ТЫВА

300.7

0.0

в24.1р

664.8

0.1

148.6

страны дальнего зарубежья

43.5

14.5

в 3.5р

623.0

93.7

139.5

страны СНГ

257.2

85.5

-

41.7

6.3

в55.9р

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

456 791.4

6.3

144.2

121 777.0

9.7

121.2

страны дальнего зарубежья

451 911.1

98.9

144.1

50 296.9

41.3

117.3

страны СНГ

4 880.4

1.1

160.3

71 480.1

58.7

124.1

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

126 467.3

1.7

185.6

53 455.2

4.2

84.9

страны дальнего зарубежья

103 891.0

82.1

212.1

7 098.4

13.3

39.8

страны СНГ

22 576.3

17.9

117.9

46 356.9

86.7

102.7

ПРОЧИЕ СУБЪЕКТЫ

1 621 281.5

22.4

121.7

20 604.5

1.6

139.0

страны дальнего зарубежья

1 429 995.2

88.2

118.7

19 607.3

95.2

143.1

страны СНГ

191 286.3

11.8

150.8

997.1

4.8

88.9


 

Экспорт и импорт, товарооборот товаров по странам по Сибирскому федеральному округу за январь-март 2010 г. По СФО: экспорт, тыс. долл. - 7 245 909.5, импорт, тыс. долл. - 1 259 475.5; товарооборот, тыс. долл. - 8 505 385.0, в % к соответствующему периоду прошлого года - 117.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

3.1.Проблемы Сибирского  Ф.О

 

Среди главных проблем Сибирского федерального округа - экономика, границы и криминогенная ситуация.

Президент признал, что государство по серьезному еще не приступало к обустройству границы в Сибирском федеральном округе. Между тем, по словам главы государства, охрана границ - важнейший аспект для СФО. "По территории округа проходит самая протяженная часть сухопутной границы страны", - сказал Путин, отметив, что "проблемы ее полноценного обустройства не решена". Прежде всего, отметил президент, это касается российско-казахстанского и российско-монгольского участков.

По его словам, речь не идет о "создании погранполосы по советскому образцу, а о создании современной цивилизованной границы, которая, с одной стороны, стала бы препятствием на пути незаконной миграции, контрабанды, трансграничной преступности, но и создавала бы условия для нормального приграничного сотрудничества в торговле и туризме". Путин обратил внимание членов Совета безопасности на то, что "криминальные группировки пытаются брать под контроль важнейшие отрасли экономики, природные богатства" Сибирского федерального округа.

"Все еще не удается переломить  негативные тенденции в криминогенной обстановке. Уровень преступности остается высоким, а в ее структуре преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления, - сказал Путин. - Криминальные группировки пытаются брать под контроль важнейшие отрасли экономики, природные богатства. И в этой ситуации правоохранительные органы еще не всегда действуют эффективно".

Среди главных проблем Сибирского федерального округа президент назвал экономику. Экономическая ситуация в округе за последние годы "несколько стабилизировалась" - отмечается рост валового регионального продукта, в прошлом году промышленное производство выросло на 4 процента, сказал президент России. "Но даже этот рост достигнут, главным образом, за счет предприятий, работающих на экспорт - добывающих и перерабатывающих сырье, - указал глава государства. - При недостаточных трудовых ресурсах в Сибири сосредоточены колоссальные природные богатства, работают крупные промышленные и научные центры, предприятия ОПК".

Однако, подчеркнул Путин, эффективность их использования низка. Большинство сибирских территорий остаются дотационными, "сохраняется сырьевая направленность экономики", сказал президент. Кроме того, "остро стоят вопросы изношенности основных фондов, дефицита инвестиций и восполнение сырьевой базы". "Ситуация усугубляется высокими энергетическими и транспортными тарифами", - сказал Путин.

Он напомнил, что в прошлом году была принята Стратегия экономического развития Сибири. Между тем, по словам президента, механизмы ее реализации "пока не очень ясны". "Нет четких решений и по выдвинутым округом инициативам в части усиления инновационной деятельности", - заявил глава государства и предложил поговорить о том, как идет реализация этих программ. Путин обратил внимание и на "крайне тяжелую экологическую и санитарно-эпидемиологическая обстановку" в округе.

"Из десяти самых неблагополучных  в экологическом плане российских  городов половина - пять - находится  в Сибири, - сказал президент. - На  сибирские предприятия приходится  до трети вредных выбросов  в окружающую среду". Настоящим бедствием президент назвал и лесные пожары. Как отметил Владимир Путин, в округе "высоки смертность и социально обусловленные заболевания - наркомания, туберкулез, СПИД, а уровень наркомании превышает среднероссийский показатель на 73 процента".

"Отдельно остановлюсь на  проблеме военной безопасности  и технической безопасности важнейших  стратегических объектов, - сказал  президент, открывая в субботу  в Кремле заседание Совбеза. - Их высокая концентрация в  Сибирском округе - одна из его  особенностей". "Просил бы на этом вопросе остановиться подробнее", - сказал глава государства и предложил обсудить меры по улучшению ситуации в этой сфере.

Путин отметил, что это не первое заседание СБ, посвященное региональной проблематике. Глава государства напомнил, что Совет безопасности уже анализировал ситуацию в Дальневосточном федеральном округе и положение в Калининградской области. "И, по общему мнению, такая практика полезна ", - сказал президент.

Экологическая обстановка на территории целого ряда регионов Сибирского федерального округа остается неблагополучной, а степень загрязнения природной среды – высокой, Следствием загрязнения окружающей среды является снижение плодородия почв, деградация и опустынивание земель, гибель растительного и животного мира, ухудшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. В совокупности это приводит к исчезновению с лица Земли целых экосистем и биологических видов, ухудшению здоровья населения и уменьшению продолжительности жизни людей.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее острых экологических проблем округа, т.к. основная часть населения проживает в районах, где концентрации загрязняющих веществ в воздухе регулярно превышают предельно допустимые уровни. Загрязнение атмосферы во многих городах округа является результатом чрезвычайно высокой концентрации различных производств. Концентрация промышленных предприятий вблизи жилых районов, часто повторяющиеся метеорологические условия, неблагоприятные для рассеивания выбросов, обуславливают высокий уровень загрязнения атмосферы. По данным специалистов госконтроля в области охраны окружающей среды ДГК по СФО в течение ряда лет отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в 28 городах округа, среди которых: Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Омск, Улан-Удэ, Чита и др.

В условия дальнейшего наращивания объемов промышленного производства, преимущественно, на морально и физически устаревшем технологическом оборудовании в базовых отраслях экономики, а также неуклонно растущего количества автомобилей следует ожидать дальнейшего ухудшения качества атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах округа.

И все же на территориях республик, краев и областей ведется работа по разработке и внедрению природоохранных мероприятий, направленных на сокращение объемов выбросов – осуществляется реконструкция и модернизация золоуловителей, а также технологические мероприятия по подавлению образования выбросов вредных веществ в атмосферу. Проводятся мероприятия по переводу стационарных источников и автотранспорта на альтернативные и менее экологически опасные источники топлива (газ, газо-моторное топливо, неэтилированный бензин).

Состояние земельных ресурсов

На территории Сибири, как и России в целом, наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния земельного фонда из-за нерационального его использования, загрязнения токсикантами разного происхождения, сокращения работ по мелиорации, поддержанию естественного плодородия почв и охране земель.

Существенное воздействие на окружающую среду оказываются последствия ликвидации угольных шахт, разрезов, обогатительных фабрик. Шахты ликвидируются, как правило, методом полного или частичного затопления, что приводит к угрозе аварийного затопления близлежащих работающих шахт, подтоплению промышленных зданий и сооружений, загрязнению подземных вод, являющихся источником питьевого водоснабжения населения, проживающего в близлежащих населенных пунктах. Только в Кузбассе нарушено около 100 тыс. га земель, при этом рекультивировано менее 20 тыс. га. Ориентировочно площадь ликвидируемых угледобывающих предприятий составляет 30 тыс. га и на большей их части необходимо проведение рекультивации. Включая действующие шахты и разрезы, рекультивация нарушенных земель необходима, как минимум, на площади 55 тыс. га.

Одной из крупных экологических проблем региона является загрязнение природной среды продуктами разведки, добычи, транспортировки и переработки нефти. Как известно, потери нефти и продуктов ее переработки при добыче, транспортировке и использовании в течение года достигают 2% от общего объема. Крайне напряженная экологическая ситуация сложилась и усугубляется на территории, пересекаемой магистральными нефте- и продуктопроводами из-за высокой аварийности их линейной части и вспомогательного оборудования, выработавших нормативные сроки эксплуатации. Массовый характер приобрели случаи преднамеренного разрушения оборудования трубопроводов, с целью врезок для хищения топлива. При этом, по утверждению специалистов, устранение таких нарушений как загрязнение земель, невыполнение обязанностей по улучшению и охране земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы зачастую требует длительного времени и значительных средств на проведение восстановительных мероприятий.

 

 

 

 

3.2.Основные направления  развития

 

Стратегической целью Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения Сибири на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию национальных стратегических интересов России в мировом сообществе.

 «Наша гордость – сибирская наука – сильна не только фундаментальными исследованиями, но и прикладными решениями. Каждый год появляются научные разработки, готовые для внедрения. Наша главная задача – найти им правильное применение», – подчеркнул Анатолий Квашнин. Участники конференции приняли решение активизировать сотрудничество между органами власти городов Сибири, инновационными предприятиями и ассоциациями высокотехнологичного бизнеса. Перед главами городов была поставлена задача обеспечить всестороннюю консультационно-информационную поддержку эффективной хозяйственно-экономической деятельности. Также была подчеркнута необходимость взаимодействия власти и бизнеса в реализации инвестиционных проектов.

«Органы муниципальной власти должны создавать комфортные социально-экономические условия для развития бизнеса», – отметил полномочный представитель.

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее «Стратегия Сибири 2020») формулирует основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территории регионов Сибирского федерального округа в период с 2010 до 2020 года включительно.

Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Сибирского федерального округа